фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

    Учебник по навигации

     

    Графический способ счисления пути корабля

     

     


    Глава 9

    СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ КОРАБЛЯ


    § 46. Основные понятия и определения


         Корабль в плавании непрерывно меняет свое место относительно окружающей обстановки: берегов, островов, дна и т. д. Для осуществления кораблевождения по избранному безопасному пути штурман располагает способом, позволяющим ему непрерывно следить за местом корабля и путем, по которому он перемещается. Этот способ называется счислением пути корабля или сокращенно счислением.
         Сущность счисления состоит в том, что по известным исходному месту, направлению, скорости и времени перемещения корабля рассчитывают его место и путь на любой момент времени. Таким образом, счислением пути корабля называется совокупность действий, имеющих целью получить на любой момент времени место и путь корабля на основе знания исходного места, направления, скорости и времени его перемещения.
    Место, полученное способом счисления по показаниям корабельных приборов (компаса, лага, часов), называется счислимым местом. Оно может быть получено графическим способом на морской карте или с помощью аналитического способа счисления по формулам и таблицам. Аналитическое и графическое счисление может выполняться штурманом вручную или с помощью автоматических счислителей и прокладчиков.
     

         В настоящей главе рассматривается графический способ счисления пути корабля, выполняемый штурманом вручную. Корабль под влиянием работы движителей (гребных винтов) перемещается относительно вод ной среды в направлении своей диаметральной плоскости. Направление этого перемещения указывается компасами; скорость перемещения и проходимое кораблем расстояние измеряются лагами или вычисляются по времени и числу оборотов гребных винтов, показываемому тахометрами.
         Помимо движителей, на корабль обычно действуют такие гидрометеорологические факторы, как течение, ветер и вызываемое им волнение.
    Явление перемещения корабля под воздействием течения носит название снос корабля течением. Явление перемещения корабля под влиянием ветра называется дрейфом.
     

         Для ведения счисления пути корабля необходимо знать и учитывать:
     

    — исходное место корабля φ, λ ;
    — его истинный курс и скорость ИК, V ;
    — время движения корабля данным курсом t.

         При наличии в районе плавания течения, ветра и волны необходимо, кроме того, учитывать:

    — снос корабля течением, т. е. знать и учитывать элементы течения — его направление и скорость;
    — дрейф a ;
    — время t' действия на корабль течения, ветра и других гидрометеорологических факторов.

         Все эти величины называются элементами счисления.
     


    К счислению пути корабля предъявляются следующие требования:


    — счисление должно вестись непрерывно, чтобы в любой момент времени можно было видеть положение и путь корабля относительно окружающей обстановки;
    — счисление должно быть точным, чтобы обеспечить навигационную безопасность плавания и решение задач, поставленных кораблю;
    — счисление должно быть достаточно простым и наглядным.



         Графический способ счисления часто называют навигационной прокладкой. Однако следует иметь в виду, что навигационная прокладка — понятие более широкое: оно, помимо счисления, включает в себя нанесение на карту обсервованных мест корабля, получаемых на основе измерения различных навигационных параметров.
     




     

     






    Рейтинг@Mail.ru