§ 78. Определение места корабля по пеленгам на два ориентира
Сущность способа.
Отличие этого способа от способа определения места по трем пеленгам заключается в том, что
одновременно измеряются пеленги не на три, а на два ориентира.
Рассчитав истинные пеленги и проложив на карте от ориентиров линии положения (линии пеленгов), в точке их пересечения получим
обсервованное место корабля.
Способ определения места корабля по пеленгам на два ориентира является одним
из самых простых. Однако этому способу присущи и весьма существенные недостатки. Если допущена ошибка в опознании одного из ориентиров или поправка компаса известна с большой ошибкой, линии пеленгов все равно пересекутся в одной точке; никакие признаки не будут говорить об ошибочности определения места. Кроме того, точность определения места этим способом значительно ниже точности определения места по двум углам и пеленгам на три ориентира.
Поэтому к определению места по пеленгам двух ориентиров следует прибегать лишь в случаях, когда другой, более точный способ применен быть не может, например, если в видимости имеются только два ориентира, а на корабле отсутствуют средства измерения расстояний и углов. Но и тогда, когда обстановка вынуждает определять место корабля этим неточным и ненадежным способом, к полученным определениям места следует относиться с большой осторожностью. Надо весьма тщательно проверять правильность опознания ориентиров и правильность учета поправки компаса.
Приступая к определению места корабля, следует опознать ориентиры и, лишь убедившись в правильности их опознания, измерить на них пеленги.
Измерения пеленгов должны производиться в быстрой последовательности, т. е. так, чтобы промежуток времени между измерениями пеленга на первый ориентир и пеленга на второй ориентир был минимальным. Отсчет лага и момент времени по часам замечают сразу после измерения второго пеленга.
Если эти требования не выполнены, то в определении места корабля возникает ошибка, тем большая, чем больше скорость хода корабля и промежуток времени между измерениями пеленгов. Если не будет принято мер к исключению этой ошибки, то мы будем считать корабль находящимся в точке
М'о пересечения линий пеленгов, тогда как в момент измерения второго пеленга он будет находиться в точке
Mо (рисунок
слева). Из треугольника СМоМ'о по теореме синусов:
ΔS / sin
q = r / {sin (180° —
q1) ;
r = ΔS sin q1
/ sin q = V t sin q1 /
sin q ,
где q1 — курсовой угол на первый ориентир;
t — промежуток времени между измерениями пеленгов.
Следовательно, для уменьшения величины ошибки
r определения места корабля надо:
— уменьшить промежуток времени между измерениями первого и второго пеленгов;
— первым измерять пеленг на ориентир, курсовой угол на который ближе к 0 или 180° (находящийся по носу или по корме корабля); вторым пеленговать ориентир, курсовой угол на который ближе к траверзу корабля.
Однако, если скорость хода корабля велика, а быстрое измерение пеленгов по каким-либо причинам невозможно, их приводят к одному моменту времени.
Измеренные (приведенные к одному моменту) пеленги перед прокладкