фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

    Учебник по навигации


     

    Глава 2

     

    Ориентирование корабля в море

     

    § 10. Понятие о корабельных указателях направлений

     



         Для курсоуказания и определения направлений на различные объекты на кораблях используются специальные приборы и системы. Наиболее распространенными курсоуказателями являются гироскопические компасы, представляющие собой электромеханические устройства, основанные на использовании свойств гироскопа и вращения Земли. Показания основного прибора гирокомпаса передаются следящей системой на репетующие периферийные приборы (репитеры), устанавливаемые в штурманской рубке, на мостике, боевых постах и в других местах корабля.
         Если бы главная ось гирокомпаса располагалась точно в плоскости истинного меридиана, то с помощью такого компаса можно было бы определять непосредственно истинные направления. Однако как всякий прибор гирокомпас не свободен от погрешностей в работе, которые вызывают погрешности в показаниях направлений. Ось чувствительного элемента компаса устанавливается не в. плоскости истинного меридиана, а в плоскости своего, так называемого
    гироскопического или компасного меридиана, направление которого отличается от направления истинного меридиана на величину погрешности. Вследствие этого все направления, измеряемые с помощью гироскопического компаса, отсчитываются от плоскости компасного меридиана, не являются истинными и носят название компасных направлений. Гирокомпас является прибором сложным, требующим квалифицированного ухода и обслуживания, нуждается в источниках питания электроэнергией.
     

         Возможность выхода гирокомпаса из строя вызывает необходимость устанавливать на кораблях, кроме гирокомпаса, другие курсоуказатели, работающие на ином принципе и по возможности не требующие для себя никаких энергетических установок (на некоторых кораблях и судах установка дорогостоящего гирокомпаса вообще нецелесообразна). Прибором, заменяющим или дублирующим гирокомпас, отличающимся простотой устройства, автономностью и большой живучестью, является магнитный компас. Устройство магнитного компаса основано на использовании известного свойства свободно вращающейся на вертикальной оси магнитной стрелки устанавливаться в направлении силовых линий внешнего магнитного поля. Известно, что на поверхности Земли магнитные силовые линии имеют направление от южного магнитного полюса к северному. Следовательно, положение свободно подвешенной магнитной стрелки может быть использовано в качестве начала для отсчета направлений курса и пеленга.
     

         Основная часть магнитного компаса состоит из нескольких параллельно скрепленных между собой магнитных стрелок. Для производства отсчетов направлений (курса, пеленга) система стрелок скреплена с картушкой, представляющей собой легкий диск, разделенный по круговой системе от 0 до 360°. Нуль картушки совпадает с направлением магнитной оси системы стрелок. Картушка вместе со стрелками укреплена на поплавке, который своей топкой посажен на острие шпильки, являющейся вертикальной осью вращения системы. Вращаясь на шпильке, картушка своей магнитной осью стремится установиться в направлении действия магнитных силовых линий поля, окружающего компас. Для уменьшения трения топки поплавка о шпильку и для погашения колебания картушки на качке поплавок вместе с картушкой и системой магнитных стрелок помещается в котелок, заполненный жидкостью.
     

         В зависимости от места установки магнитных компасов на кораблях они называются:
    — главными магнитными компасами (МКгл), которые устанавливаются на мостиках и служат для определения направлений на различные объекты в море и на берегу, а также для расчета курсов на переход;
    — путевыми магнитными компасами (МКп), которые устанавливаются на постах управления рулем и предназначены для удержания рулевым заданного курса корабля.
    Для измерения направлений на наблюдаемые объекты магнитный компас (как и гироскопический) снабжается дополнительным устройством —
    пеленгатором.
         Помимо гироскопического и магнитного компасов, для определения направлений в море могут использоваться и другие гироскопические указатели направлений. Примером таких указателей являются
    гироазимуты. Гироазимут представляет собой гироскопическое устройство, которое, будучи установленным в заданном направлении, определенное время удерживает его с необходимой точностью.
         В последнее время для определения направлений в море стали использовать
    системы курсоуказания навигационных комплексов, в которых показания различных курсоуказателей осредняются и сглаживаются, чем повышается точность их показаний, устойчивость и надежность работы.







    Рейтинг@Mail.ru