фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Пароход "Ост"

     

     



    А. Усов, капитан речного флота. Журнал "Моделист-конструктор" № 4 - 1985 год.


     

       Долгие годы историкам и краеведам не было известно название этого парохода. Большую поисковую работу провели сотрудники Башкирского института истории и литературы. Помогали им ученые и краеведы Ленинграда, Перми, Горького, Казани, Уфы.
       В результате поисков выяснилось, что пароход назывался «Ост», принадлежал пароходству Д. Д. Якимова и был построен в Нижнем Новгороде весной 1900 года.
     

       В списках судов Наркомвода приведены следующие сведения о пароходе: тип — колесный, товаро-пассажирский; длина 175 футов (53,3 м), осадка 3 четверти 2 вершка (0,62 м), мощность машины 200 индикаторных сил (250 регистровых), грузоподъемность 5 тыс. пудов (80 т), пассажировместимость 200 человек (20 каютных мест и 180 общих), скорость хода — 14 км/ч.
       Металлический корпус имел несколько переборок, которые делили его на отсеки и придавали всей конструкции жесткость и прочность.
       Для управления судном служил металлический руль. Перо руля крепилось к балеру — вертикальному валу, выходящему на палубу, где на его головку насаживался румпель. Для предупреждения потери руля служил сорлинь — цепь, связывающая перо руля с оконечностью кормы — подзором.
       В носовой оконечности вблизи форштевня, под привальным брусом правого борта, располагался бортовой клюз — направляющее приспособление для шеймы (якорной цепи).
       На бортах — спереди, посередине и на корме — наносились мерные вертикальные линейки для определения осадки парохода.
       Паровая машина — наклонная, двойного расширения, системы «компаунд». С боковыми гребными колесами системы Моргана она соединялась коленчатым валом. Сверху колеса ограждались кожухами, а с борта — «сиянием» с эллипсным отверстием, забранным четырьмя вертикальными прутами.
     

       Главная палуба имела дощатый настил. В районе обносов она поддерживалась металлическими фермами — кронштейнами из «уголка».
       Носовая палуба ограждалась металлическим фальшбортом, а кормовая — гакабортом. На носу парохода располагались швартовные устройства, бушприт, палубный клюз, зажимной и переносной стопоры; рымы-кольца у бортов для крепления свайки; люк с крышкой и трапом для схода в форпик. У бушприта стоял ящик с якорной цепью. В ноке бушприта имелось продольное отверстие с чугунным шкивом для якорной цепи.
       На кормовой палубе размещались рымы для свайки, люк для схода в ахтерпик, румпель, а также штуртрос в футлярах, шедших от палубы, наклонно, к верху стенки надстройки. С наружной стороны гакаборта были утки для учалки «завозни» — пароходной лодки. На палубе лежал четырехрогий вспомогательный якорь с цепью в ящике.
       Фальшборт вдоль прогулочной террасы в районе носовой рубки — из «вагонной рейки», уложенной горизонтально. На внутренней стенке фальшборта подвешивались багры, обмерный крюк, футштоки (наметки), а на наружной — с правого борта — поручни сходней.
     

       К швартовным устройствам относились носовой и кормовой ручные шпили, литые чугунные кнехты на носовой, кормовой палубах и в пролетах и обносные скобы.
       Вся палубная надстройка под одной крышей — тентовой палубой — объединяла носовую, кормовую рубки и кожуховые каюты. Она была обшита «вагонной» рейкой. На носовой рубке и кожуховых каютах рейка положена вертикально, а на корме — горизонтально. Средний пролет — между носовой рубкой и кожуховыми каютами — закрывался в непогоду пролетными воротами, открывавшимися вдоль борта к носу. Кормовой пролет закрывался двухстворчатыми воротами, открывавшимися внутрь. При открытых пролетах палуба защищалась решетками-перилами. Чтобы открыть окно надстройки, рамы опускали по желобам вниз. С внешней стороны окна имели жалю Для освещения машинного отделения служила остекленная со всех сторон надстройка вокруг машинного люка — фонарь. На крыльях капитанского мостика и в штурвальной рубке устанавливались рупоры, связанные с магистральной переговорной трубой для отдачи распоряжений в машинное отделение.
     

       Мачта круглого сечения имела два топовых огня и один клотиковый (стояночный) на верху флагштока. Удерживалась мачта двумя вантами с каждого борта и штагом. Кормовая мачта устанавливалась на корме с наклоном назад и служила для подъема «завозни» и трехцветного российского государственного флага. Подъем и спуск «завозни» осуществлялся с помощью шлюпталей. Лопарь талей проходил через шкив в дереве мачты и закреплялся за утку на шпормачте.
       Судно имело электрическое освещение от генератора постоянного тока напряжением 110 В.
     

       Вот таким был пароход «Ост», когда Владимир Ильич Ленин путешествовал на нем из Нижнего Новгорода в Уфу.
       В 1918 году в торжественной обстановке «Ост» открыл на Белой первую советскую навигацию. В том же году его взяли под госпиталь для раненых бойцов частей 5-й армии. Немало довелось ходить ему по рекам Белой, Каме, Волге... А во второй пятилетке после капитального ремонта возвратился он на знакомый участок Казань — Уфа.
       В 1948 году после очередного капитального ремонта пароход получил
    название «Генерал Шаймуратов» — в честь легендарного командира Башкирской кавалерийской дивизии.
       После 60 лет работы судно-долгожитель было списано из действующего флота.

     

    ОКРАСКА:

    надводный борт корпуса, кронштейны, шпили, кнехты, обносныс скобы, киповые планки с роульсами, рымы для свайки, якоря, цепи, рычажный стопор, скоба штага, дымовая труба, бакштаги, буксирные кнехты, гаки, козырек вентиляционной трубы камбуза, штаг, ванты, коуши, сорлинь, багры бакштов, пиронафтовый фонарь, штурвал, буквы названия «Остъ» — черный цвет; вся надстройка, «сияния» колес, фальшборты и гакаборт изнутри и снаружи, пролетные ворота, двери и перила, пиллерсы, утки, штурвальная рубка, световые люки, мачты, бугели с обушками, башмак, фонари отличительных и гакабортных огней, клотики, лееры и стойки поручней, спасательные круги, пожарные ведра с подставками, палубные столы, «завозня», лодочный строп, лодочные тали, цепные бакштаги, штуртросовые футляры, вентиляционные трубы, рейки, грузовая марка — белый; днище и часть борта до грузовой ватерлинии, борт в районе гребных колес, главные кронштейны, гребные колеса, перо руля — красный (свинцовый сурик]; палубы: носовая, кормовая, в пролетах и на прогулочной террасе, настил над румпелем, крышки палубных люков, стопоры, планширь — красный (красный сурик); тентовая палуба, буксирные арки, крыши штурвальной рубки и светового люка носовой рубки, крышки входных люков, палубные скамьи, решетки под чалками, привальный брус с шиной, ящики для цепей, талрепы, якорь-кошка — светло-серый; щиты бортовых огней: правого борта — зеленый, левого — красный; верхняя часть кранцев (до привального бруса] — белый; ниже — черный; бушприт, вымбовки, свайка, плицы гребных колес, весла, навесь, шесты багров — покрывают бесцветным масляным лаком; паровые свистки, переговорные рупоры, фонари световых отмашек, ручной рупор, колокол — полированная латунь.

    На чертеже:

    1 — бушприт, 2 — якорная цепь, 3 — скоба штага, 4 — талреп, 5 — киповая планка с роульсами, 6 — шпиль, 7 — судовой колокол, 8 — башмак, 9 — мачта, 10 — штаг, 11 — топовые огни, 12—клотиковый огонь, 13 — ванты, 14 — контрфорс, 15 — поручни, 16 — спасательный круг, 17 — носовая рубка, 18 — свайка, 19 — пролетные ворота, 20 — средний пролет, 21 — штурвальная рубка, 22 — вход в рубку, 23 — световой люк, 24 — трос парового свистка, 25 — бакштаг, 26 — свисток, 27 — дымовая труба, 28 — форсовая труба, 29 — гаковый ходовой огонь, 30 — напорный бак водяной системы, 31 — дымовая труба камбузной плиты, 32 — световой люк, 33 — пожарные ведра, 34 — вентиляционный раструб ,над гальюном, 35 — буксирный гак, 36 — кормовой пролет, 37 — тент, 38 — буксирная арка, 39 — кормовая рубка, 40 — футляр штуртроса, 41 — бакштаги, 42 —ходовой лопарь талей, 43 — лодочный строп, 44 — шлюптали, 45 — кормовая мачта, 46 — «завозня», 47 — утки, 48 — гакаборт, 49 — перо руля, 50 — сорлинь, 51 — подзор кормы, 52 — отсек ахтерпика, 53 — леер, 54 — гакабортный огонь, 55 — отсек жилых помещений, 56 — настенные поручня, 57, 58, 60 — кронштейны, 59 — иллюминатор, 61 — цистерна, 62 — обносная скоба, 63 — пролетные перила, 64 — главный кронштейн, 65 — гребные колеса, 66 — «сияние», 67 — мягкий кранец, 68 — цистерна, 69 — отсек грузового трюма, 70 — перила сходней, 71 — отсек пассажирских кают, 72 — отсек форпика. 73 — фальшборт, 74 — наметочный иллюминатор, 75 — грузовая марка, 76 — адмиралтейский якорь, 77 — шейма (якорная цепь), 78 — бортовой клюз, 79 — вход в форпик, 80 — рым, 81 — кнехт, 82 — решетка для чалки, 83 — цепной ящик, 84 — цепной стопор, 85 — палубный зажимный стопор, 86 — палубный клюз, 87 — световой люк, 88 — палубный столик, 89 — судовая скамья, 90 — крышка входного трапа, 91 — крышка над пролетом, 92 — отличительный бортовой огонь, 93 — капитанский мостик, 94 — ящик для песка, 95 — запасной четырехрогий якорь, 96 — вход в ахтерпик, 97 — кожуховые каюты. 98 — бугель с обушками, 99 — рычажный стопор для цепи, 100 — пиллерс, 101 — буек, 102 — весло, 103 — навесь, 104 — цепной леер.
     

    Размерения:


    Длина наибольшая 53,9 метра.
    Длина габаритная 59,6 метра.
    Ширина наибольшая 6,4 метра.
    Ширина габаритная (с обносами) 13,1 метра.
    Высота борта 2,3 метра.
    Осадка с грузом 1,18 метра.
    Водоизмещение 230—250 тонн.

     

     

    Чертежи парохода "Ост"

     

     

    скачать

    скачать немедленно!

    лист 1

    лист 2



     

     







    Рейтинг@Mail.ru