• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Бегин - рей

     




       У бегин-рея перты, брасы, топенанты и марса-шкот-блоки заводили таким же образом, как и на других нижних реях (рис. 334).

    Рис. 335.
    Борг бегин-рея, до 1775 г.
    Рис. 336. Топенант английского бегин-рея, примерно до 1720 г.
    Рис. 337. Бизань-рю, примерно до 1710 г.
    Рис. 338.
    Анапуть дирик-фала у бизань-рю, как альтернатива шпрюйтам дирик-фала, примерно до 1710 г.
    Рис. 339. Английский рю-дирик-фал, примерно до 1720 г.
    Рис. 340. Английский рю-дирик-фал, примерно до 1775 г.
    Рис. 342. Континентальный рю-дирик-фал:
    а — по Рёдингу, b — по Пари

      
    Направляющий марса-шкот-блок.
       Двухшкивный направляющий блок для марса-шкота был прикреплен двойным стропом под серединой рея.
    Борг несли в течение всего рассматриваемого периода. Он заменял отсутствующий на бегин-рее фал. До последней четверти века борг охватывал марс и топ мачты и проходил через блок на рее (рис. 335). Позже его подвеска стала одинаковой с подвеской других нижних реев.


       Брас-шкентели подвязывали к рею приблизительно в 4 футах от его ноков. Около 1800 г. иногда от шкентелей стали отказываться и брас-блок стропить непосредственно к рею или к железному бугелю в 4 футах от нока рея. Сами же брасы проводили крестообразно, т. е. от брас-блока правого борта к грота-вантам левого и наоборот.
    От такой проводки рей получил свое немецкое название Kreuzrah — «крест» или крюйс-рей.
       Коренной конец браса правого борта узлом крепили на грота-ванте левого- борта, а оставшийся конец узла бензелевали.    Ходовой же конец браса через брас-блок правого борта проводили через одношкивный блок на той же ванте несколько ниже швиц-сарвеней, затем через вант-клотень и после этого крепили на боковой нагельной планке. Брас левого борта вели в противоположном направлении.


     
     Топенанты. На английских судах топенанты в основном были одиночными и, как показано на рис. 282, связаны со шкотовым блоком. В конце века их ставили огоном на ноке рея. Затем их проводили через блок на эзельгофте, который висел на обухе или был пристроплен к нему на шпрюйте. Блок на шпрюйте приблизительно располагали в 2 футах от эзельгофта. Когда использовали двойные топенанты, как например на судах 1-го ранга, то над шкот-блоком на ноке рея, как и на других нижних реях, подвязывали одношкивный блок. Континентальные суда имели бегин-топенанты, заведенные так же, как на грота- и фока-реях.
       Топенанты бизань-мачты проводили не к русленям или кнехтам на борту, как топенанты других мачт, а без талей на утки нижней мачты или на битенг, где их крепили. Стил говорит, что «бегучие» топенанты коренными концами крепили на эзельгофте, проводили через блок на рее, через блок на шпрюйте и укладывали на палубе. Одиночные топенанты по этому же источнику одним концом вплеснивали в блок марса-шкота, а другим — кнопом крепили в обухе на эзельгофте. Таким образом, они были глухими. Это описание относится к последнему десятилетию.
       Иной путь установки глухих топенантов практиковали на английских судах приблизительно до 1720 г. Топенант подвязывали к рею примерно на 1/8 длины рея, считая от нока, а на эзельгофте обтягивали юферсами (рис. 336).


      
    Бейфут. В литературе той эпохи бейфуты не упоминаются, единственную ссылку о существовании бейфута можно найти в списке необходимого такелажа, составленном Д. Стилом. Этот список по своей полноте вряд ли может быть превзойден.
       Модели же показывают, что примерно до 1770 г. применяли бейфуты, подобные блинда-ракс-бугелю (рис. 190), а позже простые тросовые бейфуты (рис. 322). На французских судах для этого рея еще долгое время приводили ракс-бугель с двумя рядами ракс-клотов (рис. 317).
       Фал на бегин-рее не несли.



    Рисунки 335 - 342

     







    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru