исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • форум
  • новости флота
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

     

    Имена на морской карте



    Ломоносов Михаил Васильевич


    Ломоносов
    Михаил Васильевич,

    учёный

     

     

     

    Из истории отечественной морской науки

     

     

    В апреле этого года (1965) исполнилось 200 лет со дня смерти великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, посвятившего свою жизнь беззаветному служению отечественной науке. Его яркий творческий путь отмечен плодотворными научными трудами во многих областях знаний, в том числе и в мореплавании.

    Михаил Васильевич Ломоносов родился в очень примечательное для истории нашего отечества время, когда в жестоких боях с иноземными завоевателями Россия прокладывала пути к морям. Созданный напряженным трудом крестьян и мастеровых русский военный флот вместе с сухопутными армиями одерживал одну за другой победы над неприятелем.

    Заботясь о расширении мореплавания, Петр I в 1714 году специальным указом повелел поморам вместо небольших лодий и кочей строить более крупные промысловые суда. Отец Ломоносова первым в Архангельской губернии построил в 1820 году гукор «Чайка». На следующий год он взял на новое судно девятилетнего сына и вышел с ним в Белое море. В дальнейшем Ломоносовы промышляли не только в Белом, но и в Баренцевом море.

    В эти годы Михаил стал учиться грамоте у дьячка. Он значительно обогнал в учебе своих сверстников, очень много читал. Однако главным занятием Михаила по-прежнему оставался промысел.

    Воспитанную в детские годы любовь и тягу к морю Михаил Васильевич пронес через всю свою жизнь. И неслучайно, отправившись в 1730 году учиться в Москву, он вначале пытался поступить в школу математических и навигацких наук. Но это учебное заведение предназначалось только для детей привилегированного сословия, и крестьянский сын вынужден был определиться в Славяно-греко-латинскую академию. Несмотря на постоянную нужду, скудное питание, Ломоносов показал блестящие способности и большое стремление к знаниям. После шести лет учебы, в 1736 году, его в числе двенадцати лучших учеников направляют учиться в Петербургскую академию наук, а осенью того же года— в Германию. Здесь почти за пять лет он - изучил химию, металлургию, физику, зарекомендовал себя талантливым и старательным студентом.

    В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. В то время преобладавшие в Академии иностранцы встречали ожесточенным сопротивлением любые работы и предложения молодого ученого, в научной деятельности которого главное место занимали проблемы физики, горнорудного дела, химии, русской словесности и литературы.

    В 1743 году завершилась десятилетняя Великая северная экспедиция, обследовавшая огромные пространства Ледовитого океана, побережье Сибири и Дальнего Востока почти на всем протяжении от устья Печоры до Камчатки. Обширные наблюдения, выполненные отрядами Беринга и Чирикова, Лаптева и Челюскина, Малыгина и Павлова, Прончищева и других, позволили создать целостное представление о северных окраинах России, о ледовых и метеорологических условиях плавания по Ледовитому океану.

    Заинтересовавшись проблемой исследования Северного Ледовитого океана, Ломоносов начинает систематически заниматься океанографией, метеорологией, навигацией и мореходной астрономией. Первым его научным трудом в области мореплавания, завершенным в 1746 году, стала записка: «Способ, как мерить градус теплоты на дне морском подо льдом», затем работа: «Анемометр, показывающий наибольшую быстроту любого ветра и одновременно изменения в его направлении», и др.

    В 1753—1754 годах Михаил Васильевич производит серию опытов по определению замерзания воды Северного Ледовитого океана, вынашивая идею разработки проблемы морских плаваний в арктических районах. В 1755 году он составляет «Письмо о Северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном». Одновременно с изучением вопросов, касающихся плавания по Северному Ледовитому океану, Ломоносов серьезно занимается отыскиванием способов определения долготы и ^широты в море в пасмурную погоду.

    Уместно будет сказать, что, несмотря на большое развитие мореплавания, к началу второй половины XVIII века моряки еще не имели надежных способов определения широты и долготы места корабля в море, а существовавшие мореходные приборы и инструменты не обладали необходимой точностью. Неоднократные попытки зарубежных ученых найти решение основных задач навигации и мореходной астрономии не дали положительных результатов, причем научные поиски ограничивались только отдельными узкими вопросами, не охватывая проблемы в целом.

    Впервые комплексные исследования по основным проблемам мореплавания начаты Ломоносовым. Выдающийся русский ученый в 1756 году приступил к написанию фундаментального труда «О лучшем и ученом мореплавании», посвятив его созданию три года. В этот период с особой силой проявляется разносторонний талант Ломоносова — блестящего теоретика и незаурядного изобретателя.

    Для наблюдений отдаленных предметов в сумерки и ночью ученый предложил использовать придуманную им «ночезрительную трубу». Он написал интересные исследования по метеорологии, разработал конструкцию морского барометра и создал целую серию оригинальных навигационных приборов и инструментов. Обстоятельное описание их дано в выдающемся научном труде «О лучшем и ученом мореплавании», позже названном: «Рассуждение о большой точности морского пути».

    Предельно лаконичный и в то же время богатейший по научному содержанию этот труд Ломоносова состоит из трех частей. В первых двух изложены проблемы «сыскания» долготы и широты корабля в ясную и пасмурную погоду, а в третьей части сделаны важные выводы «о ученом мореплавании».

    В первой части приведено описание специального прибора для наблюдения двух звезд Via одном вертикале, предложены усовершенствования квадранта (изобретенного в 1731 году Гадлеем) и точных морских часов с подвесом для исключения влияния качки. Здесь же дано научное обоснование определению времени на меридиане корабля и способ более точного нахождения широты места корабля.

    Вторая часть работы посвящена определению долготы и широты в пасмурную погоду.

     

    Самопишущий компас

     

     

     

     

    В качестве одной из мер повышения точности кораблевождения Ломоносов рекомендовал использовать более крупные компасы с картушкой, разбитой на румбы и градусы, «дабы у правления поставленный мог иметь внимание и к 360 [-ой] доле компасного круга». Он предложил и «особливый компас самопишущий», устройство которого показано на рис. 2, где АА — ящик с компасом, ЕЕ — вал, приводимый в движение часами, В — картушка компаса, ТТ — кольцо на картушке компаса с карандашом. На бумаге, укрепленной на валу, связанном с часовым механизмом, отмечаются все отклонения рулевого от курса. Идея самопишущего компаса, предложенного Ломоносовым, воплощена в курсографе, имеющемся на каждом современном судне.

    Для учета отклонения корабля от курса под воздействием ветра ученый предложил особый прибор-клизеометр, состоящий из указателя (спица, прикрепленная к квадранту) с привязанным 40-саженным линем, на конце которого укреплялась «палка», выпускавшаяся за борт. По отклонению спицы на квадранте определяли величину дрейфа корабля.

    Следующими приборами, созданными на основе работ Ломоносова, были вертушечный лаг — дромометр (прообраз донного вертушечного лага Черникеева), циматометр — прибор для учета качки судна, показания которого предлагалось учитывать при определении пройденного расстояния по дромометру, салометр — для измерения «скорости и стороны течения морского», а также прибор для определения склонения компаса по наблюдениям известной звезды.

    В третьей части труда — «О ученом мореплавании» — Михаил Васильевич предложил учредить мореплавательскую академию, где ученые могли бы «новыми полезными изобретениями безопасность мореплавания умножить», а также поставил задачи составления истинной магнитной теории, разработки теории морских течений, предсказания погоды, кроме того, изложил устройство изобретенного морского барометра.

    Многие мореходные приборы и инструменты, разработанные Ломоносовым, на десятки лет опередили аналогичные работы зарубежных ученых.

    В 1760 году Ломоносов приступил к составлению труда о происхождении льдов в северных морях и одновременно продолжал заниматься усовершенствованием изобретенных морских приборов и инструментов. Под его руководством были созданы инструменты для наблюдения звезд в одном вертикале и зрительные трубы. Не оставляя работы по исследованию Северного Ледовитого океана, Ломоносов в 1762—1763 годах сделал «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию» и изготовил подробную «Полярную карту».

    В сентябре 1763 года эта работа была представлена в высшие инстанции для решения вопроса об осуществлении экспедиции в полярные районы. С присущей ему кипучей энергией Ломоносов решительно взялся за практическое обеспечение подготовки к экспедиции. В марте 1764 года он подает в Комиссию российских флотов и адмиралтейского правления список 10 кормщиков, «способнейших к северному мореплаванию», встречается и беседует с поморами, знающими условия плавания в районах Шпицбергена и Новой Земли. В апреле знакомится с купцами-промышленниками Бурениным и Снегиревым, участвовавшими в открытии новых островов Алеутской гряды.

    После принятия в мае 1764 года указа об организации экспедиции для отыскания «Северо-западного прохода» к восточным берегам Азии по маршруту Архангельск — Шпицберген — Гренландия — Северо-западный мыс Северной Америки Ломоносов с новой силой берется за ее подготовку. Он участвует в заседаниях Адмиралтейской коллегии, составляет перечень мореходных инструментов и наблюдает за их изготовлением для снабжения кораблей.

    За месяц до смерти Михаил Васильевич присутствовал на заседании Адмиралтейской коллегии, утвердившей разработанную им инструкцию морским командующим офицерам. Экспедиция, подготовке которой он посвятил последние годы своей жизни, осуществлялась в 1765 — 1766 годах.

    Мировая наука не знает имени ученого, который бы до Михаила Васильевича Ломоносова с такой полнотой теоретически и практически решил главные проблемы навигации, мореходной астрономии, морской метеорологии и океанографии. Наш великий соотечественник Ломоносов по праву считается основоположником научного мореплавания.

    Прошло уже два столетия, но мы не перестаем восхищаться его поистине гениальными высказываниями, не потерявшими своей большой общественной значимости и в наши дни. ^

    В своем докладе «Рассуждение о большой точности морского пути», прочитанном в публичном собрании Академии наук 8 мая 1759 года, Михаил Васильевич говорил:

    «О если бы все труды, заботы, издержки и бесконечное множество людей, истребляемые и уничтожаемые свирепством войны, были обращены на пользу мирного научного мореплавания! Не только были бы уже открыты доныне известные области обитаемого мира и соединенные со льдом берега у недоступных доныне полюсов, но могли быть, кажется, обнаружены неустанным усердием людей тайны самого дна морского. Насколько возросло бы наше благосостояние от обмена избыточествующих вещей между народами и насколько ярче заблистал бы свет науки после раскрытия новых тайников природы».

    Прошедшие через века идеи Михаила Васильевича Ломоносова о мирном научном мореплавании воплощаются в жизнь нашими советскими учеными и моряками.

    Имя Ломоносова М.В. на морской карте представлено в Морском интернет-клубе "Кубрик".

     

     

    Ю.Гришин

     








    Рейтинг@Mail.ru