В 1771 году решено было овладеть берегами Керченского
пролива, как
«ключом прохода из Черного моря в Азовское». Главная сила армии, находившаяся под начальством
князя Долгорукова, направилась через Перекоп для занятия Крыма, а один отряд князя
Щербатова, пройдя через Арабатскую
косу, пошел берегом к
Керченскому проливу.
Сенявин, собрав в Таганроге свою
флотилию, в мае месяце вышел в море с 8
новоизобретенными кораблями, 2
бомбардирскими и 37 казачьими
лодками. Задержанный противными
ветрами, он не успел подойти к
Геничевскому проливу во время перехода через него отряда
Щербатова, но когда турецкие военные суда с десантом, назначенные для пособия крымскому хану, появились у Керченского пролива, то
Сенявин, подойдя с 7 кораблями к Керчи, не допустил турок в
Азовское море, а Щербатов занятием
крепостей
Еникале и Керчинавсегда закрыл для турок это море.
По занятии Крыма он был объявлен независимым, и нашей
Донской флотилии предстояло охранять черноморские берега
полуострова от вторжения турок. Так как новоизобретенные суда, по своим дурным морским качествам, оказались весьма неудобными для
плавания в открытом море, то велено было построить на
Хопре два 58-пушечные фрегата по чертежу, составленному принятым на русскую службу англичанином
Ноульсом.
Ноульс был заслуженный
адмирал, отличный моряк и предприимчивый страстный изобретатель, особенно претендующий на глубокие сведения в
кораблестроении. Он находился на службе с 1771 года по 1774 год и некоторое время заведывал интендантской частью
Балтийского флота, а с 1772 года начальствовал заведенной на
Дунае флотилией.
Еще осенью 1770 года, когда наша армия, заняв Молдавию и Валахию, подошла к берегам Дуная, посланы были из морских чинов партии для
описанияустьев и нижнего течениярек Днепра, Днестра и важнейших притоков. Весной же следующего года приступлено к строению на
Дунае новых судов и к обращению в военные годных судов из захваченных у турок. Так например, при взятии крепости Тульчи в числе 43 взятых в
плен судов оказалось 5 хороших
гальотов до 80 футов длины. Летом 1771 года в
Дунайской флотилии было уже 5 гальотов, 7 галер и до 20 мелких судов:
кончебасов, полукончебасов и т. п., и впоследствии к ним присоединились четыре 12-пушечные
шхуны, построенные по чертежам
Ноульса. Несмотря на малые ранги и несовершенство судов новой флотилии, отряды ее с 1772 года не только охраняли устья Дуная, но даже выходили в
крейсерство в море для наблюдения за движением неприятельских
судов и совершали переходы до берегов Крыма. Но такая деятельность не удовлетворяла энергичного
главнокомандующего графа Румянцева, который, не видя особенно выдающихся военных успехов, обвинял моряков в «неподвижности» и требовал от начальников отрядов, чтобы они при удобных случаях переходили из оборонительного положения в наступательное и преследовали в море турецкие суда, к исполнению чего
Дунайская флотилия не имела возможности как по своей сравнительно слабой
артиллерии, так и по весьма неудовлетворительным морским качествам судов.
В военном отношении действия другой, также вновь созданной
Донской флотилии были гораздо успешнее. Весной 1773 года
вице-адмирал
Сенявин мог уже вывести в море 9 новоизобретенных кораблей, 2
бомбардирских, 6
фрегатов и до 16
ботов, гальотов и транспортов. Два отряда этой флотилии, бывшие под начальством
капитанаСухотина и Кингсбергена,
крейсеровали около берегов Крыма, чтобы не допустить на них высадки турецких
десантов; а третий, под начальством самого
Сенявина, охранял Керченский пролив и конвоировал
транспорты, отправлявшиеся к Крымской армии.
Примечание "Кубрика":
если вы встретите на этих страницах неизвестные или незнакомые вам морские
термины, вы можете посмотреть их значение в Морском словаре терминов, в Словаре
ветров и в других разделах нашего сайта! Очень удобно искать незнакомое слово на
страничке "Поиск в
словарях".