• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Ундер - лисель - спирты

     

     



                               Лисель-спирты


       Прежде чем поставить лисели, выполняли ряд предварительных мероприятий.
     


                               Ундер-лисель-спирты

     

       Первым на стенке борта подвешивали ундер-лисель-спирт (лисель-гик). Для этого на внутреннем конце он имел гак, выполненный в виде лебединой шеи, входившей в тяжелый обух. Этот обух для фок-мачты находился между русленем и кран-балкой, а для грот-мачты — на передней части грота-русленя. Французские суда часто несли ундер-лисель летучим, и в этом случае спирт им не требовался. Многие торговые суда тоже не применяли спирты, а вместо них нижнюю шкаторину паруса растягивали по легкой рейке.
    Закрепленный на шпрюйте бакштаг выполнял функции шкота и галса (рис. 417). К середине спирта было пристроплено четыре коуша, направленные вверх, вниз, вперед и назад и выполнявшие различные функции (рис. 42П.


       Топенант. В верхний коуш был ввязан топенант. Он проходил через блок на длинном шпрюйте, свисавшем с топа мачты, и крепился на стенке борта.

       Ватер-штаг. Нижний коуш предназначался для ватер-штага. От него штаг вели через блок на нижнем бархоуте и на баке крепили на головке релинга или, если это была грот-мачта, на утке на палубе. На военных судах часто вместо простого троса использовали тали (рис. 41/, 421).

       Бакштаги. Коуши, направленные вперед и назад, использовали для фор- и ахтер- бакштагов, удерживавших спирт под нужным углом относительно судна. Передний от спирта бакштаг шел через блок на внешней четверти блинда-рея и оттуда на бак. Для «ахтер-бакштага» блок был привязан к задней головке бокового релинга бака и сам бакштаг крепили на одной из релинговых головок. В районе грот-мачты «фор-бакштаг» проводили через второй шкив шкив-гата фока-шкота в борту судна, а «ахтер-бакштаг» через один из пушечных портов.

       Лисель-галс-блок. На внешнем конце ундер-лисель-спирта находился лисель-галс-блок (рис. 417, 421).

    Рис. 415. Английская проводка брасов. Различными линиями показаны изменения в их проводке. Одна штриховая и одна сплошная линия — брасы примерно до 1730 г. проводились согласно штриховой, а с 1730 и до 1800 гг.— согласно сплошной. Штриховая, штрихпунктирная и сплошная линии показывают изменения, произошедшие в 1730 и 1750 гг.
    Рис. 416.
    Континентальная проводка брасов. Штриховая линия — французские брасы, 1700 г.; штрихпунктирная — голландские отклонения от французской проводки; пунктирная — французские отклонения от немецкой проводки брасов (сплошная линия) в конце века
    Рис. 417.
    Такелаж и рангоут лисель-спиртов. Справа показан такелаж с ундер-лисель-спиртом (лисель-гиком), без брам-лисель-спирта и без брам-лисель-рея. Слева показан брам-лисель-рей, брам- и марса-лисель-спирты и несение ундер-лиселя со «свободной» ундер-лисель-рейкой (как это предпочитали на континенте)
    Рис. 418. Марса-лисель-спирт с соответствующим такелажем
    Рис. 419. Найтов лисель-спирта
    Рис. 420. Выстреленный брам-лисель-спирт с принадлежностями
    Рис. 421. Такелаж ундер-лисель-спирта фок-мачты. Спирт на грот-мачте имел аналогичный такелаж.

     



    Рисунки 415 - 416
     

     








    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru