§ 48. Графический способ счисления по показаниям компаса, лага и часов
При отсутствии ветра корабль под влиянием работы движителей (гребных винтов) перемещается относительно воды в направлении своей диаметральной плоскости. Если при этом отсутствует и течение, то это направление можно считать совпадающим с направлением перемещения корабля относительно грунта (дна моря).
Проложив на карте (рисунок) от исходной точки А прямую, составляющую с меридианом карты угол, равный истинному курсу корабля, получим линию курса, по которой перемещается корабль.
Расстояние, проходимое кораблем, может быть рассчитано по показаниям лага или по скорости хода
корабля и времени. Для этого в тот момент, когда корабль находился в исходной точке счисления A, замечаются время по часам Т1 и отсчет лага ол1. В заданный момент, т. е. по истечении некоторого промежутка времени, эти действия повторяются: вновь замечаются время по часам
T2 и отсчет лага ол2.
Расстояние, пройденное кораблем за время t = T2
- T1, может быть рассчитано по лагу
Sл
= кл (ол2—ол1)
или поскорости хода корабля и времени Sоб
=
Vоб * t
.
Проложив это расстояние от исходной точки А по линии курса, получим точку В, соответствующую месту корабля в момент
T2 при отсчете лага ол2.
Полученная таким путем точка В называется счислимым местом корабля и обозначается небольшой черточкой, перпендикулярной линии курса.
Аналогичными действиями можно найти место корабля на следующий момент времени Тз
при отсчете лага олз и т. д.
Вдоль линии курса надписывается компасный курс корабля и затем в скобках—поправка компаса с ее знаком. Около каждой счислимой точки делается надпись дробью: в числителе—часы и минуты, в знаменателе — отсчет лага.
Дробная черта всегда проводится параллельно параллели с помощью линейки, концы линии не должны выступать за стороны воображаемого прямоугольника, окаймляющего цифры дроби. Высота каждой цифры должна быть равна примерно 4 мм.
Необходимым условием точности счисления является постоянный контроль всех измерений и расчетов.
Нужно твердо помнить, что на карте прокладываются только истинные курсы и истинные пеленги, а пройденное кораблем расстояние снимается циркулем с боковой рамки карты в той широте, в которой лежит измеряемое расстояние.
Графическое счисление следует вести аккуратно и чисто, без помарок, тонко очиненным карандашом; линии курсов проводить тонкие, но ясные. Слишком твердый карандаш царапает карту, слишком мягкий — размазывается на ней. Резинка должна быть мягкой, карандашной. Лучше всего для работы на карте иметь отдельные средней твердости (ТМ, Т, М) карандаши, а записи наблюдений в записной книжке штурмана (ЗКШ) и навигационном журнале производить более мягкими карандашами.