исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • новости сайта
  • кают-компания






  • Утлегарь
    судов VIII века

     


    утлегарь судов 18 века        Введение утлегаря стало заметным событием. С этим связано значительное изменение в вооружении носовой части. В переходный период от блинда-стеньги к утлегарю их часто несли вместе. При этом утлегарь железными бугелями крепили сбоку бушприта и пропускали через марс блинда-стеньги. Такую конструкцию можно видеть на моделях до 1730 г. Позднее марс исчезает, блинда-стеньга уменьшается и превращается в гюйс-шток. В английских ВМС утлегарь ставили над бушпритом.      Европейские суда большей частью имели гюйс-шток на книце на бушприте и поэтому утлегарь несли на правом борту сбоку под углом 45 градусов. По этой же причине эзельгофт располагали по диагонали, а не перпендикулярно оси бушприта.      Длина английского утлегаря в начале века была на 6 футов меньше ширины судна (длины мидель-бимса), а позднее от 7/10 до 5/7 длины бушприта. Диаметр составлял 7/8 дюйма на каждый ярд его длины. Этот диаметр относился к внутренней трети утлегаря, т. е. от шпора до эзельгофта. Далее к ноку он уменьшался: в 1-й четверти 40/41, во 2-й четверти 11/12, в 3-й четверти 5/6 и на ноке 2/3 диаметра. Э. Пари для судна «Ройал Луи» приводит длину утлегаря, равную длине мидель-бимса, и толщину 1/48 длины. Для судна с длиной мидель-бимса в 46 футов он приводит длину 1,2 длины мидель-бимса и диаметр, равный 1/44 длины. По Кор-ту, длина утлегаря равнялась 1 длине мидель-бимса, а толщина 1/48 длины. До 1735 г. английский утлегарь по всей длине был круглым. Затем шпор по длине в 3,5 диаметра стали делать восьмиугольным. В 1,5 диаметрах от нока утлегаря помещали заплечики («стоп») для фор-брам-штага. Заплечики приблизительно до 1775 г. представляли собой параллельное, а после коническое утоньшение, по-вернутое в корму. Сразу же после заплечиков был вертикальный вырез шкив-гата со шкивом для горденя «кливер-ринга». Другой шкив-гат со шкивом находился в 1,5 диаметрах от шпора и был расположен горизонтально. Он служил для фала утлегаря. В задней части шпора имелось еще горизон-тальное отверстие для найтова утлегаря.
     

     

     

     

    Бушпритный эзельгофт

     

    В начале столетия, когда утлегарь стал вытеснять блинда-стеньгу и временно их несли вместе, утлегарь крепили двумя железными бугелями. Затем их заменили бушпритным эзельгофтом, подобным мачтовому. Его длина составляла 5 диаметров утлегаря, ширина—2 диаметра утлегаря плюс +1/2 диаметра гюйс-штока, толщина — 4/9 ширины. В нем имелись четырехугольное отверстие для бушприта и круглое для утлегаря. Отверстие для утлегаря на 3/4 дюйма превосходило его диаметр, чтобы его можно было обить кожей. Бушпритный эзельгофт на континентальных судах был очень похож на английский. Поскольку эзельгофт ставили по диагонали к оси бушприта, то правый угол эзельгофта на высоте утлегаря был срезан.


     
    «Виолина»

     

    Позади эзельгофта помещалась «виолина». Она представляла собой доски, закрепленные по обеим сторонам бушприта, которые по внешнему краю были оформлены в виде двойной буквы В и сверху напоминали скрипку.      «Виолина» вошла в употребление вместе с утлегарем и вплоть до середины века имела первоначальную форму. Позднее на английских судах внешнюю сторону досок стали делать прямой. На континентальных судах В-образная форма продержалась дольше, почти до конца века. В первые 40 лет «виолины» английских судов в каждом полукружии имели по отверстию. Французские суда, как указывает Пари, в течение всего рассматриваемого периода не имели отверстий. Через отверстия проводили стропы фор-стень- и фор-стень-лось-штагов. В 1750 г. в английских ВМС под «виолиной» был поставлен блок и переднее отверстие на правой стороне и заднее на левой увеличены, чтобы через них и их шкивы можно было провести штаги. Другие два отверстия оставались свободными и не имели шкивов. Они предназначались для проводки аварийных штагов. Щеки «виолины» находились не в одной плоскости, а были установлены несколько наискосок вверх по отношению к бушприту. Скос равнялся внутренней толщине «виолины» плюс 1 дюйм.
     

    Размеры «виолины»      

    Длина «виолины» должна была равняться длине эзельгофта. Д. Стил приводит длину в 2 и 1/4 диаметра бушприта, ширина должна составлять 1/2 наибольшего диаметра, а по Стилу, 2/3 диаметра в месте крепления «виолины». Оба значения не должны были резко отли-чаться друг от друга. Толщина досок из вяза для изготовления «виолины» составляла 1/4 диаметра и наружу уменьшалась до 3/4 или 4/5 этой величины. Отверстия для проводки штагов были удалены от концов «виолины» на 1/4 ее длины. В отличие от французских «виолин» (без направляющих отверстий для штагов и без блока) И. Рёдинг приводит «виолину» с полукруглым блоком, установленным под передней щекой, причем фор-стень-штаг перед ней шел через шкив в блоке. «Виолин-блок». «Виолин-блоки» имели длину 7/9 длины «виолины», ширина их составляла 2 дюйма на каждый фут длины и толщина 7/8 их ширины. Отверстия для шкивов равнялись 2/7 длины блока и находились от его концов в 1/7 длины. Отверстия в блоке для аварийных штагов были четырехугольными и не имели шкивов. Ширина шкив-гатов для шкивов равнялась 1/4 их длины. Эти блоки были т. н. «ванген» (щековыми) блоками и соединялись с бушпритом болтами. Одновременно болты являлись осями для шкивов блока.
    «Седла» и обоймы. К дальнейшему оснащению бушприта относились «седла» для утлегаря и ракс-бугеля блинда-рея и направляющая обойма для проводки бегучего такелажа. «Седло» утлегаря имело высоту в 1/6 диаметра бушприта и ширину в половину диаметра. Оно держало утлегарь параллельно бушприту. До 1730 г. большие суда несли утлегарь вместе с блинда-стеньгой, принайтовленным сбоку бушприта. Позже, вплоть до исчезновения блинда-стеньги, для его крепления использовали железные бугели. Перекрытие утлегаря с бушпритом равнялось 1/3 длины утлегаря. «Седло» должно было держать утлегарь достаточно высоко над находившимся под ним «седлом» ракс-бугеля блинда-рея, чтобы бугель мог достаточно свободно двигаться. «Седло» для ракс-бугеля блинда-рея появилось в 1775 г. Оно охваты-вало бушприт наполовину, высота и ширина его равнялись 1/8 диаметра бушприта. Направляющая обойма для бегучего такелажа была подобна «седлу» для ракс-бугеля и находи-лась перед вулингом бушприта. В отличие от «седла» эта обойма имела ряд горизонтальных отверстий, через которые проходила часть бегучего такелажа.
    Упомянем еще о «вулинг-клампах». Это были рейки, принагеленные по половине окружности бушприта, чтобы вулинг держался на месте. Длина их 1/2 диаметра бушприта, а высота и ширина 1/4 этой длины.

     

    Бом-утлегарь

    Бом-утлегарь был введен не ранее последнего десятилетия века. В английских ВМС его ввели в 1794 г. Картины, рисунки и модели французских судов также показывают, что раньше им не вооружались. В работе Д. Стила 1794 г. речь идет о бом-утлегаре, однако он с большой вероятностью получил свое наименование от способа, которым в последнюю четверть века снова несли некоторые кливера, а именно летучими. Размеры бом-утлегаря: длина примерно 7/8 длины бушприта, диаметр около 1/2 дюйма на каждый ярд длины. Наибольшая толщина находилась в районе бугеля утлегаря. От этого места к внешней оконечности происходило утоньшение, как у утлегаря. Внутренний конец имел 3/4 наибольшей толщины. Бом-утлегарь был выполнен как утлегарь и на внешнем конце имел шкив и в шпоре горизонтальное отверстие, служившее для принайтовки его к утлегарю. Шпор был выделан так, чтобы подходить в подготовленное для него отверстие в эзельгофте. Бугель утлегаря тоже был подобен бугелю бушприта. Сам же бом-утлегарь помещали над утлегарем под 45 градусов сверху и сбоку. Суда с бом-утлегарем не несли бовен-блинда-рея.
     

     

    «Выстрел» бушприта (мартин-гик)

     

    Одновременно с введением бом-утлегаря становится известен и «выстрел» бушприта. Его ранняя датировка современными авторами не подтверждается. В английской литературе о нем впервые упоминает Д. Стил в 1794 г. В этом году «выстрел» бушприта официально вводится в английских ВМС. По Пари, на «Ройал Луи» в 1780 г. был бовен-блинд, но не было «выстрела» бушприта, в то время как «Протектёр» в 1793—1794 гг. имел «выстрел», но не имел бовен-блинда. Возможно, что «выстрел» бушприта во французских ВМС был введен несколько раньше, чем в английских. Но и здесь, особенно модели, надо рассматривать с осторожностью, так как такелаж часто приходится реставрировать, а переделки, не соответствующие времени, легко могут исказить вид модели. К примеру, двойной «выстрел» бушприта, согласно Д. Леверу, был введен после выхода 1-го издания его работы (1811 г.). Хотя модель I французского судна «Леон» 1780 г. уже имеет его, как и вышеназванные модели, она была отреставрирована в 1870 г. и идентич ность вооружения при этом, вероятно, пострадала. Единственными, за служивающими доверия источниками являются изображения и тексты Стила и Левера. В 1794 г. Стил отметил «выстрел» бушприта, а в 1811 г. Левер — двойной «выстрел» бушприта.
    «Выстрел» бушприта в то время был круглым штоком, который с помощью железной обоймы крепили на передней стороне бушпритного эзельгофта. Иногда его выполняли четырехугольным. Д. Стил указывает, что «выстрел» изготовляли из ясеня; на нижнем конце его делали желоб-кип, через который проводили утлегарь-штаг. В конце века этот кип заменяют шкивом. «Выстрел» бушприта с двумя шкивами, изображенный Левером, относился к большим судам. Только в начале XIX в. «выстрел» бушприта начинает быстро совершенствоваться. Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru