С 60 по 90 годы XVIII века в наших
флотах были следующие военные суда: в балтийском корабельном –
корабли от 54 до 100
пушек, последние в нижнем
деке имели пушки 36-фунтовые;
фрегаты от 32 до 44 пушек; самый большой
калиброрудий на них был 18 фунтов. Сохранились еще прежние
пинки, род
корветов, имевшие в большинстве 130
футов длины и 22 орудия. Мелкие суда были:
бриги,
шхуны,
люгера,
тендера и пр. Многие из них носили общее название
«катеров», происшедшее от английского «коттер», и были двух – и одномачтовые, с разным
вооружением. Мелкие суда имели пушки самых малых калибров и даже
фалконеты.
Вначале в
Азовской флотилии были так называемые
новоизобретенные корабли; корабли же и фрегаты черноморские имели
артиллерию, одинаковую с соответствующими им судами Балтийского флота.
Бомбардирские суда были трех – и двухмачтовые и вооружались пушками разных калибров, 5-пудовыми мортирами, двухпудовыми единорогами и 3-пудовыми гаубицами. Кроме того, в
Черном море были суда различных наименований, купленные и взятые у турок, как например
акаты, около 100 футов длины, имели до 20 орудий, в числе которых были 30-фунтовые пушки и полукартальные
единороги;
лансоны длиной 72 фута, имевшие от 1 до 8 орудий, в числе которых были 17-фунтовые пушки,
пудовыемортиры и пр.
Одновременно с флотом корабельным во второй половине XVIII в. был возрожден гребной флот в
Балтике и создан вновь в
Черном море. Первый имел чрезвычайно важное значение для финляндских шхер, второй для больших рек, впадающих в Черное море. В Балтийском море еще в пятидесятые годы XVIII в. начали убеждаться в невыгодности
прамов и
галер, входящих в состав гребного флота, и пробовали заменять их более удобными парусными судами. Неуклюжие прамы почти не могли двигаться без помощи
буксира, а галеры, опасные при плавании открытым морем, были слабы по своей конструкции и артиллерии и требовали большого количества
гребцов. В это время уже вполне сознали это неудобство и, пользуясь попадавшимися в плен судами шведского гребного флота (фрегат Автроил,
шебеки Биорн-Эрнзида и Рогвальд,
турума Селан Вере и
удема Оден), начали строить по образцу их и у нас. Это были неглубоко сидящие в воде парусные суда, вроде корветов, с открытой
батареей, иные имели и небольшое число
весел. Все они отличались прочностью постройки, удовлетворительными морскими качествами и при артиллерии большого калибра не требовали такого многочисленного
экипажа, как галеры. Суда эти в нашем флоте назывались
гребными фрегатами, секретными судами, шебеками и канонерскими лодками. Из числа судов гребного флота фрегаты имели 130 ф. длины, прямые паруса, три мачты и вооружены были 38 орудиями; шебеки, также трехмачтовые, длиной 120 ф. имели от 32 до 50 орудий; полушебеки двухмачтовые длиной 76 ф.; плавучие батареи длиной от 70 до 150 ф., имевшие от 6 до 16 орудий, из которых, кроме бортовых, были и помешенные на середине на вращающихся платформах; бомбардирские суда от 66 до 128 ф. длины и от 7 до 34 орудий; бомбардирские катера длиной до 60 футов и имевшие от 5 до 6 орудий; канонерские лодки длиной от 45 до 68 футов с одним и двумя орудиями;
иолы были длиной до 48 ф. с одним орудием;
дубель-шлюпки или двойные шлюпки длиной 70 ф. с 8 орудиями, в числе которых были пудовые единороги и 3-пудовые
гаубицы;
бригантины, длиной до 70 ф., имели до 18 орудий малого калибра. Галеры, полугалеры или каики, прамы, имевшие до 38 пушек на нижнем деке 36-фун. калибра, и 28-пушечные полупрамы уже отживали свой век. Все суда гребного флота, кроме парусов, имели и весла, которых на шебеках имелось до 40. Кроме перечисленных были еще суда разных названий и размеров: северные суда, островские и казацкие лодки, требакулы или
требаки, полякры,
кирлангичи и пр.
Несмотря на преимущества новых типов судов гребного флота, при спешной постройке их, неизбежной ввиду наступающей войны, иногда, вслед за спуском судна, приходилось делать в нем серьезные исправления. На одном – орудия не могли действовать без вреда борту судна; у другого –
крюйт-камера помещалась подле
камбуза и т. п. Одной из важных невыгодных сторон представлялось артиллерийское вооружение. По разнообразию типов судов на них поставлены были орудия десяти различных калибров, от 1 до 36 фунтов. Это имело гибельные последствия во время боя, когда приходилось переменять ошибочно доставленные
картузы и снаряды и до получения своих в решительный момент сражения оставаться в бездействии или уходить с позиции.
Суда Балтийского гребного флота находились и строились в разных местах, кроме Петербурга и Роченсальма, в Выборге, Вильманстранде и Нейшлоте, близ Риги, в Могилеве, в Витебске и некоторых других местах.
Хотя первоначальное состояние
Черноморского гребного флота как по малочисленности, так и по качествам судов было также весьма неудовлетворительно, но вообще по быстроте своего усовершенствования наши гребные флоты,
Балтийский и Черноморский, не уступали корабельным. Доказательством этого могут служить победы их над шведами в финляндских шхерах и над турками в Днепровском
лимане, а также славная боевая деятельность на Дунае, много способствовавшая успехам нашей армии при овладении
крепостями.
Не считая мелких судов, за время с 1762 по 1796 год для
Балтийского флота построено в С.-Петербурге и Архангельске 85 кораблей и в Кронштадте 4. Большинство из них имело от 54 до 66 орудий; 24 корабля имели до 70 орудий и 8 стопушечных. Длина меньших кораблей была 160 футов, при ширине 51 фут. Фрегатов корабельного флота, с малым исключением имевших от 32 до 44 орудий, построено около 40 и для гребного флота 14. В
Черном море построено 14 кораблей и более 50 фрегатов, включая в число последних и новоизобретенные корабли. Большинство фрегатов имело от 36 до 44 орудий, но были и 58-пушечные. Из кораблестроителей этого времени самый деятельный был
Портнов, построивший, большей частью в Архангельске, до 40 кораблей, а в Черном море –
Афанасьев, строитель большинства линейных судов Черноморского флота.
Примечание "Кубрика": Если вы встретите на этих страницах неизвестные или незнакомые вам морские
термины, вы можете посмотреть их значение в Морском словаре терминов, в Словаре
ветров и в других разделах нашего сайта! Очень удобно искать незнакомое слово на
страничке "Поиск в
словарях".