фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

    Учебник по навигации


    Глава 9

    СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ КОРАБЛЯ



    § 54. Совместный учет дрейфа и течения

     

     

         В § 52 показано, что величина путевого угла с учетом только дрейфа ПУ = ИК + a выражает перемещение корабля относительно водной среды; скорость этого перемещения и проходимые кораблем расстояния определяются по показаниям лага или по оборотам движителей относительно воды. В то же время сама водная среда перемещается со скоростью и по направлению течения. Следовательно, вектор скорости перемещения корабля относительно воды Vл (Vоб) (напоминаю, что вектор обозначается черточкой вверху над буквой) должен откладываться по направлению пути корабля с учетом только дрейфа (ПУa); другой стороной навигационного треугольника будет вектор скорости течения vт, третьей —  вектор путевой скорости V. Этим основным положениям и должна соответствовать последовательность расчетов при решении основных задач совместного учета дрейфа и течения.
     


    Задача 1.
    Задан курс корабля.
    Найти путевой угол и путевую скорость.
     


    Нахождение путевого угла и путевой скорости     При решении этой задачи сначала учитывается дрейф, а затем — течение. Находится путевой угол с учетом только дрейфа:

                           ПУa = ИК + a  

         На карте от исходной точки А прокладывается линия пути ПУa (рисунок слева), и по ней в избранном масштабе откладывается вектор скорости корабля относительно воды Vл или Vоб. Из конца вектора Vл в том же масштабе прокладывается вектор течения vт . Прямая, соединяющая исходную точку А с концом вектора течения (точка С), и является линией пути ПУ при суммарном сносе. Угол сноса течением находится по формуле b = ПУ — ПУa. Отрезок АС представляет собой вектор путевой скорости V в принятом масштабе.
     

     

     


    Задача 2.
    Задана линия пути.
    Найти курс, который следует назначить рулевому, и путевую скорость.



    Нахождение курса для рулевого и путевой скорости     Эта задача решается в обратной последовательности (рисунок слева).
         Для построения навигационного треугольника из исходной точки А прокладывается вектор скорости течения vт  и из его конца С как из центра на заданной линии пути AF делается засечка раствором циркуля, равным в том же масштабе скорости хода Vл (или Vоб). Полученная точка D соединяется с точкой С прямой линией, и из исходной точки A проводится параллельная ей линия АВ линия пути с учетом только дрейфа, направление которой ПУa — измеряется с помощью транспортира. Затем рассчитываются истинный курс корабля ИК = ПУaa и компасный курс, который должен быть назначен, чтобы перемещение корабля происходило по заданной линии пути
    КК = ИК — ΔК. Для контроля проверяется выполнение равенства
                   ПУ = КК + ΔК + a + b .

     

     

          При совместном учете дрейфа и течения, как и при учете только дрейфа, линия курса не проводится; роль линии курса при учете течения выполняет линия пути с учетом только дрейфа. Именно по этой линии следует откладывать пройденные расстояния по лагу Sл или по оборотам Sоб, возле вспомогательных точек на этой линии надписываются только отсчеты лага. Фактическое же перемещение корабля (при отсутствии ошибок в элементах счисления) происходит по линии пути с учетом дрейфа и течения (для краткости она именуется просто линией пути); вдоль нее на карте надписываются компасный курс корабля, поправка компаса (в скобках) и суммарный угол сноса

         с = a + b

     

         У счислимых точек на линии пути надписываются дробью моменты времени и отсчеты лага.
         В навигационном журнале в графе «Снос» записывается суммарный угол сноса
    с = a + b, а в графе «Примечание» следует указывать раздельно значения углов  a и b.
     

     

     









    Рейтинг@Mail.ru