фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр. Rambler's Top100
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания
  •  

     

    Виды взрывов

    и характер их воздействия на корабль

     



    Здесь приведено несколько фотографий пусковых установок и ракет.


    Слева направо:
    "Аметист", "Базальт", "Гранит", "Москит".

    Аметист

    Базальт Гранит Москит


         К обычным боевым средствам, применяемым против надводных кораблей, относятся: торпеды, мины, авиационные бомбы, реактивные и артиллерийские снаряды. Сила разрушительного действия каждого из этих боевых средств зависит главным образом от веса взрывчатого вещества, а также от расстояния и расположения центра взрыва по отношению к кораблю.
     

    Когда центр взрыва располагается выше уровня воды, такой взрыв называется надводным, а когда ниже уровня воды — подводным.
     

    В зависимости от того, как располагаются по отношению к кораблю надводные и подводные взрывы, они могут быть контактными и неконтактными.
     

    Контактный взрыв — это взрыв, происходящий непосредственно на корабле, неконтактный взрыв — это взрыв, происходящий на некотором отдалении от корабля.
        

         Рассмотрим воздействие на корабли различных видов взрывов.

     
         Основное разрушительное действие на корабль надводного неконтактного взрыва обусловливается силой ударной волны и осколков. Поражающее действие надводного взрыва резко возрастает от уменьшения расстояния между центром взрыва и кораблем, так как резко возрастает сила ударной волны и осколков и возможно непосредственное действие газов взрыва.
    При контактном взрыве образуется ударная волна, которая мгновенно проходит по кораблю и вызывает резкое его сотрясение. От сгорания взрывчатого вещества возникает давление газов, доходящее до 10000 и более атмосфер. Это давление разрушает корпусные конструкции, оружие и технические средства. Затем в район разрушения устремляются газы, увлекающие за собой обломки, которые с огромной силой летят внутрь корабля и усиливают разрушения.
    Температура газов и осколков очень высока, поэтому, как правило, в районе взрыва загораются горючие вещества. При подводных контактных взрывах иногда пожары не возникают, так как поднятая вверх вода при своем падении заливает очаг пожара.
     

    При сильных контактных взрывах на корабле образуются три зоны разрушения.

     Первая зона разрушения образуется в районе взрыва. В этой зоне в определенном радиусе полностью разрушаются корпус, технические средства и оборудование. От действия раскаленных газов и осколков возможно возникновение пожаров. При подводном взрыве район первой зоны мгновенно затапливается забортной водой. зоны разрушения при контактном взрыве
     

    Вторая зона разрушения примыкает непосредственно к первой зоне. Во второй зоне корпусные конструкции и технические средства повреждаются частично. Наиболее характерными повреждениями в этой зоне являются: трещины и осколочные пробоины переборок и палуб, деформации люков, горловин, заклинивания механизмов и сдвиг их с фундаментов, повреждения трубопроводов и электрокабелей, осыпание кладки топок котлов.
    Вследствие короткого замыкания электрооборудования и повреждения топок котлов возможны пожары. Район второй зоны может постепенно затапливаться водой через небольшие пробоины и щели в обшивке, переборках и палубах, а также мазутом или маслом из поврежденных цистерн или трубопроводов.
     

    Третья зона разрушения может образоваться в любом месте корабля, часто даже на удаленном расстоянии от центра взрыва.
    Появление третьей зоны разрушения объясняется тем, что от центра взрыва, кроме поперечных сил, в обе стороны корабля будут действовать продольные ударные силы. Характерным в этой зоне бывает появление в наиболее слабых местах обшивки и палуб гофр (складок), трещин и разрывов. Возможны также деформации кронштейнов валов.
    В третьей зоне от сотрясения возможны частичные повреждения технических средств, аналогичные повреждениям второй зоны. Район третьей зоны может затапливаться фильтрационной водой.
    Подводный неконтактный взрыв наиболее опасен непосредственно под кораблем, так как в этом случае основная сила взрыва будет направлена на днищевую часть корабля, не имеющую у большинства классов кораблей специальной конструктивной защиты.
    При подводных неконтактных взрывах на большой площади подводной части корпуса образуются вмятины, разрывы обшивки, ослабления швов и трещины.
    От сотрясений внутри помещений значительно повреждаются механизмы, системы и устройства.
    При приближении центра взрыва к кораблю характер повреждения корпуса изменяется. Взрыв мощного боевого средства на расстоянии 5—8 м от корпуса корабля подобен контактному взрыву с ярко выраженным контуром пробоин.
    При неконтактных удаленных от корабля подводных взрывах образования трех зон разрушения почти не наблюдается, но при близких взрывах эти три зоны проявляются, правда, менее четко, чем при контактных взрывах.

     

     

    Повреждение кораблей обычными средствами


     

    Повреждения от торпед и мин



    По характеру и объему разрушения, вызываемые минами и торпедами, мало отличаются друг от друга.
    При контактных взрывах пробоины в корпусе корабля представляют собой чашеобразную вмятину с разрывом обшивки. Набор корпуса в месте взрыва обычно превращается в бесформенные, скрученные обломки. Как показал опыт войны, радиус разрушения от контактных взрывов торпед и мин доходит до 15—16м. Такое разрушение опасно даже современным тяжелым кораблям.
    Неконтактные взрывы торпед и мин на небольшом удалении от днища корабля также могут быть очень опасными, так как они охватывают большую площадь подводной части корпуса. Например, взрыв мины или торпеды на расстоянии 5 м под днищем тяжелого корабля образует пробоину площадью до 150 кв. м, а общая площадь повреждения может доходить до 300 кв. м.
    При таких взрывах затопление корабельных помещений получается на большой длине и бороться с водой трудно, так как она будет поступать в корабль во многих местах. Особенно опасны взрывы в средней части корабля, так как прочность продольных связей может оказаться недостаточной, чтобы противостоять разрушениям с радиусом 10—15 м.
    В американский легкий крейсер «Хоустон» водоизмещением 12000 т попали две торпеды, сброшенные с японских самолетов.
    Первая торпеда попала в район носовой машинной установки по правому борту. В результате взрыва машинные и котельные отделения были затоплены, а всего оказалось затопленными 36 помещений. Крейсер принял более 6000 т воды, накренился на 16°, лишился хода и почти всех электроэнергетических средств.
    Особо тяжелое состояние корабля наступило после попадания второй торпеды в кормовую часть, когда было затоплено еще 22 помещения и возник пожар в бензохранилище.
    Продольные связи корпуса в средней части корабля были сильно повреждены первой торпедой, и возникла реальная угроза перелома корабля.
    Для спасения крейсера переборки, палубы и люки подкрепили деревянными подпорами, заделали пробоины, главным образом в верхних помещениях, и откачали воду из них, что несколько повысило остойчивость корабля и несколько уменьшило крен. Для еще большего повышения остойчивости из верхних помещений в нижние перегрузили около 250 т боеприпасов. затопление отсеков на крейсере от 2 торпед
    затопление отсеков на крейсере от 2 торпед
    Поврежденные продольные связи корпуса в средней части укрепили наваркой стальных листов и полос. После этого корабль был отбуксирован в базу. (На рисунках: слева направо сверху вниз: третья палуба; первая платформа; вторая палуба; сплошная штриховка - немедленное затопление после первого попадания, диагональная штриховка - дальнейшее затопление после первого попадания, остальная штриховка - затопление после второго попадания).
    Взрывы торпед и мин в оконечностях крейсеров, как правило, приводили к отрыву оконечности при сохранении корабля на плаву.
    Эскадренные миноносцы переносили такие взрывы тяжелее, однако при взрывах в носовой оконечности они в большинстве случаев оставались на плаву с оторванной носовой оконечностью и иногда даже сохраняли ход,
    Взрыв мины или торпеды в кормовой оконечности эскадренного миноносца всегда ведет к потере хода, так как повреждаются гребные винты, валы и главные турбины.
    В отдельных случаях эскадренные миноносцы выдерживали попадание двух торпед в обе оконечности, но при этом лишались хода.
    Взрывы мин в параванах на расстоянии до 8—10 м от борта эскадренного миноносца приводили к образованию гофр, трещин и разрывов обшивки корпуса, а также к нарушению герметичности топливных и масляных цистерн. От сильного сотрясения выходили из строя измерительные приборы и приборы управления, обрушивалась кладка топок котлов, и образовывались трещины в фундаментах и корпусах механизмов. Были случаи изгиба гребных валов.

     

    Повреждения кораблей от авиационных бомб



    Во время второй мировой войны прямые попадания авиационных бомб наносили кораблям серьезные повреждения и иногда приводили к гибели даже хорошо защищенные тяжелые корабли. Например, немецкий линейный корабль «Адмирал Тирпиц» в результате попадания авиабомб опрокинулся и затонул.
    В кормовую часть английского крейсера «Суссекс» попала бомба весом 250 кг и, пробив все палубы, разорвалась в трюме. Осколками были повреждены топливные цистерны, и топливо протекло в машинные отделения. Возник пожар, охвативший оба машинных отделения и всю кормовую часть корабля. Были повреждены дейдвудные трубы, гребные валы и винты. Через пробоины в обшивке корпуса корабль принял большое количество воды и накренился на 23°.
    Авиационная бомба весом 250 кг, попадая в легкий корабль, как правило, полностью разрушала один — два отсека, при этом смежные отсеки получали частичные повреждения, и в различных местах обшивки и палуб возникали гофры.
    Были случаи, когда бомба, попадая в оконечность легкого корабля, настолько разрушала продольные связи, что оконечность отрывалась. Так было, например, с одним из наших эсминцев, в носовую часть которого попала фугасная бомба весом 250 кг. Взрывом была оторвана носовая часть на длине 18 м; от ударной волны и сильного сотрясения в кормовой части корабля образовались гофры, нарушилась центровка главных турбин, ряд вспомогательных механизмов заклинило, осыпалась оптика дальномеров.
    Бомбы, разрывающиеся возле корабля при ударе об воду, дают большое количество осколочных пробоин в корпусе и в надстройках и выводят из строя личный состав. Осколки, проникая внутрь корабля, повреждают технические средства и оборудование.
    Авиационные бомбы, взрывавшиеся в воде возле корабля, приносили повреждения примерно такие же, как подводный взрыв любого боевого средства с соответствующим количеством взрывчатого вещества.

     

    Повреждение кораблей от артиллерийских снарядов



    Во время второй мировой войны повреждения от артиллерии имели корабли всех классов.
    Артиллерийские снаряды по силе взрыва уступают минам, торпедам и авиационным бомбам, так как вес взрывчатого вещества даже в крупнокалиберных снарядах не достигает более 150 кг.
    Взрывы артиллерийских снарядов нередко приводили к пожарам на кораблях.
    Однако были случаи, когда от артиллерийского огня значительно теряли свою боеспособность и даже погибали большие корабли. Например, английский линейный крейсер «Хууд» водоизмещением в 42000 т погиб от артиллерийского удара немецкого линейного корабля «Бисмарк». Предположительно, в «Хууд» попало три—четыре 381-мм снаряда. Снаряды, пробив броневую защиту, вызвали детонацию боеприпаса носовой группы артиллерийских погребов. Линейный крейсер был разорван надвое и затонул через 3—4 мин.
    При аналогичных обстоятельствах погиб японский линейный корабль «Кирисима» после попадания в. него 406-мм артснаряда американского линейного корабля «Вашингтон». Однако приведенные случаи гибели линейных кораблей единичны и являются следствием главным образом пороков броневой защиты этих кораблей, а также применения энергично детонирующего боеприпаса, что особенно характерно для английского флота.
    Если же принять во внимание все случаи артиллерийских боев во время второй мировой войны, то можно сделать общий вывод, что корабли постройки периода второй мировой войны обладали значительной живучестью под ударами артиллерии, хотя повреждения часто были тяжелыми.

     

    Повреждение кораблей атомным оружием


    Боевые средства, имеющие атомный заряд, по силе взрыва значительно превосходят боевые средства с обычными взрывчатыми веществами и по воздействию на корабли резко отличаются от них.
    При атомном взрыве на корабль действуют: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение.

              Действие на корабль ударной волны

    Наибольшее поражающее действие на корабли оказывает ударная волна, образующаяся после атомного взрыва.
    Ударная волна надводного атомного взрыва подобно ударной волне обычных взрывчатых веществ представляет собой область сильно сжатых газов. Давление воздуха во фронте ударной волны вблизи центра взрыва достигает многих тысяч атмосфер. Двигаясь с большой скоростью, ударная волна на своем пути производит. огромные разрушения. С увеличением расстояния от центра взрыва скорость и сила ударной волны заметно слабеют, однако на расстоянии нескольких сот метров от центра взрыва они бывают достаточными, чтобы произвести значительные повреждения на кораблях.
    Как показали испытания атомных бомб (среднего калибра), проведенные американцами в районе атолла Бикини в 1946 году, ударная волна выводит корабли из строя или наносит им очень тяжелые повреждения на расстоянии 800—1000 м от эпицентра взрыва. Сильные повреждения она наносит на расстоянии 1000— 1150 м, средние повреждения—на расстоянии до 1330 м и легкие повреждения — на расстоянии до 1670 м.
    Естественно, что степень поражения во многом зависит от класса корабля. Например, два линкора, находившиеся на удалении 500—600 м от эпицентра взрыва, имели вмятины обшивки, пробоины в верхней палубе, разрушения надстроек и паровых котлов (ударная волна проникла через трубы), но остались на плаву. Примерно такие же повреждения получил на расстоянии 1400 м один тяжелый крейсер. Артиллерия в башнях не пострадала.
    Корабли с легкой конструкцией корпуса подвергались более серьезному воздействию. Так, авианосец водоизмещением 10 000 г, стоявший в 800 м от эпицентра взрыва, имел вмятины обшивки глубиной до одного метра, разрушенные палубы и течь корпуса.
    При надводных взрывах ударная волна действует особенно сильно на надводную часть кораблей. Так, например, на расстоянии 1700 м от эпицентра взрыва давление во фронте ударной волны в 16 раз превышает давление ветра при самом сильном урагане. Отсюда понятна опасность опрокидывания кораблей, обладающих большой парусностью и малой остойчивостью. От ударной волны атомного взрыва страдают не только надстройки, такелаж, дымовые трубы, оборудование и оружие, находящиеся на открытых площадках, но ударная волна, врываясь внутрь корабля через какие-либо открытые отверстия, вызывает там повреждения. Проходя по коридорам, она разрушает на своем пути легкие переборки, плохо закрытые люки, ломает трапы. Проникая через дымовые трубы и шахты котельных вентиляторов, она попадает в топку и с силой давит на щиты котла, разрывает их и делает котел непригодным для работы. Только полная герметизация корпуса корабля может уменьшить разрушения оборудования и технических средств, расположенных внутри, и защитить личный состав внутренних боевых постов.
    При подводном атомном взрыве образуется мощная ударная волна в воде. По величине давления и скорости распространения она намного превосходит воздушную ударную волну, так как в воде энергия взрыва передается в несколько раз быстрее, чем по воздуху.
    Характер повреждений кораблей при подводном атомном взрыве зависит главным образом от расстояния их от центра взрыва.
    Ориентировочно можно считать, что при подводном взрыве атомной бомбы среднего калибра корабли получают сильные повреждения (или выходят из строя) на расстоянии 600—650 м от центра взрыва, значительные повреждения — на расстоянии 750—800 м и легкие повреждения — на расстоянии 1000 м и более.
    При подводном атомном взрыве корабли могут получать разрушение и повреждение подводной части корпуса, рулей гребных валов и винтов, а также разрушение и повреждение механизмов, систем, устройств от сотрясения и от затекания ударной волны внутрь корабля через забортные отверстия.
    При подводном атомном взрыве образуются поверхностные волны высотой до 25 м и более. Эти волны могут нанести кораблям серьезные повреждения, особенно потерявшим ход и уже имеющим повреждения.

              Действие светового излучения

    Световое излучение надводного атомного взрыва продолжается несколько секунд, но особо сильное длится не более 0,3— 4 сек. По своей яркости оно в несколько раз превосходит солнечный свет. Поэтому, несмотря на кратковременность, световое излучение атомного взрыва может воспламенить и обуглить различные материалы, а у людей — вызвать временное ослепление и ожоги открытых участков тела. При сильном тумане, снегопаде или дожде действие светового излучения значительно уменьшается.
    При подводном взрыве световое излучение поглощается водой и поражающего действия не производит.
    С увеличением расстояния от центра взрыва поражающее действие светового излучения быстро уменьшается, однако пожар на корабле от светового излучения при надводном взрыве атомной бомбы среднего калибра может возникнуть на расстоянии до 3000 м от эпицентра взрыва. В этом случае возможно воспламенение брезентовых чехлов, деревянных настилов и рангоута, пеньковых тросов, пожарных и топливных шлангов, краски различных предметов шхиперского имущества и т. п.
    Боевой технике световое излучение серьезных повреждений причинить не может.
    В отдельных случаях при прямом воздействии световых лучей возможно обугливание различных резиновых деталей, обгорание или потемнение краски и других горючих материалов.

              Действие радиоактивного излучения

    Радиоактивное излучение, сопровождающее атомный взрыв, обладает большой проникающей способностью. Такое излучение называется проникающей радиацией. Ее действие при атомном взрыве продолжается 10—15 секунд. Однако она вредно влияет на организм человека и может вызвать заболевание, называемое лучевой болезнью.
    Радиоактивные вещества, выпадающие в районе взрыва и по пути движения дымового облака, заражают воду и корабли. Они не имеют никаких внешних признаков (цвет, запах) и обнаруживаются лишь с помощью специальных приборов, называемых дозиметрическими.
    В зараженном районе человек подвергается действию радиоактивного .излучения и опасности попадания радиоактивных веществ на кожу и внутрь организма, что может вызвать местные поражения в виде язв и воспалений. При больших дозах радиации и особенно при попадании радиоактивных веществ внутрь организма возможна лучевая болезнь.
    Вода сильно заражается при подводном атомном взрыве и является источником заражения для окружающих предметов и людей.
    Оружию и технике радиоактивные вещества вреда не приносят, за исключением оптических приборов, стекла которых темнеют.









    Рейтинг@Mail.ru