История русского флота
В Иркутске находилось
адмиралтейство, построенное первоначально вне города, но при расширении его вошедшее в городскую черту и окруженное обывательскими домами, которое было в постоянной опасности от пожаров. Кроме того, недостаточная ширина реки представляла неудобство при спуске судов, и поэтому адмиралтейство со всеми его строениями было перенесено за город, за реку Ушаковку. Для постройки и исправлений казенных судов, плавающих по Байкалу, при Иркутском адмиралтействе находилось 3 офицера и около 90 нижних чинов морского ведомства.
Верфи и число построенных судов
Для
Балтийского флота
линейные суда строились в Петербурге, Архангельске и один
110-пушечный корабль Ростислав – в Кронштадте, для
Черноморского флота – в Херсоне, Николаеве и Севастополе, суда для
Каспийской флотилии – в Казани. Кроме линейных, на тех же
верфях и в других местах строились мелкие суда различных типов. В Сибири, для местных надобностей, небольшие, преимущественно транспортные суда строились в Охотске, а для плавания по озеру Байкалу – в Иркутске.
Всего в первой четверти XIX века построено линейных: 53 корабля и 38
фрегатов; из числа их в Петербургском порту 26 кораблей (в Главном адмиралтействе 22, в Новом 3, на Охте 1) и 33 фрегата (в Главном адмиралтействе 10, в Новом 2, на Охте 11), 1 корабль в Кронштадте и 26 кораблей и 15 фрегатов в Архангельске. В Черноморских портах построено 23 корабля (в Херсоне 16, в Николаеве 7) и 12 фрегатов (в Херсоне 8, в Николаеве 3, в Севастополе 1). Для Каспийской флотилии построено в Казани 12 судов (3
бомбардирских, 4
корвета. 5
бригов) и один бриг в Астрахани.
Первый пароход Балтийского флота Скорый, в 30 сил, построен в 1817 году близ Петербурга на Ижорских заводах, и второй,
Проворный, в 80 сил, там же в 1825 году.
Первые пароходы Черноморского флота были построены в Николаеве:
Везувий в 1820 и 14-пушечный
Метеор в 1825 году. Замечательно, что нашему морскому министерству еще в 1812 году предлагали
пароходы Фультона, с обещанием, что с пассажирами они будут проходить расстояние между Петербургом и Кронштадтом в 4 1/2 часа, а с грузом – в 6 часов; но это предложение тогда не было принято.
Из кораблестроителей наиболее замечательны по числу и достоинству работ были: в Архангельске –
Курочкин, в Петербурге –
Стоке и др. и начинающие свою практическую деятельность молодые строители:
Амосов, Попов и в Астрахани –
Бурачек.
Примечание "Кубрика": Если вы встретите на этих страницах неизвестные или незнакомые вам морские
термины, вы можете посмотреть их значение в Морском словаре терминов, в Словаре
ветров и в других разделах нашего сайта! Очень удобно искать незнакомое слово на
страничке
"Поиск в
словарях".
|