• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания



  • Морской исторический словарь

    И.Могилев,
    заведующий отделом Морского музея




    Школа морских и навигацких наук

     

     

     

    В начале восемнадцатого века Россия была вынуждена вести жестокую борьбу со многими противниками за возвращение исконно русских земель на берегах Черного и Балтийского морей. Для достижения победы России нужен был флот, нужны люди, которые строили бы суда и водили бы их в сражения и в экспедиции.

    25 апреля 1701 года Петр I подписал указ, который гласил: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Многие преподаватели были приглашены из-за границы. Набирать для обучения в школе предписано «добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением».

    Сначала намечалось разместить школу в палатах «полотняного двора» в Кадашеве (Замоскворечье). Но это было далеко от центра города и неудобно. По просьбе учителей Петр I приказал отдать под школу Сретенскую башню «со всем палатным строением и землею под двор». В связи с тем, что в башне помещался стрелецкий полк под командованием Лаврентия Павловича Сухарева, она была известна под названием «Сухаревской». По странной случайности эта башня с самого начала своей постройки (1692 г.) имела морской колорит. Первоначально Петр I хотел придать ей вид корабля с мачтой. Восточная сторона должна была представлять нос, а западная — корму. Эту идею потом оставили, но башня получилась оригинальной. На третьем этаже ее размешались классные комнаты и «рапирный зал», в котором обучались фехтованию. При школе было два начальных класса русской школы, в которой учили читать и писать, и «цифирной школы», где обучали счету и началам арифметики.

    В 1706 году школа была передана в ведение приказа морского флота, а в 1712 году — московской адмиралтейской конторы.

    Строительство Петербурга, проводившееся стремительными темпами, соответствующими энергичному характеру Петра, привело к скорому возникновению новой столицы России. Одновременно Петербург был и портом и крупным судостроительным центром. Возник вопрос о переводе школы из Москвы в Петербург, ближе к морю. Однако осуществление такого переезда сразу было бы очень дорого для казны. Да и помещения в Петербурге для размещения школы не было. Комиссар московской адмиралтейской конторы Никифоров предложил перевести в Петербург только старшие классы, так как для младших классов близость моря не была столь необходима. Это предложение Никифорова было воплощено в указе Петра I об учреждении в Петербурге Морской Академии на базе старших классов школы. Академию разместили в доме Кикина (ныне на этом месте стоит Зимний дворец).

    В 1743 году для академии выделяется дворец фельдмаршала Минха на углу набережной Васильевского острова и 12-ой линии. Это здание не было приспособлено для размещения в нем учебного заведения. Академию в него перевели, но здание еще длительное время ремонтировалось и переоборудовалось.

    В 1752 году академия преобразовывается в морской кадетский корпус. Во второй половине восемнадцатой века здание корпуса сгорело во время большого пожара на Васильевском острове. Корпус был переведен на длительное время в Кронштадт. Только в середине декабря 1796 года корпус перевели обратно в Петербург. Возвращен он был в свое здание на Васильевском острове, которое в это время подвергается существенной переделке. Работы по реконструкции здания производились под руководством известного русского архитектора, профессора Академии художеств Ф. И. Волкова.

    В XVIII и XIX веках из этого морского учебного заведения вышло много талантливых офицеров флота, которые вписали в славную морскую историю нашей Родины немало замечательных страниц. В числе питомцев выделяются имена известных флотоводцев: Спиридова,Ушакова, Корнилова, Нахимова, Макарова и других. Из стен училищ выходили не только крупные военачальники, но и видные ученые, исследователи-морепроходцы, судостроители, такие, как Чириков, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Челюскин, Малыгин, Прончищев, Крузенштерн и Лисянский. Первые русские кругосветные мореплаватели также были выпускниками Морского корпуса. Особенно много замечательных путешествий и открытий совершили русские мореплаватели в первой половине XIX века. Среди них мы назовем имена Головниина, Коцебу, Беллинсгаузена, Лазарева, Невельского, Литке и других. Все они в свое время учились на Васильевском острове.

    Против фасада здания училища, на набережной Васильевского острова, стоит небольшой памятник. Он поставлен первому русскому «плавателю круг света» И. Ф. Крузенштерну. С 1827 года на протяжении 15 лет он был начальником корпуса и добился за это время многих преобразований в деле воспитания будущих офицеров флота. Для обучения более способных выпускников корпуса он создал классы, в которых они могли углублять и расширять свои знания. Позже это училище стало готовить моряков только для военного флота.

    В СССР это было Высшее военно-морское ордена Ленина Краснознаменное ордена Ушакова училище имени Фрунзе, в нынешнее время - Санкт-Петербургский военно-морской институт - Морской корпус Петра Великого.











    Рейтинг@Mail.ru