• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания






  •  

    Первый чемпионат СССР
    по парусному спорту

     

     

     

     

    Много лет назад, в июле 1924 г. в Советском Союзе было проведено первое соревнование по парусному спорту на первенство страны. К этому времени уже стал крепнуть советский парусный спорт, построенный в буквальном смысле на развалинах дореволюционного аристократического яхтсменства. Яхт-клубы Ленинграда, Одессы, Николаева, Саратова, Самары и других городов стали народным достоянием. К занятиям в них приступила рабочая и учащаяся молодежь. Под руководством опытных яхтсменов, таких как Н. Ю. Людевиг в Ленинграде, А. К. Бальсевич в Кронштадте, Н. А. Мясников и П. Лопухин на Волге, молодые яхтсмены стали восстанавливать свой флот и с увлечением овладевали спортивным мастерством. Началось изучение морских наук; некоторые яхты вышли в первые крейсерские плавания.

    Если говорить только о столице парусного спорта — Ленинграде, то уже в 1918 г. здесь были проведены первые гонки на первенство города. А в 1924 г. состоялись уже не только гонки на первенство города, но и гонки на первенство губернии, дистанционная (крейсерская) гонка на кубок Губернского совета физической культуры (в которой участвовало 65 самых различных яхт) и первенство Ленинградского Военного округа, не считая клубных гонок. При этом парусные гонки были, по тем временам, довольно массовыми. Так, в гонках на первенство Ленинградской губернии участвовало 55 команд общей численностью до 200 человек, представлявших яхт-клубы Ленинграда, Петергофа и Стрельны. Более 75 гонок с пересадкой экипажей было проведено на этом чемпионате.

    Аналогичная работа велась в яхт-клубах и других городов. В этих условиях, когда парусный спорт уже получил признание широких масс трудящейся молодежи, появилась возможность организовать и провести гонки на Первенство СССР.

     

    Схема дистанции

    Ветер

    Схема дистанции

     

    Руководство существовавшего тогда Высшего Совета Физической культуры столкнулось с казалось бы непреодолимым препятствием: разнокалиберностью яхтенного флота и отсутствием хотя бы двух яхт одинакового класса, в то время как после долгих дебатов пришли к выводу, что Чемпионат СССР по парусному спорту необходимо проводить на одинаковых судах. После всестороннего обсуждения таким судном была признана не яхта, а военно-морская шлюпка — шестивесельный ял, или, как его обычно называют, шестерка. При этом организаторы гонок исходили также и из того соображения, что шестерка, будучи широко распространенным на всех морях судном, окажется знакомой всем участникам Первенства, откуда бы они ни прибыли.

    В гонках должно было участвовать максимальное число яхт-клубов и других спортивных организаций страны. Однако несмотря на то, что приглашение участвовать в Первенстве было разослано во все города, где культивировался парусный спорт, на участие в гонках записались только представители ленинградских яхт-клубов, спортивных организаций Балтийского флота и военно-морских учебных заведений. Вот список участников первого Чемпионата СССР по парусному спорту.

    1. Парусное отделение Ленинградского центрального клуба «Спартак» (ПОЛЦКС)—1 команда;

    2. Парусный клуб Василеостровского отделения «Спартака» — 1 команда;

    3. Петергофский яхт-клуб — 1 команда;

    4. Канонерская лодка «Красное знамя» (Балтфлот) — 1 команда;

    5. Учебный корабль «Комсомолец» (ВМУЗ)—1 команда;

    6. Крейсер «Аврора» (Балтфлот) — 2 команды;

    7. Учебное судно «Трефолев» (Балтфлот)— 2 команды;

    8. Посыльное судно «Кречет» (Балтфлот)—1 команда;

    9. Эсминец «Артем» (Балтфлот) — 1 команда.

       Таким образом, к участию в Чемпионате было допущено 11 команд. Шлюпки были получены из Кронштадта поздно и только за два дня до старта разыграны по жребию между участниками, что практически исключило тренировку тех команд, которые были мало знакомы с шестерками.

     

    Парусные гонки

       В день соревнований, 24 июля 1924 г., с утра был штиль и лишь во второй половине дня появился слабый ветер от Зюйда. Тот, кто ходил на шестерках, знает, как трудно они управляются при маловетрии. Тем не менее, к назначенному времени все участники были на старте, за исключением шлюпки Петергофского яхт-клуба.

       Старт откладывали несколько раз. Только в 16.45 был, наконец, дан хронометрический старт с зачетным временем прохождения стартовой линии в 15 минут. Дистанция длиной около 2,5 миль в виде треугольника с одной петлей вокруг стоящего на якоре учебного судна «Трефолев» располагалась на Петергофском рейде; старт и финиш были против пароходной пристани.

       Через 4 минуты после сигнала у подветренного знака взяла старт шлюпка ПОЛЦКС, которая, идя мористее, на первом же этапе обошла три ранее стартовавшие шестерки. Она же первой обогнула «Трефолев» и, значительно оторвавшись от своих конкурентов, финишировала раньше всех, пройдя дистанцию за 1 час 33 мин. 0,8 сек.

       Пришедшая второй одна из шлюпок с «Трефолева» была дисквалифицирована за навал на знак финиша, поэтому второе место было присуждено шлюпке Василеостровского парусного клуба. Третьей на финише была шлюпка канонерской лодки «Красное знамя».

       Рулевым выигравшей соревнование шлюпки, ставшим первым чемпионом СССР по парусному спорту, был ныне здравствующий мастер спорта СССР Б. Б. Лобач-Жученко, в то время служивший инструктором морского авиационного отряда. В команду его шлюпки входили хорошо известные в то время ленинградские яхтсмены В. Щепкин и М. Михайлов, а также Сидоров, Самсонов и яхтенный юнга Петухов.

       В. Щепкин в годы Великой Отечественной войны пал смертью храбрых на одном из боевых кораблей Краснознаменного Балтийского флота. Несколько лет тому назад в Ленинграде умер М. Михайлов. Судьба остальных членов этой команды автору сообщения неизвестна.

       В связи с тем, что на этих соревнованиях отсутствовало большинство яхтсменов Советского Союза, счет гонок на Первенство СССР обычно ведут с 192В г., когда на Первой всесоюзной спартакиаде впервые встретились яхтсмены разных городов. Тем не менее, гонки 1924 г. были значительным событием в истории советского парусного спорта, а победителям официально было присвоено звание чемпионов страны.

     

     

    Б. В. Мирохин

     

     











    Рейтинг@Mail.ru