фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания





  •  

    Торпеда Александровского


     

     

     

    Большой опыт по созданию подводных лодок в русском флоте приводил к заключению о том, что самодвижущаяся мина — торпеда должна иметь удобообтекаемую форму, иметь собственный ход, автоматически управляться и располагать достаточно большим зарядом взрывчатого вещества.

    В 1865 году изобретатель И. Ф. Александровский доложил Управляющему Морским Министерством о том, что им разработан новый вид морского оружия — самодвижущаяся мина, способная настигать корабль и разрушать его подводную часть. Управляющий Морским Министерством счел преждевременным начинать разработку такого оружия и отказался принять проект Александровского к рассмотрению, как «преждевременный».

    В 1868 году Иван Федорович Александровский вторично обратился в Морское Министерство с проектом самодвижущейся, автоматически управляемой торпеды.

    Идея устройства торпеды оформилась у Александровского в период его работы над подводной лодкой с 1861 по 1868 годы. Излагая свои соображения по поводу общих свойств торпеды, Александровский писал, что торпеда должна быть «... не более как копия... подводной лодки с той лишь разницей, что на подводной лодке горизонтальными рулями управляют люди, а в торпеде управляет рулями автоматический механизм».

    В 1869 году проект торпеды Александровского был представлен адмиралу А. А. Попову.

    Морское министерство, вняв настойчивым просьбам изобретателя, разрешило ему изготовить торпеды за счет... автора изобретения.

    С огромными трудностями, преодолевая препятствия на каждом шагу, Александровский изготовил за свой счет две торпеды и в 1874 году провел их испытание на Кронштадтском рейде.

    Основные данные торпеды Александровского:

    Диаметр 60 см, длина около 6 метров, толщина оболочки около 3,5 мм. Воздушный резервуар помещен внутри оболочки торпеды, не составляя собой части корпуса торпеды. Емкость воздушного резервуара 0,2 м3 (длина 8 фут, диаметр 13 дюймов), толщина стенок '/я дюйма.

    Торпеда прошла расстояние в 2500 фут, со скоростью немногим более 5 узлов, при глубине хода 1,8 м (6 фут).

    В 1879 году Александровский на последующих испытаниях своей торпеды добился скорости хода 18 узлов. (ЦГВИА, ф. 740, д. 709, 1882 г.)

    Большой интерес представляют доклады Александровского, отражающие настойчивость, неутомимость и упорство талантливого изобретателя.

    В докладе от 28 сентября 1876 года на имя контр-адмирала Пилкина сказано: «...Главный его (Уайтхеда Н. С.) секрет, столь поразивший всех и доставивший ему уже громадный капитал, состоит лишь в том, что он достиг равномерного углубления по желанию (т. е. хода торпеды на установленной глубине ).

    Этот же самый секрет придуман был мною назад тому уже десять лет и составляет главный принцип основания подводной лодки, о применении которой мне не дозволено было распространяться ни гласно, ни печатно, между тем как Вайтгед (Уайтхед. Н. С.) своими рекламами приобрел всеобщую известность».

    Иван Федорович Александровский, будучи патриотом своей родины, стремился к тому, чтобы независимо от заграницы самостоятельно разработать и изготовить отечественный образец торпеды. В 1874 году, докладывая о ходе работ с торпедой, он пишет:

    «Не лишним считаю присовокупить, что изобретенное мною торпедо выполнено у нас в отечестве, собственными имеющимися у нас механическими средствами и, что. следовательно, способствуя одновременно при больших заказах к. развитию у нас механики (т. е. промышленности. Н. С.), мы в то же время не будем стеснены ни в расходах, ни во времени изготовления торпедо и не будем вынуждены прибегать к помощи иностранцев тогда, когда собственные наши соотечественники в состоянии удовлетворить настоящим требованиям».

    Чиновникам морского министерства доводы Александровского казались недостаточно убедительными, поддержка ему оказана не была и в 1876 году русское правительство приобрело торпеду заграницей у заводчика Уайтхеда.

    Спустя несколько лет, потерявший веру в успех своего дела, измученный неравной борьбой, Александровский писал: «Не давая мне средств усовершенствовать оказавшееся во всяком случае годным торпедо, изобретенное мною, морское министерство сочло нужным купить за 9 тысяч фунтов стерлингов секрет торпедо Вантгеда, заплатив ему сверх того до миллиона рублей за изготовленные им экземпляры... Торпедо Вайтгеда по его основной идее оказалось тождественным с моим, отличаясь от него только более доброкачественной выделкой частей...

    По совершении этой покупки морское министерство устроило специальную минную мастерскую, причем и мне было приказано продолжать усовершенствование моего торпедо. .. Тем не менее дальнейшего хода усовершенствованнию моего торпедо дано не было: в 1880 году я уже не получал по этому предмету никаких поручений и приказаний, а в текущем году (1882 год. Н. С.) я уволен от службы».

    Так закончилась одна из страниц самостоятельного творчества в области развития торпед в России. И. Ф. Александровский разделил судьбу многих талантливых русских людей.

     




    Rambler's Top100


    Морской интернет-клуб Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru