фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Морской порт

     

    Сооружения в порту

     

     


     

    Дамба — гидротехническое сооружение в виде укрепленной насыпи (вала) на берегу или вблизи берега, предназначенное для предохранения берега от затопления и размывания морем, для защиты каналов и рейдов от волнения и заносов, для регулирования течения рек и для соединения различных участков между собой.

    Внешние оградительные сооружения — сооружения в виде дамбы или стены, возвышающейся над уровнем воды, для защиты акватории порта от волнения, течений, заносимости и льда.

    Эти сооружения возводятся из грунта, бетонных массивов (насыпью или в виде кладки), а также из крупных деревянных ряжей или железобетонных ящиков. Общая длина этих сооружений при большой акватории порта достигает иногда нескольких километров (Ленинград, Лиепая, Генуя, Порт-Саид).

    Волнолом — не связанное с берегом внешнее оградительное сооружение порта (Одесса, Туапсе, Лиепая).

    Волнолом подводный — отсыпка из камня или искусственных массивов или стенка из массивов с гребнем несколько ниже уровня воды, возводимая параллельно берегу в некотором расстоянии (100—200 м) от него- для защиты его от волнения и для накопления между волноломом и берегом наносов и образования пляжа.

    Волнолом пловучий — ряд понтонов, закрепленных на якорях; он задерживает (гасит) наиболее интенсивные поверхностные волны, пропуская на рейд под собой более слабые волны; гашение волны на рейде при этом неполное. Наиболее благоприятные условия применения — большие глубины и небольшое волнение.

    Волнолом пневматический — устройство в виде трубопровода, затопленного на глубину от 10 м и больше, в который нагнетается с берега или со специального судна сжатый воздух. Волногасящий эффект этого волнолома основан на воздействии на волну восходящих токов воды, которые образуются под влиянием пузырьков воздуха, вырывающихся из мелких отверстий в трубопроводе.

    Голова волнолома — оконечность волнолома.

    Мол — связанное с берегом внешнее оградительное сооружение.

    Иногда такие молы с внутренней стороны, если позволяет глубина, используются для швартовки судов, а в некоторых случаях и для грузовых операций; подобные молы имеются, например, в Ялте и Батуми.

    Мол погрузочный, или оперативный, — широкая дамба, выступающая от берега во внутренней акватории порта и служащая для швартовки судов (с обеих продольных сторон), перевалки грузов на берег и с берега, для расположения складов и железнодорожных путей. Такие молы называются также пирсами. Молы эти возводятся в виде земляной дамбы, окаймленной набережными, или в виде деревянной или железобетонной конструкции.

    Голова мола — мористая оконечность мола.

    Корень мола — береговая оконечность мола в месте сопряжения его с портовой территорией.

     

    Пирс — см. мол погрузочный, или оперативный.

    В американских портах пирсы устраиваются в виде узких длинных выступов под углом к береговой линии для швартовки судов и производства грузовых операций.

    Причальное сооружение — обобщающий термин, охватывающий все конструктивные виды набережных и других береговых обделок, служащих для причала судов.

    Набережная — в широком смысле синоним термина «причальное сооружение».

    Набережная стенка — причальное сооружение co сплошной вертикальной передней гранью; в разговорном языке иногда просто называется сто икон.

     

    Эстакада.

    1. Сквозная (на сваях или колоннах) конструкция, вытянутая вдоль берега (продольная эстакада) или расположенная под углом к нему (поперечная эстакада), служащая для причала судов и производства перегрузочных работ.

    Поперечная эстакада называется также сквозным молом или пирсом.

    2. Сквозная (на сваях или колоннах) конструкция, служащая для проведения на некоторой высоте над земной поверхностью дороги при подходе к мосту, при пересечении ею железнодорожных путей и каналов.

     

    Пристань (дебаркадер) — понтон, расположенный у берега, связанный с ним мостиком на сваях или стойках и служащий для причала судов (обычно небольших) и перегрузочных операций. Понтон бывает оборудован перегрузочными машинами (кранами) и складом для хранения грузов.

    Для пассажирских операций пристань оборудуется вокзальным помещением. В прежнее время пристанью называли также береговой причал для судов. В этом смысле термин береговой причал устарел. Пристани для пассажирских операций иногда устраиваются и в некотором отдалении от мелководного берега,, в районе достаточных для морских судов глубин.  Такие пристани обычно соединены с берегом эстакадой (например, в Сопоте у Гданьска и в Вердоне в устье реки Луара); если же эстакада отсутствует (дебаркадеры в дельте реки Волга), то связь с берегом поддерживается катерами.

    Причал береговой — участок берега портовой территории, предназначенный для непосредственной швартовки судов и для производства перегрузочных операций.

    Как правило, такие участки берега окаймлены вертикальной, реже наклонной обделкой берега, называемой набережной. Причалы устраиваются как у береговой линии, так и по периметру погрузочных молов, пирсов, эстакад.

    Причал рейдовый — участок акватории (защищенного рейда) порта, предназначенный для установки судов для производства перегрузочных операций на плаву с судов на лихтеры и обратно.

    Рейдовый причал обычно бывает оборудован постоянными точками (бочками или палами) для швартовки судна. Обыкновенно на акватории порта устанавливают ряд бочек или палов (кустов свай) в известном порядке для образования нескольких рейдовых причальных линий.

     

    Причальное приспособление — всякое приспособление, служащее для швартовки судов и для смягчения удара судов о причал.

    Бон — пловучее заграждение в военных портах, представляющее препятствие для прохода подводных и надводных кораблей, а также преграждающее доступ торпедам.

    В торговых портах бон служит для ограждения акватории нефтяных гаваней от разлития нефти по поверхности поды за пределы гавани. В этих портах бон состоит из соединяемых между собой шарнирных понтонов, преимущественно  железобетонной конструкции, которые располагаются у входа в гавань и в случае пожара в гавани быстро вытягиваются и перекрывают вход в нее.

    Укрепление берега — сооружение, имеющее целью предохранить берег от разрушения действием волнения и льда.

    Укрепление берега возводится как внутри порта, так и вне портовой защищенной акватории на участках морского берега, по которым близко' к берегу пролегает железная или автомобильная дорога или же примыкают площади населенных, курортных или промышленных пунктов.

    Буна — сооружение в виде короткой дамбы из каменной наброски или сплошной свайной стенки, выдвинутое по откосу берега под прямым или косым углом к берегу до глубины в несколько метров.

    Ряд параллельных бун, отстоящих друг от друга на расстоянии полуторной длины буны, служит для укрепления берега путем задержания морских наносов и образования пляжа.

    Шлюз — сооружение в виде камеры, куда вводится судно для подъема с одного уровня воды (в море), на другой, более высокий уровень во внутреннем портовом бассейне.

    Шлюз снабжен двумя воротами по концам камеры и устройствами (галереями) для наполнения и опорожнения камеры; он применяется в приливных морях, в портах, где внутренние (приливные) бассейны имеют постоянный уровень (на высоте среднего приливного горизонта).

    Причальная тумба — приспособление на причале (набережной, пирсе, укрепленном откосе), служащее для укрепления судовых швартовов.

    Причальные тумбы по назначению делятся на обыкновенные и штормовые. Они изготовляются из металла или железобетона. Для того чтобы судовые швартовы не сползали с тумбы, последняя заканчивается грушевидной головкой, загнутой в сторону берега.

    Причальная пушка — устаревший термин, обозначавший понятие «причальная тумба».

    Раньше вместо тумбы применяли стволы старых пушек, вкопанные в землю, откуда и произошло это название; иногда этот термин применяется для обозначения причального столба, представляющего собой род несовершенной причальной тумбы.

    Причальный рым — металлическое кольцо или крюк, или сочетание кольца с крюком, вделанные в конструкцию причального сооружения для крепления швартовов небольших судов.

    Свая — прямолинейный стержень: деревянный, металлический или железобетонный, погружаемый на определенную глубину в грунт и входящий в состав несущих (поддерживающих) конструкций гидротехнических сооружений.

    Из свай, забитых в виде кустов, устраиваются швартовные точки.

     

    Пал.

    1. Конструкция в виде куста из нескольких свай, забитых в грунт, или в виде железобетонной полой башни, заполняемой песком, установленная на дне и возвышающаяся над водой настолько, чтобы на ней можно было крепить швартовы при самом высоком уровне воды.

    2. Конструкция в виде ряда отдельных свай или кустов свай, забитых в грунт и служащих для ограждения от навала судна на откос берега.

    Свайные палы изготовляются из дерева, металла или железобетона.

     

    Отбойная рама — деревянная рама из брусьев, прикрепляемая к лицевой поверхности набережной для смягчения удара судна о набережную при его швартовке.         

    Ледорез — сооружение, служащее для защиты судов и портовых легких сооружений (эстакад) от нажима льда.

    Ледорез состоит из ряда свайных кустов, одетых брусчатой обшивкой с заполнением внутренней пазухи камнем. Обыкновенно ледорезы применяются в местах сильного ледохода.

    Массивы-гиганты — крупные пустотелые ящики с железобетонными тонкими стенками и днищем, строящиеся на берегу и спускаемые в воду как суда; после отбуксировки на место постройки сооружения массивы-гиганты затопляются и затем заполняются песком, камнем или бетоном и входят в состав мола, волнолома или набережной.

    Ряж — сруб из бревен, разделенный промежуточными перегородками на клетки («банки»), загружаемые камнем, и затопляемый.

    Ряж служит подводной частью портовых гидротехнических сооружений: набережных, молов, волноломов и др. В прежнее время такими ряжами пользовались для устройства подводных ограждений подходов к военным портам.

    Кордон — линия в плане, отделяющая акваторию порта от территории.

    Кордон представляет собой верхнее ребро набережной или верхнюю бровку укрепленного откоса берега.

    Парапет — невысокая стенка, возводимая на гребне оградительного сооружения (мола, волнолома), для защиты его от всплесков волн.

    Парапет особенно необходим в случае, если на гребне сооружения производятся грузовые и складские операции (например, в Ялте). Парапет со стороны моря получает изогнутое очертание для образования отбрасывающего волну козырька.

    Массивы — искусственные бетонные блоки, обычно в форме параллелепипеда, из которых возводится кладка молов, волноломов и набережных.

    Вес массивов от 20 до 400 тонн. Иногда молы и волноломы возводятся в виде наброски из массивов, например в Лиепае.

     

     

    Плавучий или пловучий?

     

           До 1956 года в России употреблялось написание слова так: пловучий. В 1956 году в стране была проведена реформа, согласно которой стало употребляться вместо слова ПЛОВУЧИЙ слово ПЛАВУЧИЙ, что и было зафиксировано в Правилах орфографии. Напоминаем, что выше используется терминология из Руководства издания 1954 года!

     

    Примечание "Кубрика"

     









    Рейтинг@Mail.ru