фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

    Подводные лодки типа "Д"



    Н. Федоров. Журнал "Моделист-конструктор" № 1 - 1985 год.
    Чертежи и рисунки по разработке автора выполнил В. Барышев.
    Рисунок подлодки на 1 странице В. Матросова.



     

    Эти лодки были первенцами советского подводного кораблестроения. Их конструкция оказалась весьма совершенной для своего времени, и по основным тактико-техническим данным они не уступали зарубежным образцам.
    Огромная роль в разработке проекта «Декабристов» принадлежит талантливому инженеру В. М. Малинину, в течение ряда лет возглавлявшему конструкторское бюро, а также видным ученым-кораблестроителям А. Н. Крылову, П. Ф. Попковичу и Ю. А. Шимановскому.
     

    Строительство падок велось серийно, без предварительной отработки головного образца. Одновременно с постройкой разрабатывались рабочие чертежи. Субмарины типа "Д" предназначались для действий на открытых морских театрах, им отводилась активная роль ударных сил флота. Это нашло отражение к конструктивных особенностях подводного корабля.
    Лодки были двухкорпусными, с клепаным корпусом. Одна плоская и пять сферических переборок разделяли прочный корпус на семь отсеков, причем прочность переборок рассчитывалась на максимальную глубину погружения — 90 м. Отсеки сообщались между собой круглыми пазами с быстрозакрывающимися с помощью специального привода дверями, Входные люки имели двойной запор (сверху и снизу) и выступающий внутрь отсека удлиненный комингс (шахту). Когда возникали аварийные ситуации и лодка затоплялась водой, такая шахта позволяла создавать воздушную подушку, облегчавшую выход экипажа через люк.
     

    Впервые в отечественном подводном кораблестроении была применена централизованная система погружения и управления лодкой. Клапаны вентиляции цистерн с пневматическими приводами, управление рулями и приборы сосредоточивались в центральном посту. Нововведением являлась и установка в средней части легкого корпуса цистерн быстрого погружения. Междубортное пространство разделялось на шесть цистерн главного балласта (ГБ), кингстоны которых располагалось в нижней части легкого корпуса по диаметральной плоскости. В систему ГБ входили концевые и палубные цистерны.
    Аккумуляторные ямы выполнялись герметическими, с проходом посередине. Их высота позволяла иметь доступ к крышкам баков аккумуляторов, расположенных по обе стороны от прохода. В результате подъема палубного настила значительно уменьшился объем помещений с установленными в них механизмами, системами и устройствами. Повышение центра тяжести отразилось на остойчивости лодок — метацентрическая их высота получилась около 30 см.
     

    Расположение отсеков было следующее.
    В первом (самом большом), служившем одновременно и кубриком, находились шесть торпедных аппаратов с шестью запасными торпедами на стеллажах, провизионка, электрические приводы шпиля и носовых горизонтальных рулей. В междубортном пространстве — заместительные и дифферентные цистерны, торпедопогрузочный и верхний входной люки.
    Во втором отсеке располагалась первая группа батарей из 60 аккумуляторных баков. Над ней — радиостанция и жилое помещение.
    В третьем — вторая группа батарей, жилые помещения офицерского состава с кают-компанией, электровентиляторы и камбуз. Между прочным и легким корпусом — топливные цистерны.
    В четвертом — центральный пост управления, главный командный пост, станция погружения и всплытия, водоотливной насос, перископы и одна из воздуходувок для продувки ГБ. 
    В пятом — группа аккумуляторов, окруженная масляными цистернами, над ней — кубрик старшин с воздуходувкой по бортам.
    Шестой отсек — дизельный. На «Декабристах» 1-й серии использовали двигатели зарубежного производства. При 450 об/мин в течение одного часа они развивали мощность в 1200 л.с., при 425 об/мин — 1100 л. с. На лодках другой серии устанавливались отечественные двигатели, выпуск которых к тому времени наладил один из наших заводов. Помимо дизелей надводного хода, в этом отсеке находились разобщительные муфты гребных валов, цистерны смазочного масла, вспомогательные механизмы и верхний входной люк.
    В последнем, седьмом отсеке сосредоточили главные электромоторы со станциями управления, два торпедных аппарата (без запасных торпед), комбинированный люк, рулевой привод и вспомогательные механизмы. В междубортном пространстве — дифферентная цистерна.
    Основной топливный запас, как и на всех лодках последующих серий, размещался вне прочного корпуса. С одной стороны, это позволило увеличить дальность плавания, с другой, — как показал опыт войны, не обеспечило лодке скрытность в случае нарушения герметичности цистерн, поврежденных глубинными бомбами.
    В 1938—1941 годах все лодки серии "Д" прошли капитальный ремонт и модернизацию. В частности, была изменена конфигурация рубки. 100-мм орудие, затрудняющее обзор, особенно при швартовках, и стесняющее и без того узкий мостик, установили на палубе надстройки. Это несколько уменьшило размах бортовой качки, увеличило остойчивость. Серьезной реконструкции подверглись также корпус и меха-низмы,
    В 1939 году «Декабристам» Балтфлота, входящим в состав 2-го дивизиона подводных лодок, были присвоены бортовые номера «21», «22», «23».

    Окраска:

    надводная и подводная части корпуса, оружие, верхняя часть перископов (от конуса включительно и выше) — темно-зеленый цвет (почти черный); ватерлиния не отбивалась, осадка определялась по бортовым шпигатам; палуба надстройки покрывалась кузбасс-лаком (черный); бортовой номер — белый (в годы войны закрашивался); швартовые устройства — черные.
    На Балтике лодки окрашивались в шаровый цвет, бортовые номера — в желтый; на Чёрном море — соответственно в светло-шаровый и белый.

     

    ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

    Водоизмещение, т:
    надводное ............932,8
    подводное . ..........1353,8
    Размеры, м:
    длина .......... 76,
    ширина .............6,4
    осадка ..............3,81
    Число и мощность двигателей, количество х л.с.
    дизели .......... 2 х 1100
    электромоторы ........ 2 х 525
    Скорость хода максимальная, узлы:
    надводная ............. 14,7
    подводная . . . . . ... . 8,7 (на два часа)
    Запас соляра, т:
    нормальный .............. 28,5
    усиленный ................. 114
    Дальность плавания, миль/узлов:
    надводная ............. 11450 / 8,9
    подводная . . . . . . . . 150 / 3
    Автономность, сутки:
    до 40 (подводная до трех суток)
    Глубина погружения, м:
    рабочая .......... 75
    предельная .............90
    Вооружение:
    артиллерийское, пушки ..... одна 100-мм (боезапас 120-снарядов), одна 45-мм (боезапас 500 снарядов)
    торпедное, аппаратов ... 6 носовых и 2 кормовых (общий запас торпед 14)
    Экипаж, человек………….. 53—55.


    На чертеже:

    1 — бортовые шпигаты носовых цистерн, 2 — кронштейн оттяжки троса, 3 — утка, 4 — гюйсшток, 5 — гюйс. 6 — леерная стойка. 7 — становой якорь, 8 — киповая планка с роульсами, 9 — трос сетеотвода, 10 — кнехты, 11 — сигнальный буй, 12 — дверное ограждение (трос), 13 — швартовный шпиль, 14 — крышка люка торпедного отсека, 15 — носовая стойка радиосети, 16 — талреп, 17 — трос подвески радиоантенны, 18 — антенна (левый борт), 19 — деревянный изолятор, 20 — крышка люка командного отсека; 21 — 100-мм орудие, 22 — рубка, 23 — военно-морской вымпел, 24 — крышка люка дизельного отсека, 25 — крышка люка электромоторного отсека. 26 — палубный ввод радиоантенны, 27 — флагшток, 28 — гвардейский Краснознаменный военно-морской флаг, 29 — фонарь гакобортного огня, 30 — вертикальный руль, 31 — горизонтальные рули, 32 — кронштейн горизонтальных рулей, 33 — гребной винт, 34 — кронштейн валопровода, 35 — валопровод, 36 — привальный брус, 37 — дверь надводного гальюна, 38 — дверь помещения боцманских принадлежностей, 39 — шпигаты для подъема лодки, 40 — бортовые шпигаты цистерн главного балласта. 41 — палуба надстройки, 42 — носовые горизонтальные, рули, 43 — подводный якорь, 44 — якорный клюз, 45 — носовая стойка, 46 — торпедные аппараты, 47 — откидной лист люка кормового торпедного отсека, 48 — откидные листы кормового торпедопогрузочного люка, 49 — откидной лист клапанов вентиляции, 50 — платформа 100-мм орудия, 51 — леерное ограждение платформы, 52, 54 — откидной лист клапанов вентиляции цистерн, 53 — откидной лист носового торпедопогрузочного люка, 55 — откидной лист люка торпедного отсека, 56 — носовая А-образная стойка радиосети, 57 — спасательный круг, 58 — кормовая А-образная стойка радиосети, 59 — военно-морской флаг, 60 — кронштейн вертикального руля, 61 — дверь ограждения боевой рубки, 62 — звезда с обозначением одержанных побед, 63 — смотровые окна мостика. 64 — сирена, 65 — радиопеленгатор, 66 — прожектор, 67 — фонарь ходового огня, 68 — средняя антенная стойка, 69 — зенитный перископ, 70 — тумба перископа, 71 — командирский перископ, 72 — поручень, 73 — выдвижное устройство, 74 — герметический оптический нактоуз (ГОН), 75 — дверь мостика, 76 — поручень трапа, 77 — 45-мм полуавтомат, 78 — откидной фальшборт, 79 — сигнальная мачта, 80 — флагшток, 81 — вывод вентиляционной шахты дизелей, 82 — верхний фонарь кильватерного огня, 83 — нижний фонарь кильватерного огня, 84 — фонарь бортового огня, 85 — вымпел довоенный, 86 — гюйс довоенный.


    Чертежи подводной лодки типа "Д"

     

    скачать

    скачать немедленно!

    лист 1

    лист 2

    лист 3

    Подводная лодка Д ведет бой
    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru