Ундер - лисель - спирты
Лисель-спирты
Прежде чем поставить
лисели, выполняли ряд предварительных мероприятий.
Ундер-лисель-спирты
Первым на стенке борта подвешивали
ундер-лисель-спирт (лисель-гик). Для этого на внутреннем конце он имел гак,
выполненный в виде лебединой шеи, входившей в тяжелый обух. Этот обух для фок-мачты находился между русленем и кран-балкой,
а для грот-мачты — на передней части грота-русленя. Французские суда часто несли ундер-лисель летучим, и в этом случае
спирт им не требовался. Многие торговые суда тоже не применяли спирты, а вместо них нижнюю шкаторину паруса растягивали по
легкой рейке.
Закрепленный на шпрюйте бакштаг выполнял функции шкота и галса (рис. 417). К середине спирта было пристроплено четыре
коуша, направленные вверх, вниз, вперед и назад и выполнявшие различные функции (рис. 42П.
Топенант.
В верхний коуш был ввязан топенант. Он проходил через блок на длинном
шпрюйте, свисавшем с топа мачты,
и крепился на стенке борта.
Ватер-штаг.
Нижний коуш предназначался для ватер-штага. От него штаг вели через блок на нижнем
бархоуте и
на
баке
крепили на головке релинга или, если это была грот-мачта, на утке на палубе. На военных судах часто вместо простого троса
использовали
тали (рис. 41/, 421).
Бакштаги.
Коуши, направленные вперед и назад, использовали для фор- и ахтер- бакштагов, удерживавших спирт под
нужным углом относительно судна. Передний от спирта бакштаг шел через блок на внешней четверти блинда-рея и оттуда на бак.
Для «ахтер-бакштага» блок был привязан к задней головке бокового релинга бака и сам бакштаг крепили на одной из
релинговых головок. В районе грот-мачты «фор-бакштаг» проводили через второй шкив шкив-гата фока-шкота в борту судна,
а «ахтер-бакштаг» через один из пушечных портов.
Лисель-галс-блок.
На внешнем конце ундер-лисель-спирта находился лисель-галс-блок (рис. 417, 421).
Рис. 415. Английская проводка брасов. Различными линиями показаны изменения в их проводке. Одна штриховая и одна
сплошная линия — брасы примерно до 1730 г. проводились согласно штриховой, а с 1730 и до 1800 гг.— согласно сплошной.
Штриховая, штрихпунктирная и сплошная линии показывают изменения, произошедшие в 1730 и 1750 гг.
Рис. 416. Континентальная проводка брасов.
Штриховая линия — французские брасы, 1700 г.; штрихпунктирная —
голландские отклонения от французской проводки; пунктирная — французские отклонения от немецкой проводки брасов
(сплошная линия) в конце века
Рис. 417. Такелаж и рангоут лисель-спиртов.
Справа показан такелаж с ундер-лисель-спиртом (лисель-гиком), без
брам-лисель-спирта и без брам-лисель-рея. Слева показан брам-лисель-рей, брам- и марса-лисель-спирты и несение ундер-лиселя
со «свободной» ундер-лисель-рейкой (как это предпочитали на континенте)
Рис. 418. Марса-лисель-спирт с соответствующим такелажем
Рис. 419. Найтов лисель-спирта
Рис. 420. Выстреленный брам-лисель-спирт с принадлежностями
Рис. 421. Такелаж ундер-лисель-спирта фок-мачты. Спирт на грот-мачте имел аналогичный такелаж.
|