Rambler's Top100
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

     

    Тендеры
    или суда с одной мачтой





                            Грот-мачта


    «Горденевый» блок использовали для установки такелажа на мачте и после выполнения этой работы его снимали с топа мачты.


    Сей-тали («мачт-тали») 

    Шкентель сей-талей был полностью оклетневан. Трос укладывали на топе мачты и получившуюся петлю бензелевали. В концы вплеснивали одношкивные блоки. Сплесни к концу делали тоньше и клетневали шкимушгаром. Лопарь мантыль-талей на одном конце имел вплесненный коуш с гаком, причем сплесень также была оклетневана. Лопарь проходил через блок шкентеля и заканчивался огоном, к которому был пристроплен лонг-такель-блок. Талреп талей от нижнего одношкивного блока шел через нижний шкив лонг-такель-блока, снова к одношкивному блоку, затем к верхнему шкиву лонг-такель-блока и вниз на палубу. Одношкивный блок имел длинный строп, нижний конец которого заканчивался вплеснен-ным коушем с гаком.


    Ванты

    Четыре пары вант устанавливали так же, как на корабле (Под кораблем здесь и далее понимается судно с полным парусным вооружением).
     Задняя ванта от топа мачты до юферса была оклетневана.
    Штаг изготовляли, как для корабля, и по всей длине стренцевали. На нижнем конце он имел юферс, принайтовленный к топу форштевня. Для этого в топе имелось несколько отверстий. Юферс же штага крепили в нем посредством голландского огона.
    Лось-штаг выполняли таким же образом, как и штаг. Юферс на нижнем конце лось-штага талрепом соединяли с юферсом в железной оковке, прикрепленной болтами к передней стороне форштевня.


                                   Бушприт

     
    Главной особенностью вооружения тендера был убираемый бушприт, который лежал рядом со штевнем. При вооружении шлюпом или яхтой бушприт вели над штевнем и делали несъемным. Поэтому на шлюпах и яхтах фока-штаг крепили на бушприте, а на тендерах его всегда вели к форштевню.
    Штевень тендеров был гладкий, а на шлюпах и яхтах обычно княвдигед был с носовой фигурой или украшением.
    Бакштаги на внешних концах имели гаки, а на внутренних вплесненные коуши. На ноке бушприта находился железный бугель с двумя очками по сторонам, в которые бакштаги заводили гаками. Коуши же на внутренних концах найтовили к обухам по бокам форштевня.



    Перты на судах, вооруженных шлюпом, были такие же, как на утлегаре корабля.
     

    Кливер-галс

    От галсового угла паруса галс вели через очко «кливер-ринга» (на бушприте) вперед к ноку бушприта, там вниз через шкив-гат со шкивом и к окованному блоку, заведенному гаком на обухе сбоку штевня на ватерлинии. Далее через нос проводили на лебедку, где его набивали и укладывали на кнехте.


    Кливер-фал  

    Фал крепили рядом с мачтой в палубном обухе, вели к блоку сбоку топа мачты, затем к блоку в фаловом углу паруса и возвращали к блоку, висевшему на противоположной стороне топа мачты. На конце фала, шедшем на палубу, находился трехшкивный блок, которой в комбинации с двухшкивным блоком образовывал тали, закрепленные гаком на палубном обухе с другой стороны мачты. Лопарь талей крепили на последнем обухе.


    Шко
    ты

    Шкоты были простыми (одиночными) или двойными — с блоками. Простые шкоты крепили в шкотовых углах паруса и над носом судна вели к лебедке. Двойные шкоты имели двухшкивные блоки, прикрепленные к шкотовым углам. Коренной конец шкота стропили к простому блоку, закрепленному гаком на кран-балке. Блоки образовывали тали, ходовой конец которых вели на палубу через отверстие в стойке релинга или через направляющий блок.
    Нирал от фалового угла паруса шел на палубу.
    «Втягиватель» бушприта представлял собой трос, который крепили на «кливер-ринге» и вели на палубу.
    Вынтреп бушприта закрепляли на стойке, релинга или обухе, затем через шкив-гат со шкивом в шпоре бушприта его проводили через направляющий блок на носу и укладывали на лебедку.


