Брам - рей
На
брам-реях
такелаж в основном повторял такелаж нижних реев, только из-за небольших парусов был значительно упрощен
(рис. 406).
Топенанты.
Как и на марса-реях, топенанты были одиночными, но иногда встречались и двойные. До 1790 г. два
направляющих блока висели на коротком шпрюйте на топе брам-стеньги и через них топенанты шли на
марс (рис. 407).
До 1720 г. на всех судах, а позднее только на больших, двойные топенанты имели коренные концы, закрепленные на топе стеньги
и, прежде чем идти к направляющим блокам, проходили через блок на ноке рея. Одиночные же топенанты
огоном накладывали на
нок рея.
В последнее десятилетие топенант проводили через
коуш в верхней части передних
вант. Опустив на марс, его узлом
крепили на юферсах марса (рис. 408, 409).
Брасы.
Их проводили по-разному. В зависимости от величины рея брасы были одиночными или двойными. Одиночные в
основном встречались на малых судах, но иногда и на больших — французских.
Обычно блок браса вплеснивали в
шкентель. На торговых судах и во французских ВМС в последние десятилетия
предпочитали крепить блок непосредственно к рею. Так, по Э. Пари, «Ройал Луи» в 1780 г. имел одиночные брасы, подвешенные
на шкентеле посредством клеванта (рис. 410). Напротив, «Сан Парай» (Sans Parail») 1760 г. и «Протектёр» 1793 г. имели
брас-блоки с очень короткими шкентелями.
Рис. 402. Бом-брам-штаг и бом-брам-фордун
Рис. 403. Проводка фор-бом-брам-штага через коуш на ноке утлегаря
Рис. 404. Проводка фор-бом-брам-штага на блинда-стеньге
Рис. 405. Проводка грот-бом-брам-штага на фор-брам-стеньге
Рис. 406. Брам-рей. Справа — английского военного судна конца XVIII в., слева — торгового судна
Рис. 407. Брам-топенант, до 1790 г.
Рис. 408. Брам-топенант, после 1790 г.
Рис. 409. Брам-ванта с ввязанным коушем для проводки брам-топенанта, после 1790 г.
Рис. 410. Французский брам-брас
Рис. 411—413. Варианты тросового бейфута брам-рея
Рис. 414. Бом-брам-рей
При проводке брасов необходимо иметь в виду различную проводку их на разных мачтах.
Фор-брам-брасы.
Приблизительно до 1730 г. брасы подвязывали вблизи 1/4 высоты грот-брам-штага и оттуда вели к блоку
на шкентеле, затем к другому, поставленному на коротком шпрюйте под коренным концом, и через направляющие блоки тоже на
шпрюйтах, находившихся на грот-стень- и грота-штагах. Крепили брасы на «колокольной стойке».
В начале столетия голландские суда несли блоки на вантах стеньги. Брасы укладывали по бокам бака или в передней части
шкафута на боковой нагельной банке.
В последующие годы проводку выполняли так. Коренные концы фор-брам-брасов узлами крепили с двух сторон
грот-стень-штаг-крага, и оставшиеся свободными концы бензелевали к крагу. Брасы проводили через соответствующие блоки на
шкентелях и назад к блокам под коренными концами на штаг-краге. Затем, следуя по стень-штагу, каждый из брасов проводили
через свой блок на задней стороне фор-марса и крепили на утках по двум сторонам «колокольной стойки» (рис. 415, 416).
Иногда вместо блоков на задней стороне марса использовали двухшкивный блок на задней стороне стень-эзельгофта фок-мачты.
Грот-брам-брасы.
В конце столетия проводка грот-брам-брасов была аналогична проводке фор-брам-брасов. От
краг-блоков крюйс-стень-штага брасы шли вниз к бизань-вантам, где их укладывали. В начале же века коренной конец крепили
на топе крюйс-стеньги и брасы через блоки на шкентелях шли через блоки, висевшие на топе крюйc-стеньги на стропах длиной
в 2 фута, и затем вниз на палубу. В середине века эти блоки переместили и впредь они стали висеть на передних
крюйс-стень-вантах. На континентальных судах в первые десятилетия эти блоки стропили под салингом крюйс-стеньги
(рис. 415, 416).
Крюйс-брам-брасы. Проводку крюйс-брам-брасов осуществляли двумя путями, как и при крюйс-марса-брасах. Сами же
брасы были одиночными и огоном шли от нока рея. Если брасы вели назад, то их проводили через блок на ноке гафеля или топе
рю и к внутренней стороне транца, где имелись соответствующие утки. Если же вперед, то проводили через направляющий блок на
верхней части задней грот-стень-ванты и крепили на нижних вантах (рис. 415, 416).
Гитов-блоки. Эти блоки были пристроплены к нижней стороне рея по обеим сторонам приблизительно в 3 футах от его
середины (рис. 406).
Фал.
Приблизительно до 1760 г. фал-блок подвязывали к середине рея. Фал, положенный на топ стеньги, проводили
через блок и через шкив в стеньге (рис. 376). Такой прием применяли и позднее, а в рассматриваемый период он дополнялся и
вторым. В этом случае фал узлом крепили в середине рея и проводили через шкив в стеньге. В конце фала находился двухшкивный
блок, одношкивный партнер которого был принайтовлен к задней части
лонга-салинга марса. Соединявший блоки талреп вели вниз
на мачтовый битенг.
Бейфут.
В качестве бейфута очень часто применяли простой тросовый бейфут, состоявший из короткого и длинного концов.
На каждом конце был коуш. Эти коуши найтовили сбоку стеньги (рис. 412). Фалконер сообщает о бейфуте, состоявшем из одного
троса, имевшего по сторонам по коушу. Этот трос клетневали или обшивали кожей, и петлей с двумя равнодлинными концами
охватывали рей посередине, и ставили за реем бензель. Затем оба конца вели вокруг стеньги, а потом один над реем, а другой
под ним. На передней стороне рея коуши найтовали. Следующий бензель ставили на тросовый бейфут позади рея, и бейфут между
бензелями «марлиневали» (рис. 413).
Для брам-рея использовали и тросовый бейфут блинда-рея (рис. 411). Д. Стил замечает, что бейфут брам-рея должен быть
таким же, как и у марса-рея, поэтому он приводит ракс-бугель с ракс-слизами и двумя рядами ракс-клотов.
Таким образом, на брам-реях применяли различные типы бейфутов, причем в первой половине века доминировал ракс-бугель.
Перты.
Их ставили так же, как перты на марса-реях. Только немногие суда несли подпертки и тогда только по одному.
Как правило, перты брам-рея подпертков не имели.
|