Кроме этих съемок на близких внутренних морях России гидрографические исследования коснулись и негостеприимных вод
Северного Ледовитого океана. В 1819 году для описи острова Новая Земля отправлен был к Маточкину Шару на
бриге Новая Земля лейтенант
Андрей Петрович Лазарев, впоследствии командовавший одной из дивизий
Балтийского флота. Чрезвычайное обилие льдов не дало возможности даже приблизиться к берегу, и
Лазарев, после нескольких безуспешных попыток пробраться между льдов, в начале сентября должен был возвратиться в Архангельск. Донесение своему местному губернатору молодой моряк, видимо глубоко тронутый своей неудачей, оканчивает следующей оригинальной фразой:
«Если неуспех, при всей моей дерзости преодолеть препятствия самой природы, есть мой проступок, то прошу ваше превосходительство взыскать на мне».
К той же Новой Земле и на том же
бриге лейтенант, потом произведенный в капитан-лейтенанты,
Ф. П. Литке с 1821 по 1824 год сделал 4 плавания. Первое из них по причине льдов, окружавших остров, было так же безуспешно, как и плавание
Лазарева. В 1822 году, по выходе из Архангельска,
Литке сначала сделал обозрение Лапландского и Мурманского берега, от
мыса Святой Нос до
устья реки Колы, и описал находившиеся у этого берега
рейды и
гавани, при которых были становища мореходов-рыбопромышленников. Достигнув Новой Земли, он направился вдоль западного ее берега к северу и, встретив 11 августа на широте 76°35' непроходимые ледяные поля, возвратился к Маточкину Шару. Осмотрев его и южный берег Новой Земли,
Литке возвратился в Архангельск. В плавание 1823 года
Литке произвел опись Лапландского берега, начиная от Оленьего острова, и также северного берега пролива Маточкин Шар, южный берег которого описан был еще в 1768 году
штурманом Розмысловым. Четвертое плавание в 1824 году, по причине непроходимых льдов, относительно Новой Земли было почти так же безуспешно, как и первое; но оно вознаграждалось успешными работами двух других экспедиций, находившихся также под начальством и руководством
Литке: лейтенант Демидов, на
бриге Кетти, производил промер Белого моря, и описные работы, начатые
штурманом Ивановым в устьях Печоры в 1821 году, были закончены им в 1824 г.
Трудность этих плаваний, кроме борьбы со льдами, увеличивалась еще отсутствием верных карт. Бриг, попадая два раза на неизвестные мели, едва не разбился: первый раз на совершенно открытом месте при выходе из Белого моря, а второй в Карском проливе, где у брига вышибло руль и обратило в щепы часть киля. Примером неверности прежних карт может служить расстояние между мысами Канин и Святой Нос, обозначенное на карте 24-мя морскими милями более настоящего, и множество других неверностей, в числе которых было отсутствие обозначения опаснейших
банок, лежащих на
фарватере. Сроднившийся с опасностями и по характеру своему мало поддававшийся внешним влияниям,
Литке описывает так одну из ночей плавания своего во льдах: «беспокойная ночь сия сделала глубокое на всех нас впечатление. Нас окружали со всех сторон мелькавшие сквозь мрак, подобно призракам, ледяные исполины; мертвая тишина прерываема была только плеском волн о льды, отдаленным грохотом разрушающихся льдин и изредка глухим воем моржей; все вместе составляло нечто унылое и ужасное»…
Примечание "Кубрика": Если вы встретите на этих страницах неизвестные или незнакомые вам морские
термины, вы можете посмотреть их значение в Морском словаре терминов, в Словаре
ветров и в других разделах нашего сайта! Очень удобно искать незнакомое слово на
страничке "Поиск в
словарях".