фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

    Учебник по навигации


    Глава 9

    СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ КОРАБЛЯ



    § 52. Учет дрейфа корабля при счислении

     

     

         В § 50 установлено, что перемещение корабля при наличии дрейфа происходит не по линии истинного курса, а по линии пути. Зная истинный курс корабля и вычислив по формуле (168) или сняв с графика угол дрейфа a , можно рассчитать путевой угбл ПУa по формуле (164). Проложив на карте от последней счислимой точки прямую, составляющую с истинным меридианом угол ПУa, получим линию пути корабля — ту линию, по которой происходит его фактическое перемещение при отсутствии течения.

         Значительно чаще приходится решать обратную задачу: задана линия пути, по которой должен следовать корабль (например, линия створа, ось фарватера и т. д.). Требуется найти компасный курс, который должен быть задан рулевому, чтобы фактическое перемещение корабля происходило по этому пути. Решив на ветрочете, или на маневренном планшете, или на карте векторное равенство (163), найдем курсовой угол q и скорость W кажущегося ветра; по заданной скорости хода корабля и рассчитанным W и q вычислим или снимем с графика угол дрейфа a. Затем определим истинный курс корабля:

    ИК = ПУa  - a    

    и искомый компасный курс, который должен быть назначен рулевому:

            КК = ИК - ΔК

         Чтобы убедиться, не допущено ли в расчетах ошибки, надо еще раз проверить, правильно ли определен знак угла дрейфа и соблюдается ли равенство

     
    ПУa = КК + ΔК + a      (173)

         При учете дрейфа на карте прокладывается только линия пути, линии курса прокладывать не надо. Однако молодым штурманам до приобретения ими уверенных навыков в учете дрейфа при счислении рекомендуется прокладывать и линию курса в виде короткой стрелки. Около счислимых точек надписываются дробью моменты времени и отсчеты лага, а вдоль линии пути—компасный курс с его поправкой и угол дрейфа (рисунок слева ниже).

    Учет дрейфа корабля при счислении     Для наглядности и исключения возможных ошибок рекомендуется рядом нарисовать стрелку, изображающую направление ветра, и еще раз проверить, правильно ли определен знак угла дрейфа. 
         Чтобы не допускать ошибок, необходимо помнить, что фактическое перемещение корабля при дрейфе происходит по линии пути, а диаметральная плоскость корабля направлена по линии курса (она составляет с линией пути угол, равный углу дрейфа). Поэтому курсовые углы (и траверзные направления) отсчитываются относительно диаметральной плоскости, а расстояния от корабля до мысов и навигационных опасностей измеряются на карте от лини и пути.
         Линия пути при учете дрейфа — это та линия, вдоль которой перемещается корабль относительно водной среды. Скорость этого перемещения относительно воды и проходимое кораблем расстояние измеряются лагом. Следовательно, расстояния, проходимые кораблем по лагу,
    Sл = kл (ол2 — ол1) нужно откладывать по линии пути.
     

         Как и при плавании без учета дрейфа, показания лага должны контролироваться пройденными расстояниями, рассчитываемыми по скорости хода корабля и времени. При этом скорость хода, выбранную из таблицы по числу оборотов движителей, надо исправлять поправками не только за отклонение водоизмещения от нормального и за обрастание подводной части корпуса корабля, но и за счет влияния ветра и волнения:

     V'об = Vоб + ΔV .

         Эта поправка должна выбираться из таблиц или сниматься с графика, построение которого было рассмотрено в предыдущем параграфе.


         С влиянием ветра на корабль связано не только явление дрейфа. Волнение моря, вызванное ветром, действует на корабль и отклоняет его от курса то в одну, те в другую сторону. Это явление называется рысканием. Практика показывает, что обычно корабль при плавании на волне рыскает вправо и влево несимметрично: углы отклонения от курса и продолжительность лежания его на правом и левом рысках неодинаковы. Уход корабля с линии курса под влиянием асимметричного рыскания называется
    зарыскиванием. Таким образом, в результате влияния ветра и волнения на корабль к углу дрейфа от ветра прибавляется угол зарыскивания. Зарыскивание может происходить в любую сторону: на ветер или под ветер—это зависит от особенностей конструкции, мореходных качеств корабля, направления ветра, волны и т. д. Величина зарыскивания имеет такой же порядок, что и дрейф, а иногда превосходит его. Величину и направление зарыскивания характеризует отклонение средней величины фактического курса корабля от назначенного (заданного) курса. Чтобы определить это отклонение, на протяжении нескольких (не менее четырех — пяти) минут наблюдают и записывают компасный курс через каждые 5— 10 сек (соответственно периоду рыскания корабля). Затем рассчитывают среднюю величину из всех записанных значений компасного курса, и ее принимают за основу для расчета истинного курса, которым фактически идет корабль, и путевого угла, прокладываемого по карте.

         Чем длительнее промежуток времени, в течение которого выполняются эти наблюдения, и чем чаще записывается компасный курс, тем точнее будут результаты наблюдений и, следовательно, точнее будет счисление. После каждой смены рулевых, а также в случаях изменения курса или скорости корабля наблюдения следует повторять.


        
    Для расчета среднего курса иногда можно пользоваться автоматической записью курса на ленте
    курсографа (курсограммой) или особого прибора, производящего запись в более крупном масштабе девиографа (дифференционального курсографа). Для точного учета неравенства промежутков времени, в течение которых корабль идет курсами, отличным от назначенного, нужен определенный практический навык.
    Учет дрейфа корабля при автоматическом счислении с помощью автоматического счислителя сводится к введению дополнительной поправки, равной углу дрейфа. Для этого на приборе устанавливается поправка курса ΔКa , равная алгебраической сумме поправки компаса и угла дрейфа:

     ΔКa = ΔК + a .                      (174)


         При каждом изменении курса или скорости корабля, скорости и направления ветра эта установка должна выполняться заново. Зарыскивание корабля под действием ветра и волнения учитывается прибором автоматически, поскольку в автоматический прокладчик непрерывно поступает мгновенное значение компасного курса корабля и именно это значение служит для выработки прибором текущие приращений координат корабля.
     


     








    Рейтинг@Mail.ru