• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания



  • Морские рассказы

    Ткаченко Николай Адамович,
    капитан дальнего плавания

     

    Андреа Дореа

     

     

         Андреа Дореа – имя это вошло в морскую историю дважды.  Это – имя итальянского адмирала и политика (1466 – 1560). Его долгая жизнь полна удивительных приключений и славных побед.  Его именем был назван итальянский пассажирский лайнер, который в 1956-м столкнулся со шведским пассажирским лайнером «Стокгольм».  Вот, об этом случае я и хочу рассказать. 

         Случилось это в Атлантическом океане недалеко от Нью-Йорка.  «Стокгольм» шел из Нью-Йорка в Швецию, а «Андреа Дореа», наоборот, шел в Нью-Йорк.  Шли они почти встречными курсами.  Видимость была ограниченной, вероятно, около мили, для таких судов мало, но, все же, и при такой видимости можно выполнить маневр последнего момента.  Если быть начеку.

         Здесь интересно то, что если бы на этих судах не было радаров, то они спокойно разошлись бы правыми бортами.  Но радары на обоих судах работали исправно, и поэтому оба судоводителя стали маневрировать по мере своих сил и знаний, что и привело к столкновению.  Это – как раз тот случай, когда техника не помогла безопасно разойтись, но, наоборот, помогла столкнуться, потому, что радары использовались неправильно и неподготовленными судоводителями. 

         Надо сказать, что радар в те годы был новинкой, я впервые увидел радар в 1956-м, и 99 % судоводителей в те годы понятия не имели, как использовать радар для предотвращения столкновения.  Считалось, что тут и думать нечего.  Все, ведь, видно - вот, в цетре экрана, наше судно, а вот светлое пятнышко, эхо-сигнал, на экране в том месте, где другое судно.  Если ты видишь другое судно справа от курсовой черты, то здравый смысл подсказывает, что надо отвернуть влево, и – никаких проблем. 

        Надо сказать, что и сейчас, 60 лет спустя, в мире примерно 30 – 40 %  судоводителей  продолжают так и считать.  Особенно, если это -  судоводители стран третьего мира.  Там я встречал таких, которые имели на руках сертификат «Капитан без ограничений», но при этом не умели ни читать, ни писать.  Поэтому они, естественно, МППСС (Международные Правила предупреждения столкновений судов) и не читали, снять с карты координаты эти ребята не умеют, и т. п.   

         Точно так же считал и капитан итальянского лайнера.  Он видел встречное судно чуть справа от своей курсовой черты, ну, он и отворачивал несколько раз влево, но понемногу.  Вот, это и есть его главная ошибка, или преступление.  Если бы видимость была нормальной, то, в соответствии с Правилами, он бы отвернул вправо, и суда разошлись бы чисто левыми бортами.  Кстати, штурман шведского лайнера так и поступил.  Он отворачивал несколько раз вправо, но понемногу.  Этот маневр был правильный, но недостаточно решительный. 

         Вообще, замечу, что нерешительность судоводителя и приводит к столкновению.  А если на мостике обоих судов нерешительные судоводители, то так вот и получается.  А это случается сплошь и рядом.  Ведь профессионального отбора судоводителей нет и никогда не было.  Там, с психологическими тестами и т. п.  Считается, что эту работу может выполнять каждый.  А там, в морях, дескать, и произойдет сам собой профотбор, непригодный судоводитель сам уйдет с мостика судна.  Часто так и бывает, но иногда он, перед  уходом с мостика, и гробит других людей. 

         Ну, туман был на море, но, туман был и в голове капитана итальянского лайнера.  Хотя, казалось бы, огромное судно с тысячами человек на борту, надо бы хоть чуть-чуть проверить подготовку капитана к управлению таким кораблем.  Увы!...  Подворачивая несколько раз понемногу влево, он благополучно  и подставил свой правый борт под удар «Стокгольма». 

         На мостике «Андреа Дореа», кроме капитана, было еще человек шесть судоводителей.  Ну, я всегда говорю, что, чем больше судоводителей на мостике, тем быстрее случится какая-нибудь бяка.  Потому, что в таких случаях на мостике маленький базар, непонятно, кто командует судном, вахтенный помощник ждет указаний капитана, капитан думает, что судно ведет вахтенный помощник, и, вообще, у семи нянек дитя без глазу.  Ну, итальянцы не знали эту русскую народную мудрость, вот и...

         На мостике «Стокгольма» был только вахтенный помощник, в данном случае - третий помощник капитана. И он не вызвал на мостик капитана, что в подобных обстоятельствах считается грубым нарушением. Третий помощник отворачивал вправо, что в данных обстоятельствах было правильно, но недостаточно. Он также недооценил опасность столкновения, поэтому отворачивал несколько раз понемногу, а надо было резко отвернуть вправо, градусов на 50, минимум – на 30.  В этом случае его действия были-бы безупречны.  Но, увы... 

         Вообще, я считаю, что если на мостике хоть одного судна окажется разумный и решительный судоводитель, то столкновение не произойдет.  Действующие Правила МППСС именно так безупречно  и составлены.  Надо их только выполнять согласно их духу и букве.  Но, даже, если бы оба судоводителя правильно понимали и исполняли старые Правила, которые действовали тогда, то и в этом случае столкновение не случилось бы.  

         В своей работе я очень рано понял, еще задолго до того, как появились четкие требования нынешних МППСС, что в подобных обстоятельствах поворот вправо предпочтительнее, хотя бы потому, что когда суда окажутся на виду друг у друга, при улучшении видимости или по причине сближения, то я всегда покажу другому судну свой левый борт, а это намного более выгодная ситуация, чем наоборот.

         Так или иначе, но «Стокгольм» врезался в правый борт итальянского лайнера, многие каюты были смяты, был поздний вечер, случилось это незадолго до полуночи,  увеселения закончились всвязи с близким приходом в порт, пассажиров ждал наступающий напряженный день, поэтому многие уже спали.  Но, многие из них так и не проснулись.

        Журналист по фамилии Москоу написал книгу под названием «Столкновение в океане», книга была срочно издана в США, и, вскоре, в переводе на русский, и в СССР.  Я эту книгу в начале 60-х изучил очень внимательно.  Книга написана живо, читается с интересом, но для меня это был, прежде всего, учебник по судовождению. 

         Я тогда работал на малых рыболовных судах, но стремился к большему.  Так все потом и случилось, и все 60 лет моей морской жизни я проработал без аварий.  Больше всего мне помогла эта книга, написанная не моряком, а журналистом. После этого отворот вправо всегда был моим излюбленным маневром при плавании в тумане.  А потом и нынешние МПСС решительно стали требовать только такого маневра.  Как-то, в 90-х, я разговаривал с приятелем-капитаном, моим сверстником.  Затронули тему маневрирования в тумане. Вдруг он мне и говорит:- «Так что, ты хочешь сказать, что в тумане надо отворачивать вправо, если ты видишь друге судно справа?».  Я был шокирован.  Я не ожидал встретить советского капитана, который этого не знает. Как же он управлял судном многие десятилетия?

         Книга журналиста Москоу хранится и сейчас в моей библиотеке.  Что касается проблем судовождения, описанных в книге, то я помню все до мельчайших подробностей.  Но там много рассказано и о судьбах, и о поведении пассажиров и членов экипажа.  Запомнилось несколько курьезных случаев. 

         Одна девочка-подросток, из числа пассажиров итальянского лайнера, после удара проснулась невредимой на баке «Стокгольма», спросонья не поняла, что она уже на другом судне,  и отправилась в «свою» каюту спать.  Стала бродить по коридорам, шведские моряки пытались ей помочь найти «ее» каюту, но они тоже долго не могли понять, что она с «Андреа Дореа».  Откуда она взялась?  С неба свалилась?  Потом как-то все выяснилось.

         На нижних палубах «Андреа Дореа» путешествовали несколько пассажирок-монашек.  Вскоре после удара их каюты стало заливать густым мазутом.  Они собрались в коридоре, перед трапом наверх, по шеи в мазуте;  моряки пытались им помочь, но монашки наотрез отказались подниматься наверх, потому, что они «не одеты».  Ну, матросы их с трудом уговорили подняться по трапу, дескать, мазут настолько густой, что «все равно ничего не будет видно».  И, действительнро, сколько матросы потом ни всматривались, так почти ничего и не увидели.  

        Но не для всех пассажиров приключение кончилось столь благополучно.  Число погибших точно не помню, выхода в интернет в данный момент не имею, но там речь шла, кажется, о семистах погибших.

         «Андреа Дореа» затонул, убытки владельцев «Стокгольма» составили один миллион долларов; на суде обе стороны сошлись на том, что каждая сторона несет свои убытки и ничего не выплачивает другой стороне.  Иски пассажиров или родственников погибших удовлетворила, естественно, итальянская сторона.  Получается, что вина третьего помощника капитана «Стокгольма» фактически признана в сто или тысячу раз меньшей, чем вина капитана «Андреа Дореа».

         После этого у всех причастных к столкновению дела  пошли успешно.  Всех повысили в должностях.  Дело в том, что в подобных случаях применяется такая практика – каждая сторона повышает в должностях своих судоводителей, чтобы показать всему миру, что «наши», ну, и «мы», естественно, не виноваты.  А если капитана после столкновения снять с должности, то весь мир подумает, что он виноват, и «у нас» что-то не в порядке с безопасностью мореплавания.  А так – пожалуйста,   смотрите - если бы он был виноват, то разве мы бы его повысили!?  Такая, вот, вывихнутая логика. 

        Дело иногда доходит до абсурда.  Капитана «Нахимова» сначала посадили, потом зачеты-перезачеты, вскоре он вышел, и его назначили - держитесь крепче за стул! – начальником Службы безопасности мореплавания родного Пароходства!  Он стал обучать молодых судоводителей, как безопасно управлять судном.  И с какими глазами?  До такого даже их земляк Жванецкий в жизнь бы не додумлся.  

        О гибели «Нахимова» я еще расскажу подробно.  Там столько всего интересного!   Следите за рекламой. 

     

     

                             04.01.2013.              порт  Сан Педро


     













    Рейтинг@Mail.ru