исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • форум
  • новости флота
  • новости сайта
  • кают-компания
  • Rambler's Top100

     

     

     

    Имена на морской карте



    Андрей Ипполитович Вилькицкий


    Вилькицкий
    Андрей Ипполитович,

    адмирал


     

     

    Из истории русской морской науки и техники

     

     

    Научные труды А.И.Вилькицкого

     

     

     

         Андрей Ипполитович Вилькицкий начал свой трудовой путь с 1880 г. после окончания Морской академии по гидрографической специальности. В течение 10 лет (1887—1896 гг.) он провел первые тщательные наблюдения над ускорением силы тяжести в русском секторе Арктики (на побережье Новой Земли в Малых Кармакулах). Наряду с такими же наблюдениями в других местах они впоследствии помогли существенному уточнению представлений о фигуре Земли, весьма важных для развития картографии. Об исключительной точности наблюдений А. И. Вилькицкого, произведенных в сложных северных условиях, свидетельствует хотя бы то, что коэффициент расширения основных приборов — поворотных маятников Репсольда — был определен им с ошибкой, не превышающей 0,0000001 доли измеряемой величины. За эти работы Русское географическое общество наградило А. И. Вилькицкого двумя золотыми медалями.

         Гидрографо-геодезические исследования А. И. Вилькицкий умело сочетал с обслуживанием непосредственных  запросов мореплавания. В 1899 г. вышла в свет его работа «Описание лота — предостерегателя Джемса» (переиздана в 1904 г.), рассчитанная на массового читателя-моряка.

         Основное внимание А. И. Вилькицкого было сосредоточено на изучении побережий русских морей Северного  Ледовитого океана. В 1894 г. была организована Гидрографическая экспедиция со специальной целью исследования устьев рек Оби и Енисея и прилегающей к ним части Карского моря. Ее начальником был назначен А. И. Вилькицкий. Экспедиция провела большую работу по всестороннему изучению Обской губы и Енисейского залива, результаты которой нашли свое отражение в труде, изданном под названием «Материалы для изучения Обской губы и Енисейского залива, собранные в 1894—1896 гг. гидрографической экспедицией под начальством А. И. Вилькицкого» (Сиб., 1899).

         Позднее (в 1912 г.), вспоминая об этой экспедиции, А. И. Вилькицкий писал: «Работу мы начали с Енисейского залива... Помимо описи берега, промера и астрономических определений пунктов, производились наблюдения магнитные, метеорологические, гидрологические, над силою тяжести, а также собирались коллекции зоологические, ботанические, геологические и другие...» Одним из результатов работы явилась лоция района, а также его карта. Последняя изобиловала исправлениями крупных неточностей прежних карт. Например, выяснилось, что место мыса Трехбугорного, лежащего при впадении Тазовской губы в Обскую, раньше было показано ошибочно более чем на 100 км. Результаты работ экспедиции сразу получили широкое практическое применение, и о них стали поступать положительные отзывы капитанов судов. Так, например, английский капитан Стэварт, ходивший в 1897 г. в устье Оби, писал, что он ни разу не сел на мель только потому, что строго руководствовался указаниями Вилькицкого об особенностях рельефа дна этого района.

         В 1898 г. руководимая А. И. Вилькицким экспедиция была реорганизована в Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана и вскоре распространила свою деятельность на все побережье Карского и Баренцева морей вплоть до русско-норвежской границы, описала его и оборудовала множеством опознавательных знаков для безопасности кораблевождения.

         В 1901 г. А. И. Вилькицкий был назначен на должность начальника Главного гидрографического управления, на которой и находился все последующие 12 лет вплоть до кончины. Руководя всем морским гидрографическим делом в нашей стране, А. И. Вилькицкий приложил много усилий для строительства новых маяков и опознавательных знаков, издания морских карт, добился учреждения в морском ведомстве особого корпуса гидрографов, позаботился об участии русской гидрографии во всех относящихся к ней международных выставках и конференциях.

         Участник проходившей в 1912 г. в Петербурге Международной морской конференции, известный французский гидрограф Рено писал: «Нам показали образцы русских промеров, выполненных среди берегов и на фарватерах весьма сложного очертания, где гидрография представляет большие трудности. Об этой работе нельзя выразиться иначе, как назвав ее чудодейственной... В России образовалась отборная группа гидрографов, которые служат предметом удивления для всех специалистов...». Возглавляли эту «отборную группу гидрографов» А. И. Вилькицкий, А. М. Бухтеев, М. Е. Жданко и другие выдающиеся русские моряки того времени.

         Будучи занят большой организаторской деятельностью, А. И. Вилькицкий, однако, не оставлял научную работу. На протяжении ряда лет он писал, и в 1912 г. издал большой труд под названием «Северный морской путь». Он начинается с описания первых плаваний вдоль русских берегов Северного Ледовитого океана. «История, — пишет А. И. Вилькицкий, — не дает нам сведений, кто первым прошел морем в Сибирь, но в описаниях плаваний иностранцев имеются указания, что русские их упредили в этом деле». И далее автор, на основании подлинных документов, шаг за шагом прослеживает героическую историю русское северного мореплавания и изучения северных морей, вплоть до современных ему событий. Заканчивается труд описанием  ледовой обстановки в Карском море, анализом всех зарегистрированных случаев аварий судов в этом море и обоснованием возможности планомерного использования Северного морского пути в качестве судоходной магистрали.

         В значительной мере под влиянием настойчивых рекомендаций Вилькицкого, Верховского и других передовых русских моряков на Невском судостроительном заводе в Петербурге были заложены два ледокольных парохода водоизмещением 1200 т каждый, специально предназначенные для плаваний по Северному морскому пути. В 1909 г. они были спущены на воду, получили названия «Таймыр» и «Вайгач», а в следующем, 1910 г. уже началу плавать в Северном Ледовитом океане В 1911 г. гидрографическая экспедиция на «Вайгаче» впервые обошла вокруг острова Врангеля, затем а 1913 г. на «Вайгаче» и «Таймыре» она побывала в Восточно-Сибирском, Лаптевых и Карском морях и совершила величайшее географическое открытие первой половины XX века — обнаружила Северную Землю. В 1914 г. эта экспедиция осуществила сквозной переход по Северному морскому пути с востока на запад. В организации всех этих работ и обеспечении их успешного выполнения видная роль принадлежит Андрею Ипполитовичу Вилькицкому. Смерть вырвала А. И. Вилькицкого из рядов русских гидрографов в самый разгар работы экспедиции на «Таймыре» и «Вайгаче». В память о нем участники экспедиции назвали один из открытых ими островов в западной части Восточно-Сибирского моря (к северу от о. Новая Сибирь) — островом Вилькицкого.

     

    А. ПЛАХОТНИК, старший научный сотрудник научно-исследовательского института Гидрометеослужбы

     








    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru