фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Укладка такелажа парусных судов

     

     

     

     

         План укладки специального такелажа и инвентаря рассмотрен будет на следующей странице.
         Для аккуратного и надлежащего выполнения такелажа модели важно не только знать, как проходит отдельная снасть, какой она толщины и как исполнена, но и то, что она уложена на соответствующее место. Судомоделисту необходимо ознакомиться с этим. В данном разделе сделана попытка реконструировать планы укладки такелажа судна с полным вооружением начала, середины и конца XVIII в. на основе моделей, многочисленных фотографий, рисунков и большого количества картин и особенно данных Д. Стила и Д. Левера. На сборном листе 141 приведены многочисленные формы различных мест укладок. Как изменялся такелаж судов, так и не все планы укладок были одинаковыми. Однако необходимо иметь в виду, что, по крайней мере, в общих чертах места укладок для определенных периодов должны были быть стандартизованы. Морское дело являлось ремеслом, и знающий моряк на новом судне обычно не тратил много времени, чтобы ознакомиться с укладкой такелажа. Кроме того, принимая во внимание большое количество необученных лиц на борту и учитывая, что развитие морского флота не сдерживалось ни «сухопутными крысами», ни иностранцами, то такая стандартизация имела большое значение и знающему моряку очень часто приходилось, иногда и вынужденно, выступать в качестве обучающего этой смеси необученных и непонимающих. Незнание же снастей, особенно при плохой погоде, могло привести к катастрофе.
        

         В большинстве случаев снасти такелажа были парными, но на планах укладки для наглядности они показаны одиночными. Следовательно, их укладывали на левом и правом бортах. Исключения наблюдаются лишь там, где противоположные места укладок имеют различную нумерацию.

     

    Рисунок 1:



    План укладки такелажа континентального судна, 1700 г.



    Бовен-блинд
    1. Фал-тали 2. Топенанты 3. Брасы - на передних релингах бака или утках бушприта 4. Гитовы — на передних релингах бака или на марсе блинда-стеньги 5. Шкоты
    Блинд
    6. Фал 7. Брасы 5. Топенанты 8. Гордени 9. Гитовы 10. Шкоты

    Фор-брам-штаг
    11. Штаг-тали
    Фор-стень-штаг
    12. Штаг-тали
    Фор-стень-стаксель
    13. Фал 14. Нирал 15. Шкоты
    Фок
    16. Гардель (фал-тали) 17. Ракс-бугель-тали 18. Топенанты 19. Гордень рей-талей 20. Гордень рей-талей 21. Брасы 22. Гитовы 23. Гордени 24. Нок-гордени 25. Булини 26. Галсы 27. Шкоты 37. Сей-тали
    Фор-марсель
    28. Фал-тали 29. Риф-тали 30. Брасы — через внутренний шкив на кнехте битенга или палубный блок и укладка на шкафуте 31. Топенанты 32. Гитовы 33. Гордени 34. Нок-гордени 35. Булини 36. Шкоты 45. Шхер-ванты

    Фор-брамсель

    38. Фал-тали — на палубе или на марсе 39. Топенанты 40. Брасы — через палубный блок на шкафуте или через блок на стень-вантах к боковым релингам бака 41. Фордуны 42. Гитовы 43. Шкоты, если их несли специально 44. Булини
    Грот-стень-штаг
    46. Штаг-тали
    Грот-стаксель
    Леер с найтовом юферсов на фок-мачте, нирал и галс укладывали на леере
    47. Фал 48. Шкоты
    Грот-стень-стаксель

    49. Фал 50. Нирал 51. Шкоты
    Грот
    52. Гардель (фал-тали) 53. Ракс-бугель-тали 54. Топенанты 55. Гордень рей-талей 56. Гордень рей-талей 57. Брасы 58. Гитовы 59. Гордени 60. Нок-гордени 61. Булини 62. Галс — последний топ-тимберс бака или вторая утка «с лапками» 63. Шкоты 64. Сей-тали
    Грот-марсель
    65. Фал-тали 66. Риф-тали 67. Брасы — на утке на бизань-мачте или на утке в районе бизань-вант 68. Топенанты 69. Гитовы 70. Гордени 71. Нок-гордени 72. Булини 73. Шкоты 74. Шхер-ванты
    Грот-брамсель
    75. Фал-тали — на палубе или на марсе 76. Топенанты 77. Брасы, как 67 78. Брасы, как 67 79. Фордуны 80. Гитовы 81. Шкоты, если их несли специально 82. Булини
    Апсель
    83. Фал
    Нирал и галс укладывали на штаге 84. Шкоты Бегин-рей 85. Топенанты 86. Брасы
    Крюйсель
    87. Фал-тали 88. Топенанты 89. Брасы 90. Гитовы — укладывали на марсе или боковом ре-ли иге 91. Булини 92. Шкоты Бизань 93. Фал-тали 94. Ракс-бугель-тали 95. Дирик-фал 96. Галс-тали 97. Галс 98. Гитов 99. Шкот

     

    Рисунок 2:

     

    План укладки бегучего такелажа английского судна с блинда-стеньгой и утлегарем, 1710 год.



    Бовен-блинд
    1. Фал-тали 2. Топенанты 3. Брасы 4. Гитовы 5. Шкоты
    Блинд

    5. Топенанты, так же бовен-блинда шкоты 6. Фал 7. Брасы 8. Гордени 9. Гитовы 10. Шкоты

    Фор-брам-штаг

    11. Штаг-тали

    Фор-стень-штаг Леер крепили на штаге 12. Штаг-тали

    Фор-стень-стаксель 13. Фал 14. Шкоты
    Фок
    15. Фал-тали 16. Навеляйне 17. Топенанты 18. Гордень рей-талей 19. Гордень рей-талей 20. Брасы 21. Гитовы 22. Гордени 23. Нок-гордени 24. Булини 25. Галсы 26. Шкоты 27. Сей-тали
    Фор-марсель
    28. Фал-тали 29. Риф-тали 30. Топенанты 31. Брасы 32. Гитовы 33. Гордени 34. Нок-гордени 35. Булини 36. Шкоты 37. Шхер-ванты Фор-марсель 38. Фал-тали 39. Топенанты 40. Брасы 41. Фордуны 42. Гитовы 43. Шкоты, если специально заведены 44. Булини
    Грот-стень-штаг

    45. Штаг-тали
    Леер закреплен на штаге и на фор-краг-штаге поставлен на юферсы
    Грот-стень-стаксель
    46. Фал 47. Нирал 48. Шкоты
    Грот
    49. Фал-тали 50. Навеляйне 51. Топенанты 52. Гордень рей-талей 53. Гордень рей-талей 54. Брасы. 55. Гитовы 56. Гордени 57. Нок-гордени 58. Булини 59. Галсы 60. Шкоты 61. Сей-тали
    Грот-марсель
    62. Фал-тали 63. Риф-тали 64. Топенанты 65. Брасы 66. Гитовы 67. Гордени 68. Нок-гордени 69. Булини 70. Шкоты 71. Шхер-ванты

    Грот-брамсель

    72. Фал-тали 73. Топенанта 74. Брасы 75. Фордуны 76. Гитовы 77. Шкоты, если специально применялись 78. Булини
    Апсель

    79. Фал 80. Шкоты

    Бегин-рей 81. Топенанты 82. Брасы
    Крюйсель 83. Фал-тали 84. Топенанты 85. Брасы 86. Гитовы 87. Булини 88. Шкоты

    Бизань 89. Фал-тали 90. Дирик-фал 91. Галс-тали 92. Галс 93. Верхний гитов 94. Галсовый гитов 95. Гитов нижней шкаторины 96. Шкот

     

    Рисунок 3:

     

    План укладки такелажа русского судна, 1750 г., (на модели того времени ворсты на нижних вантах одновременно служили нагельными банками)



    Бовен-блинд
    1. Фал 2. Топенанты 3. Гитовы 4. Шкоты, одновременно, и блинда-топенанты 5. Брасы.
    Блинд

    6. Фал 7. Брасы 4. Топенанты, одновременно, и бовен-блинда-шкоты. 8. Гордени 9. Гитовы 10. Шкоты
    Кливер
    11. Фал 12. Шкоты
    Фор-стень-стаксель
    13. Фал 14. Нирал 15. Шкоты
    Фок
    16. Фал-тал и 17. Ракс-бугель-тали 18. Топенанты 19. Брасы 20. Гитовы 21. Гордени 22. Нок -гордени 23. Булини 24. Галсы 25. Шкоты 26. Сей-тали
    Фор-марсель
    27 Фал-тали 28. Риф-тали 29. Топенанты 30. Брасы 31. Гитовы 32. Гордени 33. Нок-гордени 34. Булини 35. Шкоты 36. Стень-вынтрен
    Фор-брамсель
    37. Фал-тали 38. Топенанты 39. Брасы 40. Гитовы 41. Булини
    Грог-стень-стаксель
    42. Фал 43. Нирал 44. Шкоты
    Грот-брам-стаксель
    45. Фал 46. Нирал 47. Шкоты

    Грот

    48. Фал-тали 49. Топенанты 50. Брасы 51. Гитовы 52. Гордени
    53. Нок-гордени 54. Булини 55. Галсы 56. Шкоты 57. Сей-тали
    Грот-марсель
    58. Фал-тали 59. Риф-тали 60. Топенанты 61. Брасы 62. Гитовы 63. Гордени 64. Нок-гордени 65. Булини 66. Шкоты 67. Стень-вынтреп
    Грот-брамсель
    68. Фал-тали 69. Топенанты 70. Брасы 71. Гитовы 72. Булини
    Апсель
    73. Фал 74. Нирал 75. Шкоты
    Крюйс-стень-стаксель
    76. Фал 77. Нирал 78. Шкоты
    Бегин-рей
    79. Топенанты 80. Брасы 81. Сей-тали
    Крюйсель
    82. фал-тали 83. Топенанты 84. Брасы 85. Гитовы 86. Булини 87. Шкоты
    Крюйс-брамсель
    88. Фал-тали 89. Топенанты 90. Брасы 91. Гитовы 92. Булини
    Бизань
    93. Фал-тали 94. Дирик-фал 95. Галс-тали 96. Верхний гитов 97. Коренной гитов 98. Галсовый гитов 99. Галс 100. Шкот 101. Оттяжка гитовов 102. Эренс-бакштаг

     

    Рисунок 4:


    План укладки такелажа английского судна, конец XVIII в.


    Бушприт

     
    1. Бом-утлегарь-бакштаг 2. Утлегарь-бакштаг 3. Бакштаг «кливер-ринга» 4. Фор-стень-лось-штаг 5. Фор-стень-штаг 6. Фор-брам-штаг 7. Внутренний утлегарь-штаг 8. Внешний утлегарь-штаг 9. «Летучий» утлегарь-штаг 10. Утлегарь-штаг-тали и фор-стень-штаг-тали, если их несли как кливер-леер
    Бовен-блинд
    11. Фал 12. Топенанты 13. Гитовы 14. Шкоты, иногда также к блинда-топенанты 15. Брасы
    Блинд

    16. Фал 17. Брасы 18. Топенанты 19. Гордени 20. Гитовы 21. Шкоты
    Бом-кливер, летучий
    22. Фал 23. Шкоты 24. Галс
    Кливер
    25. Фал 26. Нирал 27. Галс 28. Шкоты
    Фор-стень-стаксель
    29. Фал 30. Нирал 31. Шкоты
    Фок
    32. Фал-тали 33. Тросовый бейфут 34. Топенанты 35. Брасы 36. Гитовы 37. Гордени 38. Нок-гордени 39. Анапуть 40. Булини 41. Галсы 42. Шкоты 43. Навеляйне 44. Сей-тали 45. Гордень рей-талей 46. Гордень рей-талей
    Фор-марсель
    47. Фал-тали 48. Риф-тали 49. Топенанты 50. Брасы 51. Гитовы 52. Гордени 53. Булини 54. Шкоты 55. Стень-вынтреп 56. Шхер-ванты
    Фор-брамсель
    57. Фал-тали 58. Топенанты 59. Брасы 60. Гитовы 61. Булини (альтернатива) 62. Шкоты (альтернатива) 63. Гордени
    Грот-стень-стаксель
    64. Фал 65. Нирал 66. Гитовы 67. Галсы 68. Шкоты (альтернативные места укладки)
    Мидель-стаксель
    69. Фал 70. Нирал 71. Галсы 72. Шкоты 73. Штаг-тали
    Грот-брам-стаксель
    74. Фал 75. Нирал 76. Галсы 77. Шкоты
    Грот
    78. Фал-тали на верхней палубе 79. Тросовый бейфут 80. Топенанты 81. Брасы 82. Гитовы 83. Гордени 84. Нок-гордени 85. Анапуть 86. Булини 87. Галсы 88. Шкоты 89. Навеляйне 90. Сей-тали 91. Гордень рей-талей 92. Гордень рей-талей
    Грот-марсель
    93. Фал-тали 94. Риф-тали 95. Топенанты 96. Брасы 97. Гитовы 98. Гордени 99. Булини 100. Шкоты 101. Стень-вынтреп 102. Шхер-ванты

    Грот-брамсель

    103. Фал-тали 104. Топенанты 105. Брасы 106. Гитовы 107. Гордени 108. Булини 109. Шкоты
    Апсель
    110. Штаг 11. Фал 12. Нирал 13. Галс 14. Шкот 15. Гитов
    Крюйс-стень-стаксель
    16. Фал 17. Нирал 18. Галсы 19. Шкоты
    Крюйс-брам-стаксель
    120. Фал 121. Нирал 122. Галсы 123. Шкоты
    Бегин-рей
    124. Топенанты 125. Тросовый бейфут 126. Брасы 127. Навеляйне
    Крюйсель
    128. Фал-тали 129. Риф тали 130. Топенанты 131. Брасы 132-Титовы 133. Гордени 134. Булини 135. Шкоты
    Крюйс-брамсель
    136. Фал-тали 137. Топенанты 138. Брасы 139. Гитовы 140. Булини 141. Шкоты
    Бизань
    142. Гафель-гардель 143. Дирик фал 144. Нирал пятки гафеля 145. Нирал нока гафеля 146. Гика-топенант. 147. Гика-шкот у драйвера, иначе бизань-шкот 148. Гика-завал-тали 149. Эренс-бакштаги 150. Верхний гитов 151. Коренной гитов 152. Галсовый гитов 153. Оттяжка гитовов
     

    Флагшток

    154. Флаглинь

    Прочее

    155. Свободные места укладки для снастей лиселей и пр.

     


    Рисунки (чертежи) можно посмотреть или скачать здесь:

     

    рис 1

    рис 2

    рис 3

    рис 4









    Рейтинг@Mail.ru