исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Китобойное судно
    Норвегия



     

    Китобойные суда, китобои предназначены для лова китов.

    кит м. зоол. Общее название крупных морских млекопитающих отряда китообразные (Cetacea). Известно ок. 80 видов. С китом на Руси познакомились «заочно» – по переводным греч. книгам. Др.-рус. заимствование из греч. упоминается в «Изборнике» Святослава 1073 г. в формах «китъ», «китиосъ», «кытъ». Встречается ложная калька «лежахъ» по созвучию: греч. καϊμαι лежать. Греч. семантика развивалась так: κήτης пузатый, чреватый, выпуклый > κήτης чудовище, страшилище > κήτος любой огромный морской зверь (акула, кит, тунец, тюлень). В византийский период закрепилось первое знач. как единственное, а в латинизированной форме оно стало науч. термином. Можно соотнести со сканд. har и итал., а затем лат. squatus, squatina акула, перв. любое огромное морское животное. Модель образования этого слова повторяется в лат. и герм. яз. Лат. balaena, которое присутствует в науч. названиях усатых китов, родственно совр. итал. balla тюк, кипа, шарик, рус. балл, баллон, бульба. Лат. основа слова bal – нечто круглое, шарообразное, пузатое, это название китов унаследовали все роман. яз. в знач. ‘кит’. Др.-исл. hvel колесо, сканд. hval круглый, пузатый, совр. норв. hval кит присутствует в рус. названиях китов норв. происхождения: нарвал, финвал, что родственно рус. вал, волна, вобла, облако и обозначает тот же признак, который отмечали древние греки, римляне и германцы, – круглый, пузатый.

    Названия китов по происхождению можно разделить на 3 группы: заимствования (кашалот, нарвал), кальки (кит Брайда, синий кит) и собственно рус. (белуха, косатка).

    классификация китов: А). подотряд усатые К. (Mistacoceti): I. сем. гладкие, или настоящие, К. (Balaenadae); роды: 1) полярный, или гренландский, К.; 2) южный К. с подв. японский К. и бискайский К.; 3) карликовый К., или когия. II. сем. серые К., 1 род и 1 вид – серый К. III. сем. полосатики: роды; 1) настоящие полосатики видов: а) синий кит, б) финвал, в) сейвал, или сайдяной К, г) К. Брайда, д) малый полосатик; 2) горбатые К. с 1 видом. В). подотряд зубатые К. Odontoceti. I. сем. речные, или пресноводные, дельфины (Platanistidae); роды: 1) гангский д., или сусук; 2) амазонская иния; 3) китайский озёрный д.; 4) лаплатский д.; III. сем. кашалотовые (Physeteridae); роды: 1) кашалот; 2) карликовый к. III. сем. клюворылые (Ziphiidae); роды: 1) плавуны видов: а) северный П., b) южный п.; 2) бутылконосы видов: а) высоколобый Б., б) плосколобый Б.; 3) клюворылы с 1 родом и 1 видом; 4) ремнезубы – 11 видов. IV. сем. дельфиновые, или морские дельфины (Delphinidae); роды: 1) афалина с 1 видом; 2) обыкновенный д. с 1 видом – белобочка; 3) протодельфины с 5 видами; 4) длинноклювый д. с 7 видами; 5) морщинистозубый д. с 1 видом; 6) китовидный д. с 2 видами; 7). короткологолый д. с 6 видами; 8) бесклювый д. с 1 видом; 9) саравакский д. с 1 видом; 10) серый д. с 1 видом; 11) гринда, или шароголовый д. с 3 видами; 12) косатка с 1 видом; 13) чёрные косатки с 1 видом; 14) карликовые косатки с 1 видом; 15) орцелла с 1 видом; 16) клювоголовый дельфин с 4 видами; 17) морские свиньи с 4 видами; 18) беспёрные морские свиньи с 2 видами; 19) белокрылые дельфины с 2 видами; 20) белуха с 1 видом; 21) нарвал, или единорог, с 1 видом.

     

    Толковый морской словарь Андрющенко Н.С.

     

     

    Судно относится к 19 веку.
    Длина - 45,2 метров. Ширина - 9,4 метра.


    Окраска: корпус, дымовая труба, якоря — черные; внутренняя сторона фальшборта, надстройки - коричневые; китобойные шлюпки - белые; ватерлиния - красная; палубы, мачты, реи, бушприт — естественный цвет древесины.


    норвежское китобойное судно
    Rambler's Top100
     

    Из архива Нептуна для любознательных
     

     

    Часы, которые не боятся воды

     

         Редактор американского журнала «Rudder» был приглашен позавтракать на борту старого швертбота, построенного в конце прошлого века. В каюте он обратил внимание, что швертовый колодец покрыт черными линиями с цифрами, отстоящими друг от друга на равные расстояния. Редактор поинтересовался назначением этих отметок.

    — А это часы.

    — ?

    — Да, часы. Корпус течет с незапамятных времен, и вода прибывает ровно на полдюйма в час. В девять утра мы  выкачиваем всю воду и затем целый день определяем время по отметкам.

    М. М. Буньков

     

     

    Катер на лыжах

     

    В последние годы исследователи уделяют большое внимание проблеме повышения мореходности глиссирующих катеров. Одним из способов обеспечить высокую скорость хода катера на волнении является применение гидролыж, о чем коротко уже рассказывалось на страницах сборника — см. «Встречу с учеными» в журнале "Катера и яхты" № 4 (20).

    Недавно американской фирмой «Локхид» был построен и испытан экспериментальный водометный катер на гидролыжах (КМ). Это катер полным водоизмещением 2404 кг, наибольшей длиной 7,6 м при ширине 2,3 м и осадке корпусом 0,23 м. Деревянный корпус, покрытый стеклопластиком, имеет обычные глиссирующие обводы с плоским днищем в корме и две продольные ниши, в которые втягиваются лыжи, выдвигаемые и убираемые гидравлическим приводом. Двигатели мощностью по 190 л. с. с водометами установлены непосредственно на лыжах — в кормовой их части. Управление судном осуществляется как на обычном водометном катере — путем соответствующего изменения направления водяной струи.

    Максимальная скорость хода на лыжах, когда корпус не касается воды, составила 41,8 узла, а на корпусе (с убранными лыжами) — 37,4 узла. Отметим, что минимальная скорость, при которой возможно глиссирование на лыжах, оказалась равной 22,6 узла.

    Результаты представляющих наибольший интерес испытаний катера на волнении показали, что возникающие при этом вертикальные перегрузки примерно в 3,5 раза ниже, чем на обычном глиссирующем судне с плоским днищем, при прочих равных условиях.

    С целью проверки упомянутых выше результатов автором были проведены сравнительные буксировочные испытания модели типичного мореходного остроскулого глиссирующего катера с гидролыжами и без них.

    Изготовленные из дерева гидролыжи представляли собой плоские пластины шириной 0,14 м с закруглением в носовой части. Конструкция крепления лыж к модели обеспечивала возможность изменять в широком диапазоне углы атаки и отстояния от корпуса.

    Испытания модели на лыжах проводились при двух вариантах крепления: с помощью двух и трех стоек. При этом очевидно, что при первом варианте лыжи обладали большей эластичностью, чем при втором; в дальнейшем первый вариант условно будем называть «упругим», а второй — «жестким».

    Модель была испытана при одном и том же водоизмещении 67,1 кг без гидролыж при относительной центровке Xg = 0,40 и с гидролыжами при Xg = 0,35. Отстояние лыж от основной линии корпуса изменялось в следующих пределах: носовых концов от 75 до 90 мм, кормовых — от 90 до 210 мм. Модель испытывалась на тихой воде со скоростью движения 3,0 - 11,5 и на волнении 6,0 - 8,5 м/сек. В процессе испытаний на тихой воде измерялись буксировочное сопротивление и углы ходового дифферента.

     






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru