Rambler's Top100 фл.семафором циклон

исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания







  • Шкала Бофорта
     

    Л. Скрягин, О. Красницкий

     



    Фрэнсис Бофорта


     

     

     

            Ветер как явление природы с давних пор привлекал внимание человека. Для мореплавателей парусной эпохи он определял успех плавания, являясь движущей силой судов. Естественно, что наблюдение за ветром на парусных судах имело первостепенное значение.

    Уже с середины XVIII века моряки разрабатывали шкалы силы ветра, но определения балльности были неточны и недостаточно четки. Для сложного сооружения, каким был парусный корабль на рубеже XVIII—XIX веков, требовалась наглядная, четкая и удобоприемлсмая характеристика силы ветра. Этим и вызвано появление специальной шкалы Бофорта, впоследствии получившей всеобщее признание.

            Фрэнсис Бофорт родился в 1774 году в Ирландии. В тринадцать лет он бил зачислен в английский королевский военно-морской флот. Вскоре Бофорт, получив офицерское звание, принимает непосредственное участие в войне на море, одновременно совершенствуя на практике морское образование. В октябре 1800 года в бою с испанским кораблем Бофорт — уже первый лейтенант — получил сразу 19 сабельных и мушкетных ран в голову, руки и грудь. После этого боя ему было присвоено звание командора (капитана 3-го ранга) и назначена небольшая пенсия.

            Оправившись от ран, Бофорт возвратился на военно-морскую службу и в июне 1805 года его назначили командиром плавучего склада боеприпасов «Вулвич». В январе следующего года он разработал первую шкалу силы ветра. Суть ее заключалась в определениях действия ветра на паруса трехмачтового судна с прямым вооружением. В зависимости от того, какие паруса мог нести корабль, определялась балльность ветра Первоначально шкала состояла из 13 оценок (баллов), но вскоре Бофорт сократил их до 12.

            В 1807 году на «Вулвиче» Бофорт совершил плавание в Буэнос-Айрес и сделал подробную гидрографическую опись устья реки Ла-Плата. Работа обратила на себя внимание и в 1809 году ему поручили съемку берегов Карамании (в Средиземном море).

            Получив в командование новый фрегат «Фредерикстен», Бофорт начал двухгодичную съемку берегов Сирии. 20 июня 1812 года во время гидрографических работ шлюпку, на которой находился Бофорт, атаковали пираты. В бою Бофорта тяжело ранило, затем он долго лечился и был вынужден окончательно оставить службу на кораблях. Результатом его экспедиции явилась книга «Карамания, или краткое описание берега Малой Азии и остатков древних культур». Интересно, что Бофорт отказался от гонорара за свой труд, объясняя это тем, что работа выполнялась в служебное время.

            В 1814 году его избрали членом Лондонского королевского научного общества (Английская Академия наук), а через 15 лет назначили гидрографом флота.

     

            Будучи прекрасным штурманом, гидрографом, астрономом, математиком, историком и литератором, Бофорт пользовался авторитетом среди моряков и часто назначался членом комиссий по расследованию аварий и кораблекрушений по навигационным причинам. Он переписывался со многими выдающимися моряками XIX века. Имеются сведения, что в переписке с ним был и наш знаменитый мореплаватель И. Ф. Крузенштерн.

            Предложенная им в 1806 году шкала, завоевала признание у моряков всего мира, но была принята английским Адмиралтейством в качестве официальной лишь в 1838 году. Тогда же приняли его систему буквенных обозначений погоды, которые легли в основу метеокодов, используемых и в наши дни. Международное признание оба эти предложения получили на I Морской международной конференции, состоявшейся в 1853 году в Брюсселе.

            В 1874 году 12-балльная шкала Бофорта была одобрена Постоянным комитетом Первого метеорологического конгресса. Однако к этому времени парусники уступили дорогу паровым судам. Плавающим без парусов морякам стали необходимы какие-то другие признаки, характеризующие силу ветра. Естественно, что их внимание обратилось к тому, что больше всего окружает моряков в повседневной жизни,— к морю. Появляются шкалы, где для оценки силы ветра используется состояние поверхности моря.

            Таким образом, от шкалы Бофорта остались баллы силы ветра и часть их характеристик. Одновременно совершенствовалась техника измерения силы ветра. Баллы шкалы Бофорта получили более точные граничные значения в скорости ветра, измеряемой в метрах в секунду, километрах в час, узлах. Для визуальной оценки силы ветра были выработаны определенные признаки по действию его на поверхность моря и береговые объекты. Однако единого значения переводных эквивалентов скорости ветра в баллы во всех странах мира еще не было. Поэтому Постоянный метеорологический комитет, собравшись в 1913 году, рассмотрел все предложения и принял систему английского метеоролога Д. Симпсона. Действующие в наше время величины перевода скорости ветра в баллы были приняты в 1926 и 1939 годах.

            У нас в России и Советском Союзе с 1874 года до 30-х годов нашего столетия флот пользовался шкалой, где 12 баллам соответствовала скорость ветра свыше 40 м/сек. В начала 30-х годов были приняты международные значения 1926 года.

            В 1946 году появилась шкала силы ветра для высоты 10 м над сушей, расширенная до 17 баллов. В этой шкале средние скорости ветра в баллах отличаются от значений, принятых по шкале Бофорта. Например, 12 баллам соответствует скорость 34,8 м/сек, вместо 29 м/сек по старой шкале. Наибольшей силе ветра — 17 баллам соответствует скорость 56,8 м/сек. Появление этой шкалы, на наш взгляд, обусловлено необходимостью улучшения наблюдений за ветром в связи с растущим строительством высотных наземных объектов, освоением новых районов плавания, прежде считавшихся тяжелыми по метеорологическим условиям, развитием авиации и прочим. Хотя этой шкалой уже пользуются американская и английская метеослужбы, повсеместного признания она не получила. Даже английский флот до сих пор использует 12-балльную шкалу Бофорта.









    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru