исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • форум
  • новости флота
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

     

    Имена на морской карте



    Генерал Корпуса гидрографов Вилькицкий А.И.


    Вилькицкий
    Андрей Ипполитович,

    адмирал

     

     

     

    Из истории отечественной морской науки

    Выдающийся деятель русского флота

     

     

    Неутомимый полярный исследователь и талантливый организатор, известный гидрограф-геодезист А. И. Вилькицкий оказал большое влияние на развитие русского мореплавания.

    Андрей Ипполитович родился в 1858 году в дворянской семье. Получив среднее образование, он поступил юнкером на флот, а в 1877 году, после производства в гардемарины, был принят в Морскую академию, которую окончил в 1880 году по первому разряду. Молодой моряк целиком посвятил свою жизнь гидрографической деятельности, пройдя большой путь от рядового гидрографа-геодезиста до начальника Главного гидрографического управления.

    В первые годы после окончания академии А. И. Вилькицкий выполнял гидрографические работы в Балтийском море и на Онежском озере. В 1887 г. он проводил гидрографические исследования у о. Новая Земля. С этого времени Арктика заняла значительное место в его деятельности.

    С 1894 по 1897 г. Андрей Ипполитович возглавляет гидрографическую экспедицию по изучению устьев рек Оби и Енисея. С 1898 по 1901 г он руководит экспедицией Северного Ледовитого океана, которая выполнила гидрографическую съемку побережья от Енисейского залива до границы с Норвегией. По материалам экспедиции была составлена карта берегов от р. Енисея до пролива Югорский Шар, издана лоция этой части океана и установлено время проходимости Карского моря по состоянию льдов. Помимо гидрографических работ, выполнялись метеорологические и гидрологические наблюдения, исследования фауны.

    В 1901 г. выдающийся ученый-моряк был назначен исполняющим обязанности помощника начальника Главного гидрографического управления и стал фактически руководить всем гидрографическим делом. В 1905 г. он принял участие в организации экспедиции на Енисей, состоящей из 22 коммерческих судов, а затем был командирован для проводки их в Карское море. Успешно выполнив это поручение, А. И. Вилыкицкий окончательно утвердился в своем мнении о возможности освоения морского пути в устья сибирских рек.

    Помимо своей основной работы, Андрей Ипполитович занимался педагогической деятельностью в Морской академии, где он преподавал практический курс астрономии. В 1907 г. он был избран в члены Конференции Морской академии, a в 1909 г. ему присвоили звание генерал-лейтенанта флота и затем утвердили в должности начальника Главного гидрографического управления.

    А. И. Вилькицкий обладал незаурядным государственным умом. Лучше других понимая важность освоения Северного морского пути для России, он с присущей ему энергией развил большую деятельность, направленную на изучение и практическое использование морского пути в Арктике. Следует отметить, что в этот период усилилась активность иностранных держав на русском Севере, единственная цель которых заключалась в колониальном грабеже богатств Сибири. Поэтому деятельность А. И. Вилькицкого в области освоения арктических морей была особенно важна.

    В научной и организаторской работе А. И. Вилькицкий опирался на свой богатый опыт и на понимание огромного значения Северного морского пути для развития экономики России и ее обороны. По его мнению для успешного плавания в Арктике необходимо было прежде всего обеспечить моряков навигационными картами, сведениями о ледовых и гидрологических условиях плавания. Поэтому экспедиционная деятельность Гидрографического управления при А. И. Вилькицком получила широкий размах и приобрела систематический, плановый характер.

    По инициативе этого выдающегося деятеля русского флота в 1909 г. была организована гидрографическая экспедиция в Северный Ледовитый океан из Владивостока к устью Лены и, таким образом, вся трасса обследовалась как с запада, так и с востока. По предложению А. И Вилькицкого открыли полярные станции в проливах Карские ворота и Югорский Шар. В пору его деятельности было совершено сквозное плавание с востока на запад ледокольными судами «Таймыр» и «Вайгач», на борту которых находилась гидрографическая экспедиция, совершившая крупные географические открытия (архипелаг Северная Земля и другие острова).

    Уверенность в возможности успешного плавания в Арктике у А. И. Вилькицкого. была так велика, что во время русско-японской войны 1904—1905 гг. он рекомендовал переход из Балтики на Дальний Восток северным путем. Однако этот смелый план царским правительством был отвергнут.

    Заслуги А. И. Вилькицкого в области освоения Северного морского пути велики. В 1912 г. была опубликована его работа «Северный морской путь», в которой даются анализ всех предшествующих плаваний в Арктике и практические рекомендации для прохода в арктических морях.

    Талантливый организатор А. И. Вилькицкий, будучи начальником Главного гидрографического управления, очень много сделал для развития гидрографического дела и обеспечения безопасности мореплавания русского флота. Этот период был периодом крупных преобразований всей гидрографической службы и широкого развития ее.

    Под руководством А. И. Вилькицкого гидрографические работы были поставлены на высокую научную основу, организовано изучение приливо-отливных явлений, расширены метеорологические и гидрологические наблюдения, выполняемые в гидрографических экспедициях, составлены магнитные карты морей.

    А. И. Вилькицкий добился представительства русской гидрографии в постоянной Международной ассоциации судовых конгрессов, участия русских гидрографов на всех международных выставках и конференциях и, наконец, в 1912 г. организовал при Главном гидрографическом управлении Международную морскую конференцию по вопросам безопасности мореплавания. Все это означало мировое признание русской гидрографии.

     

    В 1912 году по инициативе Вилькицкого был учреждён особый Корпус гидрографов. Учреждение этого корпуса юридически закрепило в Российском флоте специальность гидрографа, способствовало повышению качества и эффективности навигационного обеспечения военного и транспортного флотов. В корпусе было 10 генеральских должностей, 72 штаб-офицерские (полковники, подполковники) и 124 обер-офицерские (капитан, штабс-капитан, поручик, подпоручик). Специалисты корпуса подразделялись на гидрографов и гидрографов-геодезистов. В Положении о корпусе были оговорены условия зачисления и прохождения службы.

    В 1913 году А. И. Вилькицкий был зачислен в Корпус гидрографов со званием гидрографа-геодезиста, произведен в полные генералы Корпуса гидрографов (то есть в звание, соответствующее званию адмирала) и уволен со службы по болезни.

     

    А, И. Вилькицкий был незаурядным ученым. Его перу принадлежит 17 опубликованных научных работ. За свои труды по определению ускорения силы тяжести в разных районах России выдающийся русский гидрограф был удостоен двух золотых медалей Русского географического общества. 26 февраля (11 марта) 1913 года, на 54-м году жизни, генерал Вилькицкий скончался и был похоронен на Смоленском православном кладбище.

    А. И. Вилькицкий внес большой вклад в освоение Северного морского пути, в развитие русского мореплавания, и его имя достойно быть в одном ряду с именами таких выдающихся деятелей русского флота, как Крузенштерн, Беллинсгаузен и Макаров. Имя Вилькицкого А.И. на морской карте смотрите в Морском интернет-клубе "Кубрик".

     

    А. ДЕНИСОВ, младший научный сотрудник ААНИИ

     








    Рейтинг@Mail.ru