скачать | |||
лист 1 | лист 2 | лист 3 | лист 4 |
Из архива Нептуна для любознательных
Проверка натяжения вант
Натяжение снастей стоячего такелажа оценивается обычно на ощупь, а ведь от этого зависит надежность раскрепления мачты и эффективность работы всего парусного вооружения. Если, например, ванта «набита» слишком слабо, она не воспримет нагрузку и мачта получит чрезмерный прогиб или даже сломается. Наоборот, при чрезмерном начальном натяжении, получив в дальнейшем под ветром дополнительную большую нагрузку, ванта может разорваться. Особенно чувствительны к натягу такелажа современные облегченные мачты из легких сплавов, менее эластичные, чем деревянные.
Прибор, получивший широкое распространение в США, гарантирует яхтсменов от возможных ошибок. С помощью крючковых захватов его можно надеть на любую снасть и при затяжке талрепов добиться заданной величины натяжения, одинаковой для симметричных снастей обоих бортов. Действие прибора основано на уменьшении стрелки прогиба троса при увеличении растягивающего усилия.
Мачта из нержавеющей стали
В прошлом году на нескольких американских яхтах появились мачты из нержавеющей стали. Благодаря втрое большему модулю нормальной упругости такой стали, чем алюминиевых сплавов, стальную мачту можно сделать с меньшим поперечным сечением и практически не более тяжелой, чем алюминиевая. В результате — меньше воздушное сопротивление рангоута, что важно на лавировке. Нержавеющая сталь легко подвергается гибке и сварке, причем стальная мачта получается с меньшими искажениями формы (и без внутренних напряжений). Нечего и говорить о прекрасной стойкости нержавеющей стали к коррозии в любых условиях и отличном виде полированной мачты из этого материала.
На рисунке показано сечение мачты длиной 14,3 м для крейсерско-гоночной яхты. Мачта сварена из секций длиной по 3 м, причем верхняя секция сужается к топу, что дает экономию веса и уменьшение размеров фитингов для крепления такелажа. Вес этой мачты со всеми фитингами и краспицами составил 150 кг. Такая же алюминиевая мачта, но без фитингов, рельса для паруса и т. п. весила 112 кг.
Для проверки прочности первых мачт из нержавеющей стали были сделаны замеры напряжений на одной из яхт. Оказалось, что на волнении действующие напряжения в 3,25 раза выше определенных для расчетного случая (крен яхты равен 30"). Установлено также, что напряжения от поперечного изгиба мачты составили 50 % от действующих напряжений против 35% у алюминиевой мачты. Это результат уменьшенного поперечного сечения по сравнению с мачтой из алюминия.
Полагают, что нержавеющая сталь найдет применение для мачт длиной более 15 м. Любопытно, что на чемпионате мира 1969 г. в классе «5-0-5» американец Норхейм выступал с мачтой из нержавеющей стали.