Для прекращения по Волге разбоев, много вредивших торговому движению по этой реке и ее главным притокам, в 1798 г. были введены
гардкоуты. Так назывались легкие гребные суда, вооруженные одной небольшой пушкой и четырьмя
фалконетами. Относительно надзора гардкоутов вся Волга делилась на три участка: от Астрахани до Царицына, от Царицына до Казани и от Казани вверх по реке. На участок полагалось по три гардкоута, каждый под начальством офицера. Обязанностью их было забирать беспаспортных и подозрительных людей и истреблять разбойников. Введение гардкоутов принесло существенную пользу, и на второй год их плавания на Волге уже не слышно было ни об одной разбойничьей шайке.
При
Павле I, если замечалось малейшее небрежение или медленность исполнения, заставляющие подозревать холодность к делу, прибегали к строгим взысканиям без различия чинов и званий. Так например,
заслуженный и знаменитый боевой адмирал Ф. Ф. Ушаков получил лично от
Павла I строгий выговор
«за неимение во время тумана порядочных сигналов и предписанных уставом предосторожностей». Начальник Черноморского флота,
известный адмирал Н. С. Мордвинов, за случившийся на Глубокой
пристани взрыв
бомбового погреба был сменен с должности. Все неисправности, замеченные
Павлом I при посещении морского госпиталя в Кронштадте, повелено было привести в порядок
«на счет членов Адмиралтейств-коллегий», в обязанность которых входил надзор за госпиталями. За содержание нижних чинов на работе в своих собственных домах и мызах 6
флагманов и 18
капитанов получили строгий выговор. За столкновение судов командиры отдавались под военный суд и до получения приговора назначались к исполнению должности
подвахтенных офицеров на тех судах, на которых служили, и т. п.
С особенной строгостью следили за сохранением дисциплины, установленных служебных порядков и особенно формы одежды, к чему ранее относились весьма снисходительно, особенно к последнему. Тогда обыкновенно на судах во время плавания офицеры носили, что у кого было и что казалось удобнее. Например, во время
вооруженного нейтралитета никому не казалось странным, что
бригадир Палибин, начальник нашего отряда, плавающего у берегов Пиренейского полуострова, являлся на
шханцы своего корабля в шлафроке, туфлях, розовом галстуке и белом ночном колпаке. Но при
Павле I подобный костюм на шханцах был уже преступлением.
В первые же годы XIX века быстро изменилась политика России, и это изменение в непродолжительном времени отразилось и на деятельности флота.
Александр I спешил окончить войну с Англией, которая, при влиянии Франции, могла разрастись до громадных размеров. К тому же война эта, не представлявшая для России особых выгод, не пользовалась сочувствием в обществе. К идее
Екатерины II о свободе всемирной морской торговли большинство даже образованных людей относилось с равнодушием, как к предмету, не представлявшему для частных лиц непосредственных выгод; а прекращение торговли с Англией, уменьшавшее вывоз русских произведений за границу и поднявшее цены на иностранные товары, близко касалось всякого.
Открытие сношений с начальником английского флота в Балтийском море
адмиралом Паркером повело к прекращению враждебных действий со стороны англичан; а вскоре последовало повеление о снятии
эмбарго, наложенного на английские суда, и об освобождении всех англичан, задержанных в предшествовавшее царствование. Наконец,
5 июня 1801 года между Россией и Англией заключена была конвенция, в сущности значительно изменяющая правила вооруженного нейтралитета
Екатерины II и разрушающая цель, к которой стремился
Павел I при образовании союза северных держав.
По правилам, установленным этой конвенцией, судам нейтральных держав разрешалось посещать
гавани воюющих государств и привозить товары, за исключением
военной контрабанды и неприятельской собственности. Находящимися в
блокаде признавались только те
порты, вход в которые охранялся в действительности судами воюющей державы; но рядом с этими правилами, облегчительными для нейтральных судов, находились постановления, крайне для них стеснительные и могущие вести к большим злоупотреблениям правом сильного. Так например, командирам кораблей воюющей державы предоставлялось право не только осматривать все нейтральные коммерческие суда, хотя бы они и шли под охраной военных судов, но и право проверять бумаги самого
конвоирующего корабля. В случае какого-либо сомнения, разрешалось делать обыск и отводить заподозренные суда в порт воюющей державы; причем конвоирующему кораблю ни под каким предлогом не дозволялось сопротивляться такому задержанию.
К принятию этих правил
Александр обязывался от имени России и Англии пригласить союзные с нами правительства – датское и шведское и, кроме того, Россия обязалась возобновить торговый трактат с Англией, заключенный в 1797 году. Не имея возможности противиться двум таким могущественным державам, Дания и Швеция, несмотря на весьма невыгодные для них правила конвенции, принуждены были приступить к ней, выговоря только для своих торговых судов некоторые льготные исключения.
Примирение России с Англией, отнявшее у
первого консула французской республики Бонапарта могущественного союзника в борьбе с Англией, возбудило подозрение его относительно дальнейших намерений русской политики, и возобновившиеся
переговоры между Францией и Англией окончились Амиенским мирным трактатом, заключенным 15 марта 1802 года.
Примечание "Кубрика": Если вы встретите на этих страницах неизвестные или незнакомые вам морские
термины, вы можете посмотреть их значение в Морском словаре терминов, в Словаре
ветров и в других разделах нашего сайта! Очень удобно искать незнакомое слово на
страничке "Поиск в
словарях".