фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Морские
    навигационные пособия

     



    На сайте на страницах с обозначениями на морских картах приводятся обозначения на русских (слева) и английских (справа) морских картах.

    Части
    |1| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |





    Каталог карт и книг УГС ВМФ



    В России исключительное право на составление и издание морских карт и руководств для плавания принадлежит Управлению гидрографической службы (УГС) ВМФ.
    Полный перечень изданных карт и книг и необходимые сведения о них (масштабы, год первого издания, даты больших корректур и др.) приводятся в Каталоге карт и книг.
    Каталог карт и книг состоит из двух разделов — «Карты» и «Книги» и предваряется листом для учета .корректуры и номерным указателем карт. В указателе имеется чистая графа для записи судовых номеров.
    Раздел «Карты» подразделяется на четыре отдела: морские навигационные карты, озерные и речные карты, справочные карты и специальные карты.
    Отдел "Морские навигационные карты" состоит из пяти подотделов:
    Атлантический океан, Каспийское море, Индийский океан, Тихий океан и Северный Ледовитый океан. Каждый подотдел подразделяется на коллекции, в начале которых помещается сборный лист с нарезкой всех карт, включенных в коллекцию.
    Все карты в коллекциях расположены в географической последовательности.
    Раздел «Книги» состоит из семи отделов.
    Первый — «Лоции», второй — «Огни и знаки» и третий — «Радиотехнические средства навигационного оборудования» предваряются сборными листами; четвертый отдел — «Гидрометеорологические карты и атласы»; пятый отдел — «Описания и правила плавания» (описания фарватеров, радиолокационное описание маршрутов, правила плавания каналами и др.); шестой отдел — «Общие и справочные пособия» (каталоги, описание систем навигационного оборудования, таблицы расстояний, общие обзоры, различные справочники и книги по судовождению), и седьмой отдел — «Специальные пособия» (ППСС, Извещения Мореплавателям, таблицы приливов, мореходные, картографические и астрономические таблицы, сводное описание районов, в которых запрещено или ограничено плавание, и др.).


     

    Лоции и другие пособия для плавания

     

    Основными пособиями для плавания являются лоции и дополнения к ним, руководства «Огни и знаки» н «Радиотехнические средства навигационного оборудования». Расписание радиопередач гидрометеорологических сведений и НАВИМ, «Таблицы морских расстояний» и «Извещения мореплавателям». Лоции. Срок службы лоции 4—6 лет. В промежутке между этими сроками издают Дополнения к лоциям. Каждая лоция предваряется листом для учета корректуры. В предисловии приведен перечень источников, по которым составлена лоция, и дата, по которую она откорректирована. В лоции помещается один или два сборных листа карт (советских и иностранных). Общий обзор в лоции подразделяется на навигационно-географический очерк (граница района, проливы и острова, глубины, рельеф дна и грунт, особые физико-географические явления, средства навигационного оборудования, порты и якорные места, ремонтные базы, лоцманская и спасательная служба, связь и др.), гидрометеорологический очерк (метеорологическая и гидрологическая характеристика и ледовый режим), а в лоциях на иностранные воды—Правила плавания (выдержки из правительственных распоряжений, регулирующих мореплавание в районе, описанном в данной лоции).
    Навигационное описание разбито на главы, которые охватывают отдельные районы .в географической последовательности. Навигационное описание заканчивается наставлением для плавания по генеральным курсам.
    Справочный отдел лоции включает сведения об основных портах и якорных местах, о слипах и эллингах, таблицы расстояний между основными пунктами района лоции и таблицы расстояний от главнейших портов России. В некоторых лоциях дан также краткий словарь морских и географических терминов, встречающихся в лоции.
    В алфавитном указателе помещены географические названия объектов, встречающиеся в лоции. В лоциях на иностранные воды помещаются два алфавитных указателя (в русской и иностранной транскрипции).
    Дополнения к лоциям издаются по мере накопления новых корректурных сведений. Каждое последующее Дополнение включает все не утратившие силу данные предыдущего Дополнения.
    Материал в дополнениях расположен в виде поправок и вставок к страницам лоции и алфавитному указателю и печатается на одной стороне листа.
    Новые сведения, а также сведения, изменяющие или отменяющие текст предшествующего Дополнения, заключают в квадратные скобки.
    Руководства «Огни и Знаки» -издаются на отечественные воды, а руководства «Огни» — на иностранные воды. В них помещены необходимые сведения о маяках, знаках и других средствах навигационного оборудования. Справочники «Огни и знаки» имеют лист для учета корректуры и Описание систем навигационного оборудования плавучими предостерегательными знаками для тех стран, которые описаны в данной книге. В алфавитном указателе помещены названия маяков, знаков и буев с указанием их порядковых номеров. Кроме того, имеется перечень звукосигнальных средств, где также в алфавитном порядке помещены маяки и знаки, при которых установлены звукосигнальные средства.
    Руководство «Радиотехнические средства навигационного оборудования» состоит из трех отделов.
    В первый отдел—«Секторные радиомаяки дальнего действия» включены схема расположения и описание радиомаяков, в котором даны следующие сведения: номер и название, координаты, режим работы (частота, род работы), дальность действия, характер радиосигналов, время работы и необходимые дополнительные данные.
    Во второй отдел—«Морские радиомаяки и аэрорадиомаяки» включены описание радиомаяков и сводная таблица морских радиомаяков.
    В третий отдел — «Радиопеленгаторные станции» включены порядок пользования, специальные правила различных стран и описание радиопеленгаторных станций.
    В приложении даны различные таблицы, алфавитный указатель собственных названий, алфавитный указатель опознавательных сигналов и распределение радиомаяков по частотам (волнам).
    Руководство «Расписание радиопередач гидрометеорологических сведений и НАВИМ» содержит описание радиостанций, справочные таблицы и алфавитные указатели собственных названий и позывных сигналов. В описаниях радиостанций даны район обслуживания, режим работы, время передач и содержание передач, в котором указывается, на каком языке ведутся передачи и код, которым передается сообщение.
    Таблицы морских расстояний предназначены для определения расстояний между портами и различными географическими пунктами. Всего в книге 29 таблиц. Таблицы I—XXVII включают расстояния между пунктами отдельных морей (бассейнов), таблица XXVIII—расстояния между портами России, а таблица XXIX— расстояния между основными российскими и иностранными портами.
    Извещения мореплавателям издаются УГС ВМФ еженедельно и включают корректуру, относящуюся ко всем морским бассейнам, охваченным картами и навигационными пособиями издания УГС ВМФ.
    Каждый выпуск Извещений Мореплавателям состоит из перечня карт и пособий, подлежащих корректуре, и таблицы последовательности расположения Извещений Мореплавателям в выпуске.
    Выпуск Извещений Мореплавателям состоит из шести отделов.
    В первом отделе —«Навигационные извещения мореплавателям»—помещены изменения в навигационной обстановке, относящиеся к картам и пособиям для плавания. Характер сведений отмечается у номера извещения мореплавателей соответствующей буквой: (В) — временное; (П) — предварительное; (С) — сезонное. Под текстом ИМ указываются карты, которые подлежат корректуре, и название, адмиралтейский номер и год издания руководства для плавания.
    Во втором отделе—«Общий отдел»—объявляется о вновь изданных и изъятых картах и книгах, о корректуре различных пособий, кроме руководств для плавания и Извещений Мореплавателям.
    В третьем отделе дана «Корректура сводных описаний опасных от мин районов».
    В четвертом отделе — «Корректура лоции», в пятом — «Корректура радиотехнических средств навигационного оборудования», в шестом — «Корректура огней».
    По истечении календарного года издаются Алфавитный указатель и нумерник карт и руководств для плавания, который состоит из алфавитного указателя к Извещениям Мореплавателям, а также нумерников для исправления карт, лоций, правил и руководств для плавания.
    С 1961 г. всем руководствам для плавания присваивается адмиралтейский номер.
    Адмиралтейский номер проставляется в правой верхней части обложки, на титульном листе и корешке книги. Он представляет собой четырехзначное число, в котором первая цифра обозначает вид издания, вторая — океанический бассейн и две последние — порядковый номер этого вида издания на данном бассейне.
    В случаях, когда издание не может быть отнесено к определенному океаническому бассейну или охватывает два или более бассейнов, второй цифрой адмиралтейского номера является нуль.
    Нумерация видов изданий ведется следующим образом: 1 — лоции, 2 — описания огней и знаков (огней), 3 — описания радиотехнических средств навигационного оборудования, 6 — атласы всех назначений, 7 — все прочие издания.
    Океанические бассейны нумеруются в следующем порядке: 1 — Северный , Ледовитый океан, 2 — Атлантический океан, 3 — Индийский океан, 4 — Тихий океан.

    Примеры:
    1. Номер 1404 означает, что данное издание представляет собой лоцию (первая цифра 1), относящуюся к бассейну Тихого океана (вторая цифра 4), с порядковым номером лоции в этом бассейне 4 (Лоция Японского моря, ч. IV).
    2. Номер 2215 означает, что данное издание представляет собой описание огней (первая цифра 2) Атлантического океана (вторая цифра 2) с порядковым номером описания огней в этом бассейне 15 (Огни Атлантического океана, ч.IV).

    Дополнениям к руководствам для плавания присваивается тот же номер, что и основному руководству, например. Дополнение № 1 к лоции имеющей адмиралтейский № 1221, обозначается: "Доп. № 1 к № 1221".
    Порядок присвоения адмиралтейских номеров объявлен в Извещении Мореплавателям УГС ВМФ № 5128, 1962 г.



    Морские карты



    Морские карты разделяются на навигационные, специальные, справочные, озерные и речные.
    Навигационные морские карты предназначены для обеспечения безопасности судовождения и включают планы, частные, путевые и генеральные карты.
    Планы (1:1000—1:25000) служат руководством для захода судов в порты, гавани, бухты, на рейды и т. д. На планах, в отличие от карт, помещены линейные масштабы в метрах и кабельтовых.
    Частные карты (1:25000—1:75000) предназначены для плавания в районах сложных в навигационно-гидрографическом отношении: в узкостях, в шхерах, в непосредственной близости от берегов и т. д.
    Путевые карты. (1 : 100000—1 : 500 000) служат для обеспечения плавания между портами как в видимости, так и вне видимости берегов. Путевые карты—наиболее распространенный тип морских навигационных карт.
    Генеральные карты (1 : 500 000 — 1:5 000 000 и мельче) изображают целые моря, океан или его обширную часть и используются для общего изучения условий перехода океаном или морем, для предварительной прокладки и счисления пути судна в океане.
    Специальные карты служат для решений задач навигационно-прикладного и специального характера. К ним относятся радионавигационные, карты радиомаяков и радиостанций, навигационно - промысловые, карты-сетки, бланковые карты и другие.
    Радионавигационные карты представляют собой генеральные карты со специальными сетками для определения места судна с помощью радионавигационных систем.
    Карты радиомаяков и радиостанций отроятся в стереографической проекции, позволяющей прокладывать радиопеленги прямыми линиями без заметных искажений.
    Навигационно-промысловые карты предназначены для навигационного обеспечения лова рыбы.
    Справочные карты для навигационных целей непосредственно не используются и являются вспомогательными изданиями. К ним относятся обзорные карты, гидрометеорологические карты, карты ветров, течений, льдов, наивыгоднейших путей, часовых поясов и др.
    Озерные и речные карты предназначены для плавания на судоходных озерах и реках.
    Морские карты имеют три стандартных формата: целый лист (75Х100 см), половина листа (50Х75 см) и четверть листа (38Х50 см). Иногда карты печатаются на двух листах либо на, листе и клапане. На картах последних лет печати масштабов 1:100000—1:1500000 для удобства их использования на автопрокладчиках новейших систем над верхней рамкой слева помещается численный масштаб данной карты по экватору.
    Уровень современности карты определяется датой первого и нового издания, большой и малой корректур. Дата первого издания указывает время создания карты и характеризует степень ее новизны в целом. Дата нового издания и большой корректуры показывает время внесения существенных дополнений и изменений на карту. Дата малой корректуры является показателем современности карты только в самых существенных с навигационной точки зрения элементах.
    Судить о степени современности карты надо по последней дате ее издания или корректуры.
    Чем больше разрыв по времени между малой корректурой и первым (новым) изданием, или между малой корректурой и большой корректурой, тем с большим основанием можно предполагать, что карта устарела.
    В зависимости от масштаба карты в конечный результат определения места вносятся ошибки графических построений, точность которых характеризуется следующими экспериментальными данными.
    Предельной точностью масштаба называется линейное расстояние на местности, соответствующее 0,2 мм на карте данного масштаба.
    Для плана масштаба 1 : 5000 предельная точность масштаба будет 1 м; для частной карты масштаба 1 : 50000—10 м; для путевой карты масштаба 1 : 200000—40 м, а генеральной карты масштаба 1 : 1 000000—200 м



     

    Условные обозначения и сокращения на морских картах



    Все элементы содержания карт изображаются особыми графическими символами — условными знаками. Все условные знаки, употребляемые на морских картах, сведены в одну книгу—«Условные знаки для морских карт и планов», издаваемую УГС ВМФ. В книге приведено около 500 знаков. В конце книги приведены наиболее употребительные на картах условные сокращения.
    В Англии издается специальная карта № 5011 с условными знаками и сокращениями, принятыми на английских морских картах.
    На отдельных страницах этого раздела даны советские и английские условные знаки, наиболее употребительные на морских навигационных картах.
    Как бы ни были совершенны условные знаки, на карте, представляющей собой уменьшенное изображение земной поверхности, невозможно передать все подробности; поэтому при составлении карт наносятся только наиболее важные элементы из имеющихся на исходных материалах. Из всех карт данного района судоводитель всегда должен пользоваться картами самого крупного масштаба.
    Корректура морских карт, лоций и других пособий для плавания
    Всякая морская карта и другие пособия для плавания, содержащие элементы изменяющейся морской обстановки, стареют уже в процессе издания. При объявлении в Извещении Мореплавателям о выходе новой карты или книги указываются номера ИМ, по которым следует данное издание откорректировать.
    В целях поддержания изданных морских карт и пособий для плавания на уровне современности на центральном складе УГС ВМФ организована их непрерывная корректура по Извещениям Мореплавателям. Управления пароходств продолжают эту корректуру в навигационных камерах, и на суда всегда выдаются карты и книги, откорректированные по последнему выпуску Извещений Мореплавателям. Дальнейшая малая корректура карт и корректура лоций и других руководств для плавания лежит на обязанности штурманского состава судов.
    Основными документами для корректуры карт и пособий являются:
    а) навигационные радиоизвещения мореплавателям (НАВИМ) и
    б) извещения мореплавателям УГС ВМФ.


    Навигационные радиоизвешения мореплавателям представляют собой навигационную информацию, имеющую целью еще в море предупредить каждого судоводителя о всех важных изменениях в действительной обстановке на море (об обнаружении навигационных опасностей, о неисправностях в светящих СНО, о порче или сносе со своего штатного места плавучих предостерегательных знаков и т. д.).
    НАВИМы передаются береговыми радиостанциями пароходств; по своему содержанию они могут быть очередными, передаваемыми по распи-санию (несколько раз в сутки), и внеочередными, передаваемыми немедленно по получении информации от гидрографической службы или от капитанов судов.
    Корректура карт и пособий на судах должна вестись непрерывно, по мере поступления корректурных материалов.
    Корректура карт и руководств для плавания является важным делом, имеющим прямое отношение к обеспечению безопасности судовождения. Плохо поставленная, запущенная корректура может послужить причиной аварии судна.
    Для корректуры лоций, огней и знаков, радиотехнических средств навигационного оборудования и сводных описаний используются отделы III—VI Извещений Мореплавателям, которые печатаются на одной стороне листа и .предназначены для разрезания и вклеивания в соответствующую книгу.
    При корректуре карт и пособий за большой промежуток времени следует использовать Извещения Мореплавателям в обратном порядке номеров, от последнего к первому. Такой порядок исключит возможность привлечения к корректуре уже отмененных извещений.
    Выпуск № 1 Извещений Мореплавателям является ежегодным сборником правил и инструкций о режиме плавания в водах Советского Союза, действующих к началу данного года. Сведения для корректуры карт и руководств для плавания в этом выпуске не помещают.



    Российские таблицы приливов



    Российские таблицы приливов издает в пяти книгах Государственный океанологический институт Главного управления гидрометеорологической службы (ГУГМС) при Совете Министров СССР.
    1. Таблицы приливов. Воды европейской части России и прилегающих зарубежных районов. Часть I — Приливы в основных портах; часть II — Поправки для дополнительных пунктов и гармонические постоянные.
    2. Таблицы приливов. Воды азиатской части России и прилегающих зарубежных районов. Также в двух частях.
    3. Таблицы приливов. Зарубежные воды. Атлантический океан. Часть I — Приливы в основных портах.
    4. Таблицы приливов. Зарубежные воды. Индийский и Тихий океан. Часть 1 — Приливы в основных портах.
    5. Таблицы приливов. Зарубежные воды. Часть II — Поправки для до-волнительных пунктов и гармонические постоянные приливов.
    В первой части постоянных таблиц даны времена и высоты полных и малых вод основных портов, которые выбирают по двум астрономическим величинам: N и С. Величина N представляет время кульминации Луны. Величина С служит для учета влияния на приливы параллактического неравенства.
    Вторая часть таблиц содержит поправки для вычисления времен и высот приливов в дополнительных пунктах, гармонические .постоянные и различные вспомогательные таблицы.
    С помощью таблиц можно решить следующие задачи:
    1) определить время и высоты .полных и малых вод, продолжительность роста или падения уровня, величину прилива, средний уровень;
    2) определить высоты прилива в основном порту на заданный момент (промежуточные высоты между полными и малыми водами);
    3) определить начало и конец промежутка времени, в течение которого высота прилива будет не ниже заданной;
    4) предвычисление приливов для дополнительных пунктов, отнесенных к основным портам;
    5) определение высоты прилива в дополнительном пункте на заданный момент.
    Эти таблицы являются постоянными, но они достаточно сложны и не удовлетворяют мореплавателей.
    С 1962 г. УГС ВМФ вновь начало издавать таблицы приливов календарного типа. Эти таблицы издаются в нескольких выпусках по географическим районам.
    В каждом выпуске помещены сведения для основных портов и дополнительных пунктов. Материал каждого выпуска делится на две части: ч. I. Приливы в основных портах; ч. II. Поправки для дополнительных пунктов.
    Примеры решения задач приведены в таблицах приливов.
    Сведения о приливах и течениях даются также на российских морских навигационных картах иностранных вод.



    Подготовка корабля, судна к рейсу

    Подбор карт и пособий для рейса



    Одной из важнейших задач штурманской подготовки судна к выходу в море является подбор карт и руководств для плавания, необходимых для обеспечения перехода судна по заданному маршруту и для захода его во все пункты назначения.
    Карты и руководства для плавания подбираются по Каталогу карт и книг в навигационных камерах пароходств. Каталог карт и книг и всякое другое навигационное пособие должны корректироваться и поддерживаться на уровне современности.
    На переход должны быть подобраны навигационные карты (генеральные, путевые, частные и планы), справочные карты (гидрометеорологические, магнитные, радиомаяков и др.), лоции, руководства «Огни и знаки» и Радиотехнические средства навигационного оборудования, радиолокационные описания маршрутов, таблицы расстояний и другие пособия, а также комплект Извещений Мореплавателям от момента последней корректуры карт и пособий по день получения материалов из навигационной камеры.
    При подборе карт нельзя ограничиваться только теми картами, которые обеспечивают плавание строго по маршруту. Во время рейса может возникнуть необходимость наметить новый путь или следовать в какой-либо не предусмотренный ранее порт. Исходя из этого, подбору подлежат карты и Руководства не только на путь плавания судна, но и все карты и планы, охватывающие воды морей, через которые проходит путь судна.

     

    Предварительная прокладка



    В результате изучения района плавания по картам, лоциям и другим пособиям для плавания выбирают безопаснейший и кратчайший путь. По генеральным картам и таблицам расстояний подсчитывают длину пути и время, необходимое для перехода, с учетом желательного или назначенного часа отхода. Эти данные необходимы для определения запасов топлива, воды, продовольствия и т. п.
    Особенно тщательно следует изучить гидрометеорологические условия плавания — видимость, ветры, туманы, местные признаки и ожидаемую погоду в районах перехода, -приливы, течения, льды и др.; навигационные условия — общую длину пути, расстояние до портов захода и плавание отдельными курсами, ориентировочные точки поворотов, навигационные опасности по пути. следования, глубины, расположение предостерегательных изобат, объекты для пеленгования, радиолокационные объекты, места постановки на якорь при неблагоприятных условиях погоды, районы магнитных аномалий, правила прохода проливов, каналов, входа в порты и т. д.
    При следовании в иностранные воды следует изучить портовые правила, системы ограждения опасностей и местные правила, местоположение лоцманских станций и порядок вызова лоцманов и т. д.
    В результате выполнения предварительной прокладки судоводитель должен иметь следующие данные: длину плавания каждым курсом и ориентировочное время подхода к каждой точке поворота, пеленги поворотов, общую поправку компаса для каждого курса, ориентировочное время и пеленги открытия главных маяков и прохождения их траверза, ориентировочное время прихода к подходным точкам, местам принятия лоцмана, к якорным стоянкам и портам, предполагаемые расстояния до главнейших маяков и мысов на траверзах, рабочие таблицы для учета приливных течений, высоты уровня (поправки глубин) для портов, якорных стоянок и отдельных районов и т. д.
    Для удобства пользования целесообразно все расчетные данные сводить в таблицы.









    Рейтинг@Mail.ru