План укладки специального такелажа и инвентарярассмотрен будет на следующей странице. Для аккуратного и надлежащего выполнения такелажа модели важно не только знать, как проходит отдельная снасть, какой она толщины и как исполнена, но и то, что она уложена на соответствующее место. Судомоделисту необходимо ознакомиться с этим. В данном разделе сделана попытка реконструировать планы укладки такелажа судна с полным вооружением начала, середины и конца XVIII в. на основе моделей, многочисленных фотографий, рисунков и большого количества картин и особенно данных Д. Стила и Д. Левера. На сборном листе 141 приведены многочисленные формы различных мест укладок. Как изменялся такелаж судов, так и не все планы укладок были одинаковыми. Однако необходимо иметь в виду, что, по крайней мере, в общих чертах места укладок для определенных периодов должны были быть стандартизованы. Морское дело являлось ремеслом, и знающий моряк на новом судне обычно не тратил много времени, чтобы ознакомиться с укладкой такелажа. Кроме того, принимая во внимание большое количество необученных лиц на борту и учитывая, что развитие морского флота не сдерживалось ни «сухопутными крысами», ни иностранцами, то такая стандартизация имела большое значение и знающему моряку очень часто приходилось, иногда и вынужденно, выступать в качестве обучающего этой смеси необученных и непонимающих. Незнание же снастей, особенно при плохой погоде, могло привести к катастрофе.
В большинстве случаев снасти такелажа были парными, но на планах укладки для наглядности они показаны одиночными. Следовательно, их укладывали на левом и правом бортах. Исключения наблюдаются лишь там, где противоположные места укладок имеют различную нумерацию.
Рисунок 1:
План укладки такелажа континентального судна, 1700 г.
Бовен-блинд
1. Фал-тали
2. Топенанты
3. Брасы - на передних релингах бака или утках бушприта
4. Гитовы — на передних релингах бака или на марсе блинда-стеньги
5. Шкоты
Блинд
6. Фал
7. Брасы
5. Топенанты
8. Гордени
9. Гитовы
10. Шкоты
38. Фал-тали — на палубе или на марсе
39. Топенанты
40. Брасы — через палубный блок на шкафуте или через блок на стень-вантах к боковым релингам бака
41. Фордуны
42. Гитовы
43. Шкоты, если их несли специально
44. Булини
Грот-стень-штаг
46. Штаг-тали
Грот-стаксель
Леер с найтовом юферсов на фок-мачте, нирал и галс укладывали на леере
47. Фал
48. Шкоты
Грот-стень-стаксель
49. Фал
50. Нирал
51. Шкоты
Грот
52. Гардель (фал-тали)
53. Ракс-бугель-тали
54. Топенанты
55. Гордень рей-талей
56. Гордень рей-талей
57. Брасы
58. Гитовы
59. Гордени
60. Нок-гордени
61. Булини
62. Галс — последний топ-тимберс бака или вторая утка «с лапками»
63. Шкоты
64. Сей-тали
Грот-марсель
65. Фал-тали
66. Риф-тали
67. Брасы — на утке на бизань-мачте или на утке в районе бизань-вант
68. Топенанты
69. Гитовы
70. Гордени
71. Нок-гордени
72. Булини
73. Шкоты
74. Шхер-ванты
Грот-брамсель
75. Фал-тали — на палубе или на марсе
76. Топенанты
77. Брасы, как 67
78. Брасы, как 67
79. Фордуны
80. Гитовы
81. Шкоты, если их несли специально
82. Булини
Апсель
83. Фал
Нирал и галс укладывали на штаге
84. Шкоты Бегин-рей
85. Топенанты
86. Брасы
Крюйсель
87. Фал-тали
88. Топенанты
89. Брасы
90. Гитовы — укладывали на марсе или боковом ре-ли иге
91. Булини
92. Шкоты
Бизань
93. Фал-тали
94. Ракс-бугель-тали
95. Дирик-фал
96. Галс-тали
97. Галс
98. Гитов
99. Шкот
Рисунок 2:
План укладки бегучего такелажа английского судна с
блинда-стеньгой и утлегарем, 1710 год.