    Бом-кливер


    Такелаж бом-кливера был такой же, как такелаж кливера.


    Фока-стаксель

     
    В отличие от внешних парусов фока-стаксель на фока-штаге крепили при помощи раксов.


    Фал

    Коренной конец фала крепили на топе мачты, вели через блок в фаловом углу паруса, затем через блок под штаг-крагом и укладывали на палубе.


    Нирал

    Закрепленный в фаловом углу паруса нирал вели через несколько раксов, направляющий блок в галсовом углу и оттуда на палубу.
    Галс-тали применяли для удержа-ния галсового угла фор-стакселя снизу, причем нижний блок крепили на обухе в носу под штагом, лопарь же укладывали на турачку лебедки.
    На одном конце булиня был вплеснен гак, который заводили в огон шкотового угла. Затем булинь вели через блок, принайтовленный к передней ванте, через «булинь-кренгельс» на задней шкаторине паруса и укладывали на вантах на нагеле.


    Шкот

    Для шкота на палубе перед мачтой стоял погон (П-образный прут из круглого железа), закрепленный болтами, или, если перед мачтой находился битенг, железная штанга под битенг-балкой, соединявшей оба битенговых кнехта. Коуш с пристропленным к нему блоком ходил по погону или штанге. На некоторых шлюпах вместо блока применяли окованный юферс. Шкот заводили между ними и фюком, находив-шимся в шкотовом углу паруса. Оставшийся конец крепили на талях полушлагами.


                                  Гик


    Топенант

    От топа мачты, где коренной конец гаком или огоном был закреплен на обухе, топенант вели к блоку на ноке гика, назад к другому блоку, гаком закрепленному на том же обухе на топе, и вниз на правый борт. Топенант оканчивался двухшкивным блоком, который вместе с одношкивным блоком, заведенным гаком на обух в задней части русленя, образовывал тали, лопарь которых крепили на вантах. Иногда эти тали дополнительно снабжали мантыль-лопарем или их проводили как бизань-гика-топенанты на корабле.


    Шкот.

    Внутри гакаборта к гику стропили двухшкивный блок. Другой двухшкивный блок (на больших тендерах трехшкивный) коушем сидел на погоне. Талреп соединял оба блока и его крепили на большой утке на гакаборте или на нагеле «погонного» блока.


    Галс-тали

    На малых судах применяли галс-тали — в галсовом углу ставили двухшкивный блок, простой блок гаком заводили на палубный обух.


    Риф-шкентели.

    До четырех коротких полностью оклетневанных тросов проводили через четыре отверстия на крайнем конце гика и крепили в кренгельсах паруса. На других концах тросов находились коуши, которые гаками заводили в тали, предназначенные опускать заднюю шкаторину триселя для взятия рифов. После взятия рифов тали снимали, а риф-шкентели подвязывали к гику.

     
    Завал-тали

    Если судно несло завал-тали, то их шкентель крепили на стропе гика, поставленном вблизи шкота. В другой конец гаком заводили блок хват-талей, второй блок которых крепили на кнехте вблизи лебедки или гаком на рыме. Лопарь талей укладывали внутри борта.


                                  Гафель


    Дирик-фал крепили на топе мачты, проводили через блок на шпрюйте в средней части гафеля, а затем к другому окованному железом блоку, поставленному на обух на топ мачты. В конец фала был ввязан двухшкивный блок, соединенный талрепом с одно- или двухшкивным блоком, который, в свою очередь, крепили гаком на палубе позади мачты.
    Гафель-гардель, закрепленный гаком в обухе позади усов гафеля, вели через окованный блок в нижней части топа мачты и как дирик-фал оканчивали талями, которые рядом с талями дирик-фала спускали на палубу.
    Нирал нока гафеля. Нирал проводили через небольшой блок, пристропленный на обухе на крайней стороне нока гафеля. Коренной конец нирала крепили в нок-бензельном углу паруса, а лопарь на утке под гиком.
    Нирал пятки гафеля. Поднимаемый гафель вооружали ниралом пятки гафеля, верхний блок которого крепили на обухе с нижней стороны усов гафеля. Нижний блок был пристроплен к мачте под гиком, а лопарь шел на палубу. Иногда блок под усами крепили не к гафелю, а к верхнему галсовому углу паруса.


                                       Стеньга или брам-стеньга


    Ванты стеньг ставили так же, как ванты брам-стеньги корабля. В верхней части они имели ввязанный коуш для топенантов, проходили через отверстия в краспицах и вниз на палубу. В концах были ввязаны коуши, которыми их найтовили к нижним юферсам нижних вант.


    Штаг.

    Верхний конец штага был оплетен вокруг топа стеньги, нижний проводили через средний шкив трехшкивного блока на ноке бушприта (этот блок крепили к нижней стороне бушприта) и вели к обуху вблизи штевня. Конец штага заканчивали коушем, который найтовили к обуху.


    Фордуны.

    При одной паре фордунов трос на топ стеньги накладывали серединой и петлю бензелевали. При двух парах на фордунах, как и на вантах, делали огоны. В нижние концы вплеснивали коуши. Другие коуши были присоединены к нижним юферсам. Между коушами ставили тали на одношкивных блоках, кото-рыми и набивали фордуны.


    Вынтреп.

    Если требовался вынтреп, то его заводили, как на корабле.


                            Грота-рей


    Направляющий шкот-блок.

    Двухшкивный блок, остропленный двойным стропом, крепили на середине рея, откуда он и свисал вниз.
    Стропы с коушем, ввязанным в петле троса, на середине рея сплеснивали вокруг рея или огонами стропили к рею. Один из них был направлен вверх, а другой вниз.
    Гитов-блоки. Как на кораблях, двумя огонами крепили к стропу, поставленному с обеих сторон рей-клампов рея. Некоторые шлюпы и другие легко вооруженные суда не имели гитов-блоков, так как рей у них был спускаемым.
    Перты ставили, как на кораблях.
    Шкентели брасов, как на корабле, заканчивали блоком, а огоном шкен-тель крепили на ноке рея.
    «Фор-брасы». Если брасы шли вперед, то от крайнего конца буш-прита их вели через блок шкентеля брасов, оттуда через внешний шкив трехшкивного блока под стеньгой (штагом) и укладывали на палубе.
    «Ахтер-брасы». Брасы, шедшие назад, проводили через «откидной» блок (нем. Klappblock) или через шкив-гат со шкивом в кормовой части борта и укладывали на утку или кнехт.
    Шкот-блок огоном был надет на нок рея.
    Топенант вплетали в строп шкот-блока, проводили по сторонам стень-эзельгофта (правый и левый топенан-ты) или топа мачты, через блок, подвешенный на шпрюйте, и вели вниз на палубу.
    Фал. Тали фала рея в зависимости от величины судна были двойными или тройными. Верхний блок гаком крепили на обухе на передней сторо-не топа мачты или на стропе вокруг мачты. Нижний блок подвязывали к стропу на рее, направленном вверх. Лопарь вели вниз и проводили через шкив кнехта битенга.
    Леер для постановки гафельного паруса имел огон в верхнем конце, которым его найтовили к топу мачты. В нижнем конце на палубе к нему подсоединяли юферсы, которыми леер набивали. Этот леер называли также «джек-штаг».

                        

                              Марса-рей


    Фал, укрепленный на рее, проводили через шкив в топе стеньги и заканчивали двухшкивным блоком, который талрепом соединялся с одношкивным блоком, гаком заведенным на руслень, а лопарь талей через направляющий блок на стенке борта вели на палубу, где его крепили на утке.
    Гитов-блоки, перты, шкентели бра-сов и топенанты ставили, как на кораблях. Топенанты проводили че-рез коуши, прикрепленные к вантам.
    Брасы вели через блоки шкентелей брасов, пропускали через шкивы двух двухшкивных блоков, при-стропленных на ноке бушприта, затем вели на палубу, где и ук-ладывали.
    Булини крепили, как на корабле: от шкаторины паруса их вели к коушу на ноке бушприта, а лопарь крепили на палубе.


                                  Грота-трисель


    Грота-трисель верхней шкаториной крепили к гафелю ревантами и «нок-бензелями». К мачте его шнуровали слаблинем или ставили на сегарсы, прибензелеванные к передней шкаторине.
    Гитов. Вплетенный одним концом в нижний галсовый угол паруса гитов вели вверх под усами гафеля через небольшой блок, подвешенный к тому же обуху, что и нирал пятки гафеля. Укладывали гитов на утке вблизи мачты.
    Шкот вплеснивали в шкотовый угол паруса и проводили через шкив на конце гика. В этот конец шкота вплеснивали коуш. При постановке паруса в него гаком заводили рабочие тали, второй блок которых находился на стропе на гике вблизи его усов. После того, как парус был поднят, коуш шкота бензелевали к обуху в нижней части гика.


                                 Штормовой парус


    Высота штормового паруса (нем. Sturmsegel) приблизительно равнялась половине высоты грота- триселя. Парус крепили на гафеле и мачте и часто несли без гика. Шкот и галс заводили, как на бизани корабля.


                                     Грот


    Этот большой прямой парус крепили, как грот или фок на корабле.
    Булини. От шпрюйтов боковых шкаторин булини вели через вторые шкивы двухшкивных блоков, закрепленных на ноке бушприта, и на палубе крепили на битенге.


                                  Марсель


    Его ставили и вооружали, как на корабле.


                                 Брамсель


    Брамсель ставили летучим, как бом-брамсель корабля.
     

                                 Гаф-топсель


    Этот парус подвязывали к маленькому гафелю, который находился над собственно гафелем.
    Фал был закреплен на внешнем гафеле  и через шкив в топе стеньги шел вниз на палубу.
    Дирик-фал. Закрепив на топе стеньги, его проводили через коуш или небольшой блок на ноке гафеля назад к топу стеньги, через шкив в топе или блок и вниз на палубу.
    Шкот. От шкотового угла шел через коуш в нок-бензельном углу грота-триселя вниз на палубу.
    Галс был прикреплен к галсовому углу паруса и узлом к стеньге.

                                Ундер-лисель


    Ундер-лисели ставили, как на кораблях, и вооружали летучими.
     

                                 Марса-лисель


    Марса-лисель ставили приблизительно, как на кораблях.
    Фал. Привязанный к лисель-рею фал проводили через лисель-блок на ноке марса-рея и через другой блок, пристропленный на топе стеньги поверх огонов такелажа, и оттуда на палубу.


                                 «Бротвинер»


    Его можно определить, как гафель-лисель. «Бротвинер» подвязывали к маленькому рейку и поднимали с ниралом нока гафеля. К его нижней шкаторине был прикреплен тонкий спирт, принайтовленный к внешнему концу гика.


                                 Выносная бизань


    Ее несли на небольшой мачте так, что она выдавалась за корму. Если это был прямой парус, то его крепили к рею и фал вели к топу мачты. Кроме того, он имел два шкота. Если бизань была шпринтовым парусом, то к мачте ее крепили кренгельс-стропом, а шпринтов ставили диагонально от мачты к нок-бензельному углу паруса. Для шкота же с кормы выдвигали небольшой гик.


                                  Ватер-зейль


    Если «бротвинер» являлся верхним лиселем при гафельном вооружении, то ватер-зейль был нижним. Его крепили на рее. Фал от середины рея через небольшой блок на конце гика вели внутрь судна, где укладывали на утке. Шкоты, присоединенные к шкотовым углам, крепили в кормовой части судна.


                               Save-all-Marssegel (нем,) и Save-all topsail (англ.)


    Этот парус «используй весь марсель» применяли редко. Его ставили
    в слабоветреные дни и несли в серпе (вогнутости нижней шкаторины) марселя. Для этого в ноковые углы паруса заводили по фалу и через блоки на марса-pee, поставленные на 1/4 длины рея (считая от внешнего края), вели на палубу. Шкоты подвязывали к топенант-блокам грота-рея.







    Морской интернет-клуб Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru