Rambler's Top100 фл.семафором астрономия

исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарь
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Календарь созвездий

     

     



         Помимо наблюдений за движением Солнца, Луны и других планет, выводы из которых легли в основу первых календарных представлений, ученые обратили свои взоры на многочисленные звезды. Многие из ярких звезд еще в глубокой древности получили собственные имена и служили важными ориентирами мореплавателям и караванам в пустыне. Такой была, например, Полярная звезда. По этой звезде легко определить географическое направление. Если стать лицом к ней, то справа будет восток, слева — запад, впереди — север, а сзади — юг. Полярная звезда служила также своеобразными часами, так как все звезды как бы вращаются вокруг нее по небосводу, совершая полный оборот за звездные сутки. Со временем стали известны не только яркие звезды. Например, слабая звезда Алькор, находящаяся рядом со средней звездой ручки ковша Большой Медведицы, с древних времен служила эталоном определения нормального зрения. Подсчитали, что человек, видящий звезду Алькор, может наблюдать в безоблачную ночь до 2,5 тыс. звезд.
     

    По движению небесных тел астрономы древности умели составлять гороскопы и календари, основанные на математических расчетах.
         Постепенно из близлежащих групп звезд того или иного участка неба стали по наиболее ярким звездам создавать различные воображаемые фигуры и давать им собственные имена. Так появились в представлении людей созвездия. В различных странах они были разными. Не похожими друг на друга были и атласы-каталоги звездного неба, составляемые астрономами Китая, Индии, Египта, Греции, Древнего Рима, Средней Азии. Как отмечает советский ученый-топонимист Никонов, одно и то же созвездие, наблюдаемое над тропиками, казалось похожим на скорпиона, а видимое в северных широтах — на медведя. Соперничали несколько названий этого созвездия и в античную эпоху, и у народов Древнего Востока. Римляне называли
    Большую Медведицу (Ursa major) также Повозкой (Plaunstrum) и Семеркой (Septentriones), усматривая в ее семи ярких звездах семь быков, идущих по кругу и молотящих хлеб. И сейчас на Украине Большую Медведицу именуют Воз, а в Нижнем Заволжье — Телега. Киргизы называют ее Жетиаркар — «Семь архаров» (архар — горный баран), эскимосы — Тунгтувахляк — «Большой дикий олень», тувинцы — Чеди-хаан — «Семь царей», мордва— Эрзя-Покш-кече — «Большой ковш».
     

         Весьма интересны история и распространение в различных частях мира схожих по содержанию толкований о Млечном Пути. Средневековый армянский ученый Анания Ширакаци пишет: «Многословные предания, повествуемые злыми философами о так называемом Млечном Пути, неверны. Так, некоторые говорят о нем, что это — дорога, старый след Солнца. Другие, еще невежественней, говорят, что это покрывало Персефоны, прозванное афинянами белым трауром. Третьи же говорят, что Геракл по этой дороге увел стадо Гериона».
    У многих народов бытуют различные названия Млечного Пути:
    «Путь соломы» или «Путь похитителя соломы», «Путь птиц», «Лыжный след», «Песчаная река» и др.
    В. А. Никонов схематично выделяет следующие ареалы распространения различных толкований Млечного пути
    .
     

         В дальнейшем, с изобретениями различных наблюдательных инструментов, в том числе телескопов, количество обнаруженных звезд значительно увеличилось и расширилась световая гамма их качественной оценки.
    В наши дни в звездных каталогах имеются сведения более чем на полмиллиона звезд, хотя и эти астрономические числа составляют незначительную часть реально существующих миров во Вселенной.
    С развитием культурного общения народов постепенно происходила унификация наименований и границ созвездий. Для удобства ориентировки в звездном мире астрономы различных стран разделили весь небосвод на 88 созвездий. Каждое из них имеет свое наименование.
    (
    Персефона — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и владычица подземного царства.
    Геракл — в древнегреческой мифологии величайший герой, сын царя богов и людей Зевса — правителя всеми небесными явлениями, в том числе громом и молнией.
    Герион — в древнегреческой мифологии трехглавый великан, коров которого, пасшихся на острове Эрития, похитил Геракл (десятый из двенадцати подвигов Геракла).
    Фантастические представления о мироздании и разных явлениях природы, зародившиеся еще в древние времена, нашли свое отражение и в астрономии, поэтому названия некоторых созвездий заимствованы из греческой мифологии:
    Геркулес, Персей, Пегас, Андромеда, Центавр, а планеты солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Меркурий, Уран, Нептун, Плутон — названы в честь богов римского Олимпа.
     

        Многие созвездия носят названия животных: Лев, Заяц, Волк, Лисица, Жираф, Орел, Рысь, Райская птица. Гончие собаки, Овен (баран). Телец (бык), Голубь, Ящерица, Павлин; другие— предметов: Лира, Весы, Насос, Резец, Чаша, Корма, Секстан, Треугольник, Паруса, Щит, Телескоп, Микроскоп и т. д.
    Из всех 88 созвездий особое место в астрономии занимают те, через которые проходит эклиптика. Созвездия эти, кроме собственных имен, имеют еще обобщенное название — «зодиакальные» (от греч. , слова zoon — животное), а также широко известные во всем мире символы (знаки) и разнообразные аллегорические изображения, вошедшие в календарные системы.
    Условились также считать, что в каждом созвездии Солнце проходит одинаковый путь (30°) по эклиптике, в действительности же Солнце преодолевает в пределах созвездий разные расстояния, что легко можно уяснить по прилагаемой ниже таблице:
    Еще в древние времена астрономы составили карту звездного неба и отметили годичный путь Солнца среди созвездий. Позже было установлено, что скорость движения Солнца по эклиптике неравномерна. Были зафиксированы также даты нахождения Солнца в любой точке эклиптики. Некоторые из этих дат носят постоянный характер, вследствие чего они явились как бы контрольными вехами при составлении календарей. К таким датам относятся, как мы уже говорили,
    21 марта—день весеннего равноденствия и 23 сентября — день осеннего равноденствия. В эти дни Солнце пересекает небесный экватор, переходя из одной полусферы в другую. В первом случае (21 марта), когда оно переходит из южной полусферы в северную, координаты центра Солнца равны 0°, а 23 сентября, когда оно из северной полусферы попадает в южную, солнечные координаты равны 180°. 22 июня, когда координаты Солнца равны 90°, считается днем летнего солнцестояния, а 22 декабря при координатах Солнца в 270° — днем зимнего солнцестояния.
         Астрономы Древней Греции и Древнего Рима впервые нанесли на карту звездного неба путь Солнца среди звезд двадцать два века тому назад. На этой карте запечатлен момент, когда Солнце пересекает небесный экватор в созвездии Овна. Поэтому точку пересечения эклиптики с экватором обозначили знаком этого созвездия .

        Но, как мы уже отмечали, вследствие действия возмущений (прецессий и нутаций) взаимное расположение полюсов мира и полюсов эклиптики, а следовательно, небесного экватора и эклиптики ежегодно изменяется примерно на 50,3". На такую же величину перемещаются по эклиптике навстречу видимому движению Солнца и точки равноденствия. Так, за время, прошедшее с момента первого определения эклиптики, примерно за 22 столетия, это перемещение составило около 30° (50,3" *2200). Поэтому в наши дни момент пересечения Солнцем небесного экватора находится не в созвездии Овна, а в созвездии Рыбы, хотя сама точка пересечения обозначается знаком созвездия Овна. Солнце же в созвездии Овна бывает не в марте, а в апреле. То же самое относится и к точке осеннего равноденствия, которая отмечается созвездием Весы ,как это было свыше двух тысяч лет тому назад. Как видно из рисунка, перемещение произошло на 30° по всему зодиакальному поясу.
    По приведенной ниже таблице можно проследить, как изменилось положение созвездий по эклиптике:
    По видимой яркости звёзды еще в древности были разделены на классы, так называемые величины. Наиболее яркие названы звездами 1-й величины, затем идут звезды 2-й, 3-й, 4-й, 5-й величин. Самые слабые звезды, видимые простым глазом, относятся к 6-й величине. Деление на величины продолжается и дальше в области телескопических звезд, не видимых простым глазом.
    В созвездиях, естественно, объединены звезды разных величин. Каждое созвездие имеет свою мифологическую историю. Наиболее полно в них отражена мифология Древнего Египта. В представлении древних египтян все знаки зодиака символизируют постепенное развитие всего живого на Земле, начиная с Рыбы. Смысл знаков зодиака изображался иероглифами.
    Мы коротко перескажем мифологическую историю созвездий здесь, по ссылке слева.
    Обязательно почитайте!

     

    При определении календарных дат, связанных с созвездиями зодиака, необходимо помнить два условия:


    1.
    Каждому созвездию соответствует название определенного месяца, но фактически нет созвездий, отрезки эклиптики которых были бы равны друг другу, а Солнце проходило бы эти отрезки точно за месяц.
         Если проследить путь Солнца по созвездиям в соответствии с месяцами, то мы увидим, что точных совпадений с датами нет. Возьмем для примера созвездие Овен — даже во II в. до н. э. путь Солнца в нем начинался 21 марта и кончался 20 апреля. Следовательно, первые 20 дней марта приходились на созвездие Рыб и только 11 суток марта (с 21 по 31 марта включительно) Солнце находилось в созвездии Овен.
    Все это говорит о том, что даже для определения условного соответствия знака зодиака той или иной календарной дате необходимо учитывать не только месяц, но и число, а для установления реального соответствия надо знать даты фактического прохождения Солнца через созвездие.
    2.
    Так как календарные месяцы содержат от 28 до 31 суток, то при расчетах эти различия необходимо также принимать во внимание.
    Любая календарная система исходит прежде всего из основной единицы измерения времени — суток. Затем в ней содержатся более крупные отрезки времени, такие, как неделя, месяц, год, цикл, век и т. д. Как месяц, так и год по своей продолжительности могут быть различными.
    В лунном календаре месяц — величина почти постоянная и отображает время обращения Луны вокруг Земли (29,530588 суток), а лунный год — величина условная. В солнечном календаре, наоборот, месяц — условная единица, а год — естественная, в нем зафиксировано время обращения Земли вокруг Солнца (365,2425 суток).
     

        Как мы уже отмечали, сам факт равноденствий (весеннего и осеннего) был известен за несколько веков до составления карты звездного неба и нанесения на ней эклиптики.
    Примерно три тысячи лет тому назад на территории современной Италии имел распространение календарь, за основу которого был принят сельскохозяйственный, а вернее, вегетационный период, т. е. период активной жизнедеятельности растительного мира. Так как с вегетационным периодом была связана трудовая деятельность значительной части населения, то знание сезонов, и прежде всего времени начала и конца сельскохозяйственных работ, представляло значительный интерес. Естественно, что вегетационный период или сельскохозяйственный год в различных широтах, а следовательно, и климатических условиях различен. В умеренном климате он длится от последних весенних заморозков до первых осенних заморозков, в субтропических широтах продолжительность вегетационного периода увеличивается по мере приближения к тропику, а в тропических — длится почти весь год. В той части Апеннинского полуострова, где зародился древнеримский календарь, господствует субтропический климат, и там вегетационный период длится около 300 суток. При составлении календаря древнеримские астрономы уже знали, что продолжительность дней и ночей меняется и что имеются двое суток в году, когда день равен ночи.
    Учитывая все эти естественные явления и потребности жизни, древние римляне составили календарь, вегетационный год которого длится 295 суток и делится на десять месяцев. За начало года принимался месяц, на который приходился день весеннего равноденствия. И в настоящее время есть страны, как, например, Иран, календарный год которых также начинается со дня весеннего равноденствия.
    Каждый из десяти месяцев римского календаря назывался по своему порядковому номеру.


    I. Примидилис
    II. Дуодилис 
    III. Тридилис
    IV. Квартидилис
    V. Квинтилис
    VI. Секстилис
    VII, .Септембер
    VIII. Октобер
    IX. Новембер
    X. Десембер


        Таким образом, в Древнем Риме имел распространение
    Лунно-солнечный календарь, поскольку за начало года было принято астрономическое явление, связанное с Солнцем, а год делился на десять лунных месяцев, название которых было связано с их порядковым номером.
        В начале VII в. до н.э., во времена царствования мифического древнеримского царя Нумы Помпилия (715—672 гг. до н. э.), была проведена реформа римского календаря, по которой к десяти месяцам вегетационного года было добавлено еще два месяца, благодаря чему продолжительность года стала не 295, а 354 (равна современному году лунной хиджры).
        Вторым новшеством явилось то, что шесть месяцев из 12, а именно первые четыре и вновь прибавленные 11-й и 12-й вместо числительных получили собственные названия. Так, например, первый месяц года и весны—примидилис был назван мартусом — март, в честь Марса — бога войны. Культ Марса был связан также с земледелием.
        Второй месяц года получил название априлис — апрель. Это слово имеет двойное происхождение: одно от aprikus, что означает «согретый солнцем», другое — от aperire, что означает «раскрывать», «открывать», «расцветать» — в это время распускаются цветы, а на деревьях раскрываются почки.
        Третий месяц был назван майус — май — в честь богини гор и плодородия Майи. В этот месяц поля, леса, горы обновляются зеленым покровом листьев и травы.
        Четвертый месяц — юниус — получил свое название в честь древнеримской богини плодородия Юноны, жены владыки неба, дождя и света — Юпитера.
     

        Очень любопытно наименование первого нововведенного или одиннадцатого месяца в году — января. Он назван в честь двуликого бога времени, всех начал, истоков рек, входов и выходов, покровителя путешественников и моряков — Януса. Среди божеств древних римлян самым, пожалуй, всеведущим и популярным был бог Янус. Он сопутствует и счастью, и бедам, и справедливости. Слово «янус» происходит от латинского «януа», что значит дверь. Поэтому изображается он, как правило, с ключами в руке. Как бог света, он ключом открывает небесные ворота и выпускает на землю день. Этим мифология обусловливает начало увеличения дня.

    Январь получил название от двуликого бога времени Януса

        Другими его атрибутами являются посох — символ покровителя путешественников, песочные часы — символ времени. Как богу времени, Янусу посвящались календы, особенно торжественно праздновалась новогодняя календа. Голова Януса изображается с двумя лицами: одно обращено в будущее, а другое — в прошлое. Это символ одновременного созерцания прошедшего и предвидения будущего. На пальце правой руки кольцо с числом 300 (ССС), на левой—65 (LXV) или 54 (LIV), количество дней в году. С именем Януса связаны и переносные толкования, такие, как лицемерие, двуличие. В нашей и зарубежной литературе авторы нередко прибегают к отрицательному образу мифического Януса. Образ двуликого Януса приводится и В. И. Лениным в работе «Аграрные прения в III Думе». Критикуя двурушническую тактику кадетов, В. И. Ленин писал: «Двуликий Янус по ветру поворачивает свои «лики» то в одну, то в другую сторону».
        Многие особенности римского календаря, связанные с месяцами, отражены в календарях и традициях других народов.
    Так, например,
    в японском календаре наименования месяцев связаны с их числительным местом:


    1. Итигацу
    2. Нигацу
    3. Сангацу
    4. Сигацу
    5. Гогацу
    6. Рокугацу
    7. Ситигацу
    8. Хатигацу
    9. Кугацу
    10. Дзюгацу
    11. Дзюитигацу
    12. Дзюнигацу


    Марс слева и Апрель - справа
    Первая часть слова связана с порядковым номером (ити — один, ни — два и т. д.), а вторая — гацу — означает месяц.
    Наряду с порядковыми номерами месяцев бытовали, а в некоторых странах бытуют и сейчас названия, связанные с особенностями погоды или характером трудовой деятельности. В качестве примера можно привести названия месяцев календаря французской революции, в котором

    месяцы весны (со дня весеннего равноденствия — 21 марта по 18 июня) назывались:
    Жерминаль — прорастания
    Флореаль — цветения
    Прериаль лугов
    Месяцы лета (с 19 июня по 22 сентября):
    Мессидор — жатвы
    Термидор — жары
    Фрюктидор — плодов
    Осенние месяцы (с 23 сентября по 21 декабря), период со дня осеннего равноденствия до дня зимнего солнцестояния:
    Вандемьер — сбора винограда
    Брюмер — тумана
    Фример — заморозков
    Зимние месяцы (с 22 декабря по 20 марта), со дня зимнего солнцестояния до дня весеннего равноденствия:
    Нивоз — снега
    Плювиоз — дождя
    Вентоз — ветра
    Майя богиня гор и плодородия и Юнона покровительница женщин и брака
        В календарях некоторых народов в названиях месяцев отразилось толкование, близкое к римским названиям.
    В апреле и в наше время в ряде стран проходят празднества цветов, а в Японии широко и красочно отмечают день цветения сакуры (вишни). Древнерусское название этого второго весеннего месяца —
    цветень. Май — травень, ему посвящено много пословиц, одна из них гласит: «В мае все вокруг принарядится — где листком, где цветком, а где травицей».
    Июнь, как и в римском календаре, где он связан с богом света — Юпитером, в древнерусском календаре назван светозаром, т.е. озаренный светом.
    Многие названия месяцев древнеримского календаря — сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь — вошли в европейские календари.
     

        Наряду с такими единицами подсчета времени, как сутки, месяц и год, широкое распространение во всех странах мира получил недельный подсчет времени. Неделя включает в себя период времени, равный семи суткам, хотя известны и недели в пять суток — пятидневки и в десять суток — декады.
        Каждый из дней недели имеет собственное название, заимствованное, как правило, у наименований планет. Поэтому система условных астрономических знаков, изображающих небесные светила и дни недели, одинакова. В иных случаях употребляют счетные названия: первый день недели, второй день и т. д.
    Недельный подсчет времени зародился в странах Восточной Азии: Китае, Вьетнаме, Японии.
         С древних времен люди обожествляли Солнце, дающее тепло, свет, жизнь и счастье. Так возник культ Солнца и огня. Огнепоклонство дошло и до наших дней в виде зороастризма — религии, в ритуале которой главную роль играет огонь. Зороастризм имеет распространение в Иране, Индии, здесь созданы храмы Солнца, отмечаются празднества, посвященные Солнцу, в том числе праздник урожая.
    С почитанием Солнца связано в календарях многих народов название основного дня недели, например: sunday (sun — солнце, day — день) — у англичан, нициоби (ници -- солнце, оби — день) — у японцев.
    Первый день после дня Солнца назван в честь ближайшей к Земле планеты—Луны. На французском Lundi, испанском— Lunas (Lunes), итальянском — Lunedi, немецком — Montag, японском — Гециоби. Следующие дни недели в ряде стран получили название в честь Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна.

     

        В России, как и у многих славянских народов, этимология названий дней недели имеет свою особенность. До принятия христианства воскресенье называлось «неделя» или «седмица» и считалось праздничным днем, днем, когда «не делают». Позже, с принятием христианства и веры в воскресение Христа, праздничный день «неделя» стали называть воскресеньем. Первым днем после дня «недели» шел понедельник, день после недели, затем вторник — второй день, среда — название третьего дня, срединного, четверг — четвертый день, а затем пятница — пятый день. Что касается субботы, то в древние времена шестой день недели назывался «преднедельник», в дальнейшем, по-видимому, в русский календарный лексикон вошло древнееврейское слово sabbath (шабат), означающее "покой" - конец работы. Так как шестой день семидневки является кануном праздничного дня «недели» или воскресенья и в конце его завершалась трудовая неделя, то день этот принял искаженное название «суббота».
     

        В некоторых странах Востока, например в Китае, Японии, Таиланде, дни, идущие после дней Солнца и Луны, т. е. после воскресенья и понедельника, получили название в соответствии с бытовавшей в древности в этих странах китайской натурфилософией, по которой всё существующее во Вселенной связывалось с пятью стихиями, или элементами природы, а именно: огнем, водой, деревом, металлом, землей. Так, например, в Японии дни недели называются:
    Нициоби (день Солнца) — воскресенье
    Гециоби (день Луны) — понедельник
    Каоби (день огня) — вторник
    Суоби (день воды) — среда
    Мокуоби (день дерева) — четверг
    Киноби (день металла или золота) — пятница
    Дооби (день земли) — суббота


        Существенным недостатком почти всех перечисленных единиц времени: семидневной недели, лунного месяца, солнечного года — является то, что их очень трудно согласовать между собой, а главное, с временами солнечного года (зимой, весной, летом, осенью), с которыми органически связана хозяйственная деятельность человека.







    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru