исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • форум
  • новости флота
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

    Имена на морской карте



    Александр Степанович Попов


    Попов
    Александр Степанович
    ,

    ученый


     

     

    Из истории русской морской науки и техники

     

    Великий русский ученый - изобретатель радио А. С. Попов

     

     

       Александр Степанович Попов родился 16 марта 1859 г. в рабочем поселке Турьинские рудники на Урале. Среднее  образование он получил в Пермской духовной семинарии. С детских лет будущий изобретатель радио проявлял интерес к машинам и различному оборудованию, а обучаясь в духовной семинарии, все свое свободное время уделял самообразованию в области физики и математики, выделяясь среди сверстников своими способностями и знаниями.

       Осенью 1877 г. А. С. Попов был принят на физико-математический факультет Петербургского университета по математическому отделению. Здесь он много времени и сил отдает научным знаниям в области физики и электротехники. Будучи студентом IV курса, Попов уже исполнял обязанности ассистента профессора. В 1883    г., после окончания университета, ему было предложено остаться для подготовки к  профессорской деятельности.

       Однако недостаточность оборудования электротехнических лабораторий при университете заставила А. С. Попова  принять предложение Морского ведомства занять должность преподавателя в Минной школе и в Минном офицерском классе в Кронштадте, где одновременно с учебной проводилась большая исследовательская работа по электротехнике и магнетизму и где был лучший в то время в России физический кабинет.

       Работая преподавателем и выполняя научные работы, А. С. Попов с интересом следил за постепенным преобладанием переменного тока над постоянным и все большим внедрением в промышленность систем переменного тока.

       В эти же годы А. С. Попов заинтересовался опытами с резонатором Герца для получения электромагнитных волн и в 1889 г. прочел первую свою публичную лекцию с демонстрацией опытов Герца, которую закончил словами: «Человеческий организм не имеет еще такого органа чувств, который замечал бы электромагнитные волны в эфире, если бы изобрести такой прибор, который заменил бы нам электромагнитные чувства, то его можно было бы применять к передаче сигналов на расстояние». Поиски, которые повел Попов в этом направлении, вскоре увенчались успехом. 7 мая 1895 г. на заседании  Русского физико-химического общества он продемонстрировал сконструированный им приемник сигналов. Он явился первым в мире радиоприемным устройством. Этот день было решено считать днем рождения радио.

       В марте 1896 г. А. С. Попов осуществил на расстоянии 250 м первую в истории человечества радиопередачу осмысленного текста. Продолжая совершенствовать свое изобретение, он через год добился увеличения дальности передачи по радио до 5 км, а в 1900 г. во время работ по спасению у острова Гогланд в Финском заливе броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» дальность связи достигла 40 км.

       Благодаря непрерывному совершенствованию приборы для передачи и приема электромагнитных колебаний в дальнейшем обрели форму законченных технических устройств. В дореволюционные годы из-за косности правящих кругов царской России развитие радиотехники проходило очень медленно. Только после победы Великой Октябрьской социалистической революции были созданы необходимые условия для быстрого прогресса радио в нашей стране. Специальным декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 2 декабря 1918 г., была создана знаменитая Нижегородская радиолаборатория, которой руководил основоположник советской радиотехники М. А. Бонч-Бруевич. Эта лаборатория в короткие сроки разработала электронные лампы, что позволило создать аппаратуру, уже похожую на аппаратуру наших дней.

       На морском транспорте радиотехника прошла большой и благородный путь, обеспечивая безопасность мореплавания  и способствуя решению транспортных задач. Против нескольких береговых радиостанций в царской России и единичных судов, имеющих средства сообщения по радио, наша страна стала иметь густую сеть береговых радиостанций, включая районы Арктики. В настоящее время каждое судно имеет на своем вооружении радиостанцию.

       Появилось много новых приборов, созданных на базе развития радиотехники, обеспечивающих и облегчающих  судовождение, таких, как радиопеленгаторы, эхолоты, радиолокационные станции, радиомаяки, радионавигационные системы и др.

       За последние годы отечественная промышленность по техническим условиям министерства дала для флота новую аппаратуру:    радиопередатчики «Ерш» и «Блесна», радиоприемник «Волна», шлюпочную аварийную радиостанцию «Шлюп», удостоенную золотой  медали на выставке в Брюсселе в 1958 г., радиолокационную станцию «Дон».

       Еще большее развитие получат средства связи и электрорадионавигации в предстоящем семилетии. Для обеспечения общей задачи министерства по увеличению грузооборота более чем в 2 раза требуется значительное увеличение числа современных быстроходных судов, которые необходимо оснастить новейшими средствами связи и техническими средствами судовождения. Морской флот получит новые типы аппаратуры: радиолокационную станцию для малых и средних судов, однороторный гирокомпас типа МГК, бесконтактные авторулевые устройства, обеспечивающие удержание судна на курсе с  высокой точностью и освобождающие рулевых от тяжелой физической нагрузки, диспетчерские радиотелефонные станции в УКВ и промежуточном диапазонах и др.

       В морских портах со сложными метеорологическими условиями будут устанавливаться портовые радиолокационные станции для лоцманской проводки судов в условиях плохой видимости. Для обеспечения высокой точности такой проводки на этих станциях будет предусмотрена возможность передачи изображения с экрана станции непосредственно на судно телевизионным методом. Сочетание различных приборов техники судовождения, обладающих высокими параметрами, и электронно-счетных машин создаст предпосылки для полуавтоматического вождения судов по заданным маршрутам с дальнейшим переходом на программированное судовождение. Широкое применение в семилетии найдут радиотелефон на ближних и дальних расстояниях, фототелеграф в Арктических районах для передачи синоптических карт и метеодонесений.

       В крупных морских портах оборудуются телевизионные установки, которые повысят оперативность работы диспетчерского аппарата.

       Таков далеко не полный перечень нового, что пришло на флот в результате бурного развития радиотехники.

       Отмечая 100-летний юбилей со дня рождения великого русского ученого А. С. Попова, наша страна — родина радио по праву может гордиться завоеваниями в этой области.

     

    Ю. АЦЕРОВ, начальник Управления связи и электрорадионавигации ММФ

     








    Рейтинг@Mail.ru