Шняв- или трисель-мачта
Шняв-мачту в XVIII в. применяли только на
шнявах и лишь во втором десятилетии XIX в. ее ставят и
на
трехмачтовых судах.
В. Фалконер сообщает, что это были тонкие мачты,
шпор которых крепили в деревянном блоке позади грот-мачты на
галф-деке,
а топ в
грот-марсе (рис. 359— 361).
Военное судно, вооруженное
такелажем шнявы, вместо шняв-мачты несло так называемый
«джек-штаг» (нем. Jackstag) —
тросовую мачту, огоном положенную на топ грот-мачты. Нижний конец тросовой мачты набивался
юферсами, поставленными на
обух позади грот-мачты (рис. 363).
Гафель, который поднимали по шняв-мачте, был застроплен и находился на мачте. Сведений о толщине шняв-мачты и расстоянии
ее от мачты сохранилось мало. Вообще же это расстояние и диаметр шняв-мачты не должны были превышать половины диаметра
бизань-мачты.
Напоминаем, что если рисунков, указанных здесь, нет, значит, они есть обязательно на других страничках этого подраздела
"Такелаж мачт и реев" раздела "Судомоделизм".
|