исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • форум
  • новости флота
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

     

    Имена на морской карте



    Адмирал Крузенштерн Иван Федорович


    Крузенштерн
    Иван Фёдорович,

    адмирал

     

     

    26 ноября 1803 года в 10 часов 30 минут утра пушечными залпами корабли «Надежда» и «Нева» отметили первое в истории Российского флота пересечение экватора и появление русского флага в южном полушарии. Торжественному орудийному салюту вторило громовое матросское «Ура»! Впервые Нептун, приветствуя моряков с благополучным прибытием в южное полушарие, говорил на русском языке. Первым, кому довелось взять в руки трезубец морского владыки, был матрос Павел Курганов. Всеобщими были радость и ликование.

    Ни один российский корабль прежде не пересекал заветной «равноденственной линии». И теперь кораблям предстояло не только пересечь нулевую широту, но и широты Южной Атлантики, достичь берегов Бразилии, обойти мыс Горн, одолеть Великий океан и доставить грузы на Камчатку и на земли русских владений в Америке, чтобы затем вернуться домой через Индийский океан, вокруг мыса Доброй Надежды, то есть впервые проделать путь, который опоясывает земной шар.

    И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский в парадных мундирах и при шпагах поздравили друг друга. Плавание «Надежды» и «Невы» показало всему миру, что русские матросы и командиры — отличные мореходы. И в этом блестящем успехе огромная заслуга принадлежит выдающемуся мореплавателю, начальнику первой русской кругосветной экспедиции, адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну.

    Крузенштерн родился в 1770 году в Эстляндии. Первоначальное образование получил в родительском доме, затем в дворянской соборной школе в Ревеле. Пятнадцатилетнего юношу определили в Морской кадетский корпус. На год раньше срока Крузенштерн был выпущен «за мичмана», то есть получил офицерскую форму, но не был еще офицером и носил саблю без темляка. Направили его на 74-пушечный линейный корабль «Мстислав», которым командовал разносторонне образованный и отличный моряк Г. И. Муловский.

    Возможно, это назначение во многом и предопределило судьбу Крузенштерна, поскольку именно Муловского прочили командиром отряда русских кораблей, давно готовившихся в первое кругосветное плавание в научных и торговых целях. Экспедиции помешали войны — сначала с Турцией, затем со Швецией. Однако Муловский в беседах с молодыми офицерами не раз касался волновавшей его мечты. Внимательно слушал Крузенштерн своего командира, не предполагая, что в скором будущем именно ему суждено будет совершить этот подвиг.

    В августе 1790 года победой для России закончилась война со Швецией. Крузенштерн в звании лейтенанта уезжает в Ревель, где самым серьезным образом занимается самообразованием. Кругосветное плавание. Молодой лейтенант все чаще и чаще возвращается к мысли о нем.

    В 1793 году русское правительство решило командировать за границу двенадцать морских офицеров для практики в английском флоте. Крузенштерн, а также его друзья Беринг и Лисянский оказались в числе избранных. Крузенштерн получил назначение на фрегат «Тетис». В мае 1790 года «Тетис» отправился к берегам Северной Америки. Фрегат заходил в Нью-Йорк и Филадельфию. Во время этой практики Крузенштерн посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова.

    Плавая на английских судах, Крузенштерн изучал военно-морское дело, знакомился с учеными людьми, вникал в торговые отношения между различными народами. Теперь он ясно представлял, каких выгод лишается Россия из-за отсутствия своего торгового флота в Мировом океане. Для выхода в дальние плавания предстояло сделать многое. Очень важно было изучить моря, омывающие Индию, и Крузенштерн добивался права заняться этим.

    В марте 1797 года Крузенштерн из Портсмута на корабле «Резонабль» вместе с друзьями отправился к мысу Доброй Надежды, где они должны были пересесть на фрегат «Уазо», чтобы добраться до Индии. Незадолго до этого «Уазо» наскочил на риф, имел такую течь, что даже в гавани помпы, работая круглосуточно, едва удерживали его на плаву.

    Английские моряки отговаривали русских офицеров от опасного рейса и советовали дождаться исправного судна. К их советам трудно было не прислушаться. Но когда на другой день вслед за другими Крузенштерн пришел на «Уазо» взять свой багаж, капитан фрегата Линдсей пожал ему руку и сказал: «Мне приятно, что хоть вы не боитесь отправиться со мною». Эти слова решили участь Крузенштерна. Он остался на фрегате.

    Несмотря на предсказания, корабль добрался до Мадраса, а затем и до Калькутты. Рейс был действительно рискованным. На переходе выяснилось, что у самого киля в наборе засел большой обломок камня. Выпади он — уже ничто не спасло бы «Уазо». Когда фрегат поставили в док, толпы любопытных приходили подивиться на чудо.

    Крузенштерн плавал в Бенгальском заливе, затем на попутных судах добрался до Малакки и хотел отправиться в Китай, но заболел тропической лихорадкой. После выздоровления на небольшом судне он достиг Кантона. Здесь Иван Федорович за год собрал интересовавшие его данные и понял, сколь огромны были бы выгоды от непосредственных сношений русских поселенцев на Камчатке и в Америке с Китаем. У него окончательно созрело решение о необходимости организации русских кругосветных плаваний.

    В 1799 году, возвращаясь из Китая в Европу на одном из самых больших судов Ост-Индской компании «Бомбай Кастль», Крузенштерн разрабатывает подробный проект кругосветного плавания. Проект был нацелен на возвышение русского флота посредством дальних плаваний до уровня лучших иностранных флотов Проект Крузенштерна был направлен морскому министру Кушелеву. Несмотря на убедительные доказательства больших выгод, которые Россия может получить от его осуществления, проект не встретил одобрения. К тому же царский министр считал, что русские моряки не доросли еще до того, чтобы плавать вокруг света. Проекту грозило полное забвение. К счастью, в 1801 году на пост морского министра был назначен адмирал Н. С. Мордвинов, опытный и образованный моряк. Ему не пришлось объяснять, какая слава и польза для России таится в проекте капитана-лейтенанта Крузенштерна.

    Российско-американская компания, ранее также не поддержавшая план Крузенштерна, «нашла» в нем единственную возможность для обеспечения нормальной жизни и работы русских поселенцев в Америке. Теперь компании хотелось немедленно поспать судно к далеким берегам. Мордвинов предложил отправить одновременно два судна, что давало возможность взять в плавание больше груза и обеспечить взаимовыручку экипажей в случае бедствия.

    7 августа 1802 года был издан указ о снаряжении первой русской экспедиции под началом И. Ф. Крузенштерна. Ивану Федоровичу до самого отхода настойчиво предлагали набрать на суда только английских матросов. Крузенштерну пришлось приложить немало сил, чтобы доказать, что «русские матросы относительно понятливости, терпения и усердия стоят выше, а не ниже английских матросов».

    Ровно год продолжались сборы. 7 августа 1803 года, поставив паруса, «Надежда» и «Нева» покинули Кронштадтский рейд. За ними следила вся Россия. Успешное завершение плавания могло ответить сразу же на целый ряд экономических, политических и научных вопросов. Русские ученые очень много ожидали от похода моряков и, зная их неудержимое стремление к различным исследованиям, «авансом» избрали начальника экспедиции Крузенштерна членом-корреспондентом Российской Академии Наук. За время плавания экипажи «Надежды» и «Невы» провели огромную исследовательскую работу, собрали большой научный материал.

    Были открыты новые острова и «закрыты» старые, значащиеся только на картах, уточнены координаты различных географических пунктов.

    И 19 августа 1806 «Надежда» отдала якорь на Кронштадтском рейде. Кругосветное плавание длилось три года и 12 дней. Петербург с почестями встретил своих героев. В память об их подвиге была выбита медаль, их наградили орденами. Офицеров повысили в чинах. Даже матросам назначили небольшие пенсии.

    После экспедиции Крузенштерн готовит к изданию свои записи. Три тома его произведений под общим названием «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» были переведены почти на все европейские языки.

    В 1814 году Крузенштерна вторично командируют в Англию с целью ознакомления со всеми портами и состоянием английского флота. Через год он возвращается в Россию, берет бессрочный отпуск и полностью отдается науке. Изданный в 1824 — 1826 годах «Атлас Южного моря» (Тихого океана) поставил Крузенштерна в один ряд с известнейшими географами того времени. В 1826 году Ивана Федоровича производят в контр-адмиралы и вскоре назначают директором Морского корпуса, в котором некогда обучался он сам.

    Жизнь и деятельность И. Ф. Крузенштерна получили высокую оценку современников. Он имел чин полного адмирала, был удостоен многих орденов. За научные труды его избрали Почетным членом Санкт-Петербургской Академии Наук, членом Лондонского Королевского Общества, членом Гетингенского Королевского Общества Наук. Парижский институт сделал его своим членом корреспондентом, а Дерптский Университет — почетным доктором философии.

    24 августа 1846 года адмирал Крузенштерн Иван Федорович скончался. Он похоронен в Домском соборе в Таллине.

     

    В.Иванов








    Рейтинг@Mail.ru