Rambler's Top100


  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания



  • Морской этимологический словарь

    Ткаченко Николай Адамович,
    капитан дальнего плавания




    Мореходная школа

     

     

    Мореходная школа.

     

    Этимологию слов, составляющих термин мореходная школа, см. в статьях море (1), ходить (1), школа.

    В современных языках живут термины, адекватные русскому термину мореходная школа:   Eng. nautical school;   Ger. Seefahrtsschule;   Sw. sjöfartsskola;   It. scuola di marina;   Sp. escuela naval, escuela marina. 

    В СССР, в середине 20-го в.,  были разные мореходные школы.  Одни из них готовили матросов и мотористов.  Это - уровень ГПТУ.  А в системе Минрыбпрома мореходные школы готовили штурманов малого плавания, которые могли получить рабочий диплом капитана малого плавания.  А чтобы стать штурманом, а потом, и капитаном,  дальнего плавания, надо было заканчивать мореходное училище (смотрите ниже).

     

    Вот что говорит Морской словарь контр-адмирала Самойлова К.И.:

    "МОРЕХОДНЫЕ УЧИЛИЩА — специальные учебные заведения для судоводителей гражданского флота в России. Первая школа в России для подготовки штурманов для Байкальского озера и Охотского моря была основана в 1753 г. в Иркутске. В течение XVIII и начала XIX в. были основаны навигацкие школы в Кеми, Холмогорах, Архангельске и С.-Петербурге, но эти первые М. У. не имели успеха и вскоре были упразднены. Прочное основание развитию мореходного образования было положено лишь в 1829 г., когда в С.-Петербурге было учреждено 1-е училище торгового мореплавания с 4-летним курсом. В 1834 г. аналогичное учебное заведение было открыто в Херсоне, а в последующие годы и в других городах. В 1867 г. было издано новое положение о мореходных классах. Классы были разделены на 3 разряда для подготовки к званиям: 1) штурмана каботажного плавания; 2) шкипера каботажного или штурмана дальнего плавания и 3) шкипера дальнего плавания. К 1837 году число классов в России достигло 41. В 1902 году все мореходные классы были закрыты и взамен их в течение 3-х лет открыты учебные заведения, согласованные с требованиями нового закона от 6 мая 1902 г., по которому судоводительские звания разделены на 2 степени — капитана и штурмана, а каждая степень на 4 разряда. Открытые после 1902 г. мореходные учебные заведения разделялись на 4 разряда: училища дальнего и малого плавания для подготовки на штурмана I и II разрядов и мореходные школы для подготовки на штурмана III и IV разрядов. Для судовых механиков были учреждены школы 2 типов. В 1909 г. система судоводительских званий была упрощена, но система учебных заведений оставлена без изменений".   

    03.11.2013.

     











    Рейтинг@Mail.ru