• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Блинда - рей

     

     


       Перты. Оснастку блинда-рея начинали с пертов. На обеих концах их было по огону , один из которых надевали на нок рея, а другой найтовили к рею в 3 футах за серединой его длины. Отстояние перт от рея составляло 3 фута, что немного больше половины среднего роста человека. На таком же расстоянии друг от друга находились 2—3 стропа, поддерживавшие перты-подпертки. В их нижние концы были вплеснены коуши; верхние концы были сплетены уплощенными, обернуты вокруг рея 1,5—2 раза и принагелены. Через коуши подперток и были пропущены перты.
     

       Шкентели брасов. Последними ставили шкентели брасов на ноки рея. Во внешний конец шкентеля вплеснивали простой блок. На внутреннем конце шкентеля был огон, который надевали на нок рея.
     

       Блинда-брасы (трисы). На протяжении XVIII в., крепление коренных концов брасов изменялось. Так, на английских судах в первые 20 лет брасы крепили на внешней четверти длины блинда-рея, проводили через блок на половине высоты фока-штага, затем через блок шкентеля браса, через направляющий блок в верхней части фока-штага и к простым блокам под фор-марсом (рис. 183). В 30-е годы коренной конец браса крепили в верхней части фока-штага, проводили через блок шкентеля браса, а затем следовали ранее описанному способу. В последующее время до 1760 г. крепление коренного конца снова опустили на половину длины фока-штага, однако к концу столетия опять подняли. После 1760 г. оно находилось на фока-штаг-краге. Оттуда брас вели через блок на шкентеле браса, через двойные блоки на передней и задней сторонах марса и после этого крепили к утке или нагелю. До 1735 г. место крепления находилось на задних релингах бака. Позднее брас вели к нагельному битенгу позади фок-мачты (рис. 184, 185).
     

       Проводка брасов на континентальных судах несколько отличалась от проводки на английских. В период, когда суда несли блинда-стеньгу, коренной конец крепили несколько ниже половины длины фока-штага. Затем брас проводили через блок шкентеля браса и через блок на фока-штаге, который был примерно на 1/3 длины штага над бушпритом. Оттуда он шел вертикально вниз через блок на бушприте, а затем крепился на переднем релинге (рис. 188). Такую проводку до 1700 г. применяли и в английском военном флоте, однако здесь брас вели через блок на гальюне вместо блока на бушприте.
     

       В последующие годы от шкентелей браса отказались и блоки стропили непосредственно к нокам рея. По этому пункту сведения Рёдинга и Пари совпадают, однако место крепления коренного конца браса они указывают по-разному. На «Ройал Луи» 1780 г., как свидетельствует Пари, место крепления находилось на половине высоты фока-штага, а ходовой конец браса проходил через блок под передней частью марса. Рёдинг же указывает, что коренной конец крепили на нижней трети штага. Ходовой конец после прохождения через блок браса на ноке рея шел через блок на штаге примерно на 1 фут выше крепления коренного конца, затем через другой блок, поставленный на двух третях длины штага, и оттуда вниз к битенгу перед фок-мачтой (рис. 186, 187).
     

       Топенант-блок. Снаружи относительно шкентеля браса на ноке рея находился блок топенанта, вплесненный в огон.
     

       Топенанты. В зависимости от величины судна топенанты были простыми или двойными. Простой топенант вели от нока рея через блок на бушпритном эзельгофте к передним релингам бака. Направляющий блок стали ставить на эзельгофте около 1760 г. В первые три десятилетия века его крепили на бушприте вблизи кницы блинда-стеньги на обухе; между 1730 и 1760 гг.— на краге фор-лось-штага. Двойной же топенант гаком заводили за обух на бушпритном эзельгофте, оттуда вели через блок на ноке рея и другой блок, поставленный на обух или висевший на стропе на эзельгофте, а затем крепили как простой топенант. Если суда несли бовен-блинд, то часто двойные топенанты использовали и как шкоты. В этом случае коренной конец гаком крепили на эзельгофте и проводили в шкотовый угол бовен-блинда.

    Рис. 189. Блинда-брасы и топенанты английского судна, 1800 г. В это время шкентель браса (слева) заменяют блоком, прикрепленным к рею (справа). Двойной топенант (на левой стороне) одновременно служил в качестве бовен-блинда-шкота. На правой стороне показан простой топенант небольшого судна
    Рис. 190. Ракс-бугель блинда-рея или блинда-реп
    Рис. 191. Фал блинда-рея
    Рис. 192. Глухой фал блинда-рея, при стоянке судна в гавани, после 1760 г.
    Рис. 193. Бовен-блинда-рей с фалом и топенантами, 1780 г. Расположение брасов, как на рис. 189.
    Рис. 197. Ракс-бугель бовен-блинда-рея
    Рис. 198. Сей-шкентель, до 1780 г. с вплесненными блоками. После 1780 г. имел коуши для подвески талей

       На французских чертежах такелажа, относящихся к концу столетия, видно, что коренной конец топенанта крепили к остропленному блоку на эзельгофте, т. е. такой топенант в качестве шкота не использовали. Иногда применяли контра-брасы. Их крепили примерно на 1/5 длины рея, считая от середины, и вели к эзельгофту как топенанты. Контра-брасы были на юферсах, причем юферс с коротким стропом находился на рее, а с длинным — позади эзельгофта. Контра-брасы в основном несли во время эры блинда-стеньги и очень часто, но не всегда, в районе рея они были на юферсах. На английских моделях 1700 г. показаны длинный строп на рее и найтовка вблизи бушприта. На судне с блинда-стеньгой контра-брасы крепили на бушприте на 1/3 длины между блинда-реем и ноком бушприта. Применявшиеся в то время топенанты служили и шкотами бовен-блинда (рис. 189).
     

       Д. Стил в описании блинда-рея говорит не только о топенантах, но и о глухих топенантах. Глухой топенант на одном конце имел сплесненный огон, который крепили на 1/4 половины длины рея, считая от его середины. На другом конце находился коуш, сбензелеванный с другим коушем, застропленным к бушприту в районе «виолины». Это свидетельствует о том, что контра-брасы, хотя их несли не всегда, были известны и в английском флоте еще до конца века.
     

       Гитов-блок был прикреплен стропом к рею в 3 футах от середины.
     

       Блинда-реп. Для подвески блинда-рея к бушприту использовали блинда-реп. Его вязали следующим образом. Трос обводили вокруг рея и образовавшуюся петлю бензелевали, при этом огон, находившийся на конце, был над реем. Другой конец репа проводили над бушпритом перед «седлом», затем вокруг рея и назад к бушприту. Над реем вторую петлю репа бензелевали и, проведя ходовой трос через огон первого конца, крепили на нем же (рис. 190).
     

       Фал блинда-рея. В середине рея на передней стороне был пристроплен простой блок для фала. Второй — лонг-такель-блок — находился на нижнем конце бушпритного эзельгофта. Фал коренным концом крепили на блоке рея, проводили через оба блока, образуя тали, ходовой конец которых крепили на передних релингах бака. Примерно с 1760 г. при нахождении в гаванях вместо подвижного — «бегучего» фала стали использовать неподвижный — глухой. Последний больше был подвеской рея, чем фалом, и состоял из стропа, охватывавшего рей с вплесненным коушем. В коуш был вплеснен второй строп, который шел к эзельгофту и там заканчивался гаком, вдетым в обух (рис. 191, 192).

       Направляющие коуши. После 1775 г. на верхней части рея на каждой стороне были поставлены по два коуша, служивших для проводки утлегарь- и «кливер-ринг» - бакштагов (рис. 176).

     



    Рисунки 183 - 188
     

     








    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru