фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Морской порт

     

    Судоремонтные и судоподъёмные средства

     

     


     

    Верфь — производственное предприятие, расположенное на берегу и предназначенное для постройки корпусов судов и их монтажа, а также для ремонта судов.

    Верфь обычно представляет собой совокупность сооружений: эллингов, стапелей, доков (сухих и пловучих), бассейнов и набережных для достройки судов, подъемно-транспортного оборудования, цехов, мастерских, складов и пр. Судовые механизмы верфь не строит.

     

    Доковые средства — устройства, служащие для частичного или полного осушения подводной части судна, требующего осмотра или ремонта.

    Эти устройства разнообразны, начиная с судоремонтного кессона для частичного обнажения подводной части судна, кончая эллингами, слипами и доками (сухими и пловучими) для полного вывода судна из воды (см. судоремонтный кессон, эллинг, слип, сухой док, наливной док, пловучий док, вертикальный судоподъемник).

    Стапель — элемент судоподъемного сооружения, представляющий плоскость, которая поддерживает подъемные приспособления (тележки, кильблоки, клетки и т. п.) вместе с судном в процессе его подъема или ремонта.

    В зависимости от своего расположения стапеля бывают горизонтальные или наклонные; наклонные стапеля частично расположены над водой (надводные стапеля) и под водой (подводные стапеля).

    Эллинг — сооружение, представляющее наклонную, расположенную по откосу берега плоскость, по которой при помощи лебедок производится на тележках подъем судов из воды на ремонт.

    Различаются эллинги продольные (Мортонов эллинг), когда диаметральная плоскость судна совпадает с направлением подъема, и эллинги поперечные, когда диаметральная плоскость судна перпендикулярна направлению подъема.

    В прежнее время эллингом называли стапель с шатровым покрытием над ним для укрытия от непогоды; это название в настоящее время устарело и не применяется, поскольку шатровых покрытий над стапелями, как правило, теперь не устраивают.

     

    Слип — эллинг в сочетании с горизонтальным стапелем, на котором суда, поднятые из воды, передвигаются в направлении, перпендикулярном направлению подъема для установки на ремонт.

    Суда устанавливаются так, что каждое из них получает возможность независимого (от других судов) спуска на воду по окончании ремонта.

    Сухой док — сооружение в виде камеры для обнажения подводной части судна представляющее собой бассейн с каменными или бетонными стенками.

    В эту камеру на плаву вводится ремонтируемое судно, а затем из камеры, после того как ее закроют со стороны гавани специальным затвором (батопорт, задвижной затвор), полностью откачивается вода, и судно садится на кильблоки. Сухие доки у судостроительных заводов иногда используются также для постройки судов.

    Наливной док — сооружение для обнажения подводной части судна, представляющее открытый в береге бассейн, в который на плаву вводится судно.

    После отделения бассейна от гавани специальным затвором (батопорт, задвижной затвор) в бассейн накачивается вода, поднимающая судно на более высокий уровень, а после отвода судна на мелкие боковые площади вода выпускается из дока, и судно садится на подготовленные стапеля.

    Пловучий док — пловучее сооружение, предназначенное для подъема судна с целью осмотра и ремонта его подводной части и состоящее из понтона с боковыми стенами (башнями).

    При заполнении водяным балластом цистерн, расположенных в понтоне и башнях пловучего дока, последний погружается; после ввода в него судна вода: из цистерн дока откачивается, и док поднимается.

    Современные пловучие доки могут обслуживать самые большие суда; иногда доки состоят из отдельных секций, что дает возможность перевода дока частями по морю на весьма значительные расстояния. Доки в прежнее время строились из дерева, а в настоящее время — из металла и железобетона.

     

    Наливной док-слип (иногда называется шлюз-слипом или наливной док-камерой) — сочетание наливного дока с примыкающими к нему горизонтальными площадками.

    Наливной док-слип позволяет поднимать суда одно за другим подряд и сдвигать их на береговые площадки (стапеля) для ремонта.

    Док-слип — пловучий док с примыкающей к нему береговой (стапельной) площадкой, поднимающий ряд судов одно за другим и позволяющий сдвигать их на стапеля для ремонта.

    Док-матка — пловучий док, поднимающий на себе особый понтон, с судном на нем.

    По всплытии судно оказывается на понтоне на плаву и отводится к ремонтному береговому причалу, а док поднимает с новым понтоном следующее судно.

    Судоподъемник (вертикальный) — устройство, служащее для вертикального подъема судна на ремонт механическим или гидравлическим способом.

     

     

    Пловучий или плавучий?

     

    Примечание "Кубрика":

     

         Публикуемая "Кубриком" Морская навигационно-географическая терминология из Руководства для гидрографов, картографов и составителей лоций при установлении и написании ими географических номенклатурных терминов ВМФ СССР издания 1954 года при написании слов "пловучий" использует орфографию того периода. Проведённая в 1956 году реформа зафиксировала написание слова "плавучий" вместо "пловучий" в «Правилах русской орфографии и пунктуации», утвержденных в том же году.

     









    Рейтинг@Mail.ru