фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  • Учебник по навигации


    Глава 9

    СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ КОРАБЛЯ



    § 55. Основные способы получения сведений об элементах течений. Разгон невязки

     



         В предыдущем параграфе рассмотрены способы учета течения, элементы которого (скорость и направление) известны. Теперь кратко рассмотрим основные способы, пользуясь которыми штурман может получить сведения об элементах течений, необходимые ему для учета в счислении. Первым способом является вычисление элементов течений по данным, выбираемым из специальных пособий. При этом надо руководствоваться навигационной классификацией течений, по которой течения разделяются на следующие основные группы.

    Постоянные (непериодические). Скорость и направление таких течений из года в год почти не изменяются.

    Периодические. Скорость и направление таких течений повторяются через определенные промежутки времени, обусловливаемые периодами изменения сил, вызывающих течение. К ним относятся, в частности, приливо-отливные течения, скорости и направления которых зависят от астрономических факторов: взаимного расположения Солнца, Земли и Луны.

    Временные течения, направления и скорости которых зависят от действия эпизодических факторов. К ним относятся, в частности, ветровые (дрейфовые) течения, вызываемые действием ветра.

         В любой точке моря, строго говоря, могут одновременно наблюдаться действия сил, вызывающие течения всех трех видов. Следовательно, вектор полного (суммарного) течения, которое надо учитывать при прокладке, в общем случае представляет собой сумму трех составляющих: постоянного, периодического и временного течений. Чтобы найти вектор суммарного течения, надо произвести геометрическое (векторное) сложение этих составляющих.

         Источниками сведений о направлениях и скоростях течений являются:
    морские навигационные карты, на которых направления течений показываются стрелками, а скорости надписываются над ними;
    атласы течений для отдельных районов Мирового океана;
    таблицы приливо-отливных течений, приводимые в пособиях по приливам и на некоторых навигационных картах.

         Лоции, в гидрометеорологических обзорах которых дается общая характеристика течений, а также атласы физико-географических данных для целей счисления использовать не рекомендуется, так как в них даются лишь общие сведения о распределении течений.

         В общем случае выбор элементов течений из пособий осуществляется в такой последовательности.

    1. Сведения о скорости и направлении постоянного течения выбираются с карт течений по широте и долготе заданной точки и, если сезонные изменения течений значительны, — по времени года.
    2. Сведения о приливо-отливных течениях выбираются из таблиц приливо-отливных течений по координатам данной точки и «водному» времени (числу часов до или после момента полной воды в основном пункте). В некоторых пособиях данные о постоянном и приливо-отливном течениях приводятся отдельно; чтобы найти суммарное течение, их нужно векторно складывать. В современных атласах течений приводятся сведения о суммарном течении (постоянное и приливо-отливное); для нахождения вектора полного течения вектор суммарного течения надо сложить с вектором ветрового течения.
    3. Скорость и направление временного течения выбираются из специальных карт (или схем), составляемых для типовых полей ветра. Сравнивая синоптическую карту на данный день со схемами полей ветра, приведенными в Атласе, надо подобрать карту течений, соответствующую в наибольшей степени действительным метеоусловиям, и выбрать из нее скорость и направление течения в данной точке. В морях без приливов на упомянутых картах (или схемах) показывается суммарное течение, представляющее результат сложения вектора постоянного и ветрового течений.
    Если плавание совершается в районе, не охваченном картами временных течений, то учитывается только наиболее значительное из них — ветровое. Практически можно считать, что в средних широтах, в районах с глубиной моря более 50 м, направление ветрового течения в поверхностном слое воды отклоняется от направления ветра на 45°: в северном полушарии — вправо, вьюжном полушарии — влево. В мелководных районах угол между направлениями ветра и ветрового течения можно принимать равным в среднем 25°. Скорость поверхностного ветрового течения можно вычислять по приближенной формуле

    vт = 0,013U / √ sin φ

    где U — скорость истинного ветра, выраженная в тех же единицах, что и скорость течения;
    φ — широта места, для которого производятся вычисления.

    Предупреждение.

    Коэффициент формулы 0,013 меняется с изменением U , поэтому при расчетах vт необходимо в Атласе течений брать из специальных таблиц уточненное значение коэффициента.

     

         Местные условия могут вызывать значительные отклонения скорости и направления течений от выбранных из пособий. Данные о возможном характере и величине этих отклонений можно найти в лоциях.
         При ведении счисления на подводной лодке в подводном положении необходимо иметь в виду, что глубинное течение может весьма значительно отличаться от поверхностного. Для его вычисления следует пользоваться приводимыми в атласах картами глубинных течений, причем выбирать карту, соответствующую глубине, близкой к глубине погружения подводной лодки. При отсутствии таких карт приближенно принимают постоянное и приливо-отливное течения на глубине совпадающими с поверхностным, а ветровое рассчитывают по более сложным формулам.
         Производя вычисление течений по приведенным в пособиях данным, необходимо иметь в виду, что они основываются подчас на несистематических, разрозненных или кратковременных наблюдениях, что не может гарантировать высокой точности. Среднюю квадратическую ошибку в скорости течения в хорошо изученных районах можно считать равной 0,2—0,3 уз. В районах, недостаточно изученных, она может доходить до 0,5 уз, а в районах со значительными приливо-отливными течениями до 1,0 уз и более. Поэтому всегда, когда есть к тому возможность, надо стремиться к определению элементов течения из личных наблюдений непосредственно во время плавания корабля так называемым навигационным способом.


         Навигационный способ определения течения состоит в следующем. Выполняя ряд точных определений места корабля, находят вектор путевой скорости V. Зная, кроме того, вектор скорости перемещения корабля относительно водной среды Vл можно определить вектор скорости течения. Действительно, из формулы (175) следует

    Vт = V - Vл .

    Навигационный способ определения теченияПредположим, счисление ведется с учетом дрейфа, но без учета течения. Вектор скорости перемещения корабля относительно воды будет направлен по линии пути с учетом дрейфа ПУa (рисунок слева). Его величина равна скорости по лагу. Выполнив ряд точных определений места корабля по береговым ориентирам, наносят их на карту. Проведя из точки А среднюю линию между этими точками, найдем фактическую линию пути корабля АВ, отвечающую суммарному сносу ПУ. Фактическая путевая скорость найдется по формуле
     

                                 V = AB / (Tn - T1)

    где Tn и T1 - моменты времени, в которые выполнены первое и последнее определения места корабля.

         Отложив величину V по линии АВ, получим вектор V (с черточкой вверху, напоминаю, как на рисунке) фактической путевой скорости корабля. В общем случае он не будет совпадать с вектором Vл скорости перемещения корабля относительно воды; причиной расхождения является действие течения. В соответствии с формулой (175) вектор скорости течения должен быть направлен из конца вектора Vл к концу вектора путевой скорости V.
         Определяя течение навигационным способом, необходимо убедиться в надежности обсерваций, в правильности учета поправки компаса, лага и ветрового дрейфа. Если все эти условия соблюдены, можно считать, что найденный нами вектор действительно представляет собой вектор скорости течения в данном районе.
     


    Разгон невязки счисления

     

         Иногда перед штурманом возникает вопрос: найти с возможно наибольшей точностью, где находился корабль в момент времени, промежуточный между моментами двух обсерваций. Чтобы на него ответить, пользуются
    приемом обратной прокладки («разгон невязки»).
    Разгон невязки    
    Предположим (рисунок слева), надо найти место корабля в момент времени  Ti, причем последнее определение места корабля, предшествовавшее этому моменту, было выполнено в момент времени Т1 (обсервованная точка 01), а первое определение места Ok после этого момента получено на момент времени Тk с невязкой Сk. Обратная прокладка основывается на предположении, что все факторы, вызвавшие появление невязки, были одинаковы в течение всего времени плавания по счислению, и, следовательно, невязка счислимого места нарастала пропорционально времени, прошедшему после момента предыдущей обсервации. Учитывая, что основным источником ошибок счисления являются погрешности в учете течения, это предположение обычно можно считать достаточно реальным. Оно в свою очередь приводит нас к выводу, что средняя скорость ас нарастания невязки счисления по времени была равна

        ас = Ск / (Тк - Т1)                             (188)

         Следовательно, можно предположить, что к моменту Ti невязка имела величину

     

         Ci = ac (Ti - T1)

    или

         Ci = {(Ti - T1) / (Tk - T1)} * Ck                       (189)

         Отложив эту величину от счислимой точки Mci , соответствующей моменту Ti , по тому же направлению, какое имела невязка Сk , мы можем считать, что в этот момент корабль находился в действительности не в точке Mci, а в найденной нами точке M'i. Конечно, и точку M'i нельзя считать абсолютно точной хотя бы потому, что какие-либо ошибки не могли не содержаться в обсервованных точках О1 и Ok и в действительности невязка могла нарастать не пропорционально времени, а по какому-то другому закону, однако точность полученной точки M'i все же выше точности счислимой точки  Mci.
     


     








    Рейтинг@Mail.ru