фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания





  •  

    Введение в торпеду
    гироскопического прибора





    Выдающимся событием в развитии торпедного оружия явилось применение гироскопического прибора, позволяющего с большой точностью управлять движением торпеды в горизонтальной плоскости.

    Вплоть до последнего времени идея создания гироскопа торпеды приписывалась технику Обри, работавшему на заводе Уайтхеда. Однако, при изучении этого вопроса, оказалось, что еще в 1879 году в проекте торпеды полковника Шпаковского в законченной форме излагается идея применения гироскопического прибора для управления торпедой. Департамент торговли и мануфактур в 1896 году отказал иностранцу Обри в привилегии, исходя из того, что гироскоп применялся до этого в морском оружии на русском флоте.

    Ответ Морского Технического Комитета на претензии Обри, посланный 23 ноября 1896 года, гласил:

    «Возвращая при этом описание и 4 листа чертежей приспособления для выпрямления горизонтальной траектории мины..., представленных иностранцем Обри на предмет выдачи ему привилегии, Морской Технический Комитет уведомляет, что... употребление, гироскопа к инертным минам практиковалось... у нас..

    Морской Технический Комитет полагает, что на прибор Обри привилегия не должна быть выдаваема...» .

     

    С введением в торпеду гироскопа открылась возможность увеличивать дальность ее хода.

    Гироскопический прибор в сочетании с рулевой машинкой и вертикальными, рулями позволил значительно уменьшить отклонения торпеды от заданного направления. Примитивные приспособления вроде поворотных или изгибаемых стальных пластин были вытеснены гироскопом.

    Свойство гироскопа сохранять неизменным положение своей оси в пространстве при большом числе оборотов было использовано для создания простой и надежной системы управления движением торпеды по направлению. Гироскоп оказался пригодным для удержания торпеды на заданном курсе в течение значительно большего промежутка времени, чем требовалось по фактически проходимой дальности. Это обстоятельство послужило толчком к дальнейшему увеличению дальности хода торпед, т. е. улучшению их боевых качеств.

    Русские офицеры и механики-торпедисты быстро и в совершенстве овладели «секретом» изготовления гироскопов и в течение 3-5 лет после появления первого прибора в мастерских Николаева и Кронштадта, а потом на заводах Лесснера и Обуховском было налажено изготовление гироскопов с непрерывным улучшением их конструкции и технологии.

    В конце 1898 года состояние дела с изготовлением гироскопов торпед было таково, что Главное Управление Кораблестроения считало возможным сдать заказ Обуховскому заводу на 450 гироскопов. Намечалось, что ежегодный выпуск приборов составит около 100 единиц.

    Как сказано в отношении - «В виду срочной надобности в упомянутых приборах Временно Управляющий Морским Министерством приказал предложить Обуховскому заводу принять самые энергичные меры для организации выделки приборов надлежащих качеств...».

    Успех в овладении сложным производством гироскопических устройств на флоте был в значительной степени обеспечен тем вкладом, который внесли русские ученые в теорию гироскопии.

    Всему миру известны работы в этой области С. В. Ковалевской, Д. К. Бобылева, Н. Е. Жуковского, А. Н. Крылова.

    Творческий интерес русских ученых, офицеров-специалистов и мастеров-гироскопистов к вопросам теории и эксплуатации гироскопов явился основой для самостоятельных разработок и постановки массового производства гироскопических приборов отечественных образцов.

    Наряду с усовершенствованием конструкции гироскопа в 1908 году к нему было добавлено устройство для угловой стрельбы.

    Рис. I

    Такое дополнение немедленно нашло отражение в правилах производства торпедной стрельбы.

    Следует сказать, что предложения об угловой стрельбе поступали значительно ранее 1908 года. Только отсутствием необходимой поддержки изобретателям объясняется тот факт, что приспособление для угловой стрельбы появилось у нас спустя 5—7 лет.

    В этой связи приведем рапорт лейтенанта Страховского, датированный 21 января 1902 года.

    ... Я закончил разработку моего нового проекта, который заслуживает серьезного внимания.

    Я придумал способ установки прибора Обри, когда мина уже вложена в аппарат. Причем самая установка прибора Обри связана с прицелом .

    Таким образом, управляясь у прицела, можно будет выпустить мину по любому желаемому направлению...

    Мне кажется, это мое изобретение имеет громадное боевое значение...»

    В объяснительной записке Страховского содержится полное описание устройства, разработанного изобретателем.

     

    К числу замечательных изобретений, отвергнутых по невежеству морского начальства царского времени, относится механизм для задания торпеде криволинейной траектории. Прибор этот был применен лишь много лет спустя, и назван прибором «ВС» — водяная спираль — так как торпеда могла при действии этого устройства описывать спиральную траекторию в горизонтальной плоскости. Автор же прибора «ВС» никогда не упоминался, равно как не упоминалось имя незадачливого чиновника Морского Министерства, отказавшего в помощи изобретателю.

    Приводим выдержки из докладной записки мастера Балтийского завода П. Аршаулова от 11 мая 1895 года.

    «.. .Мина... может идти на расстояние более 3000 фут, но имея в виду большую вероятность попадания, ее выпускают на .расстояние не более 700 фут.

    Легко сделать приспособление, вследствие которого руль мины после пробега этого расстояния будет автоматически положен постепенно на борт, после чего мина приобретет направление по спирали, причем вероятность попадания возрастет в несколько раз...».

    В докладной записке дан схематический рисунок траектории торпеды, снабженной приспособлен нем Петра Аршаулова.




    Rambler's Top100


    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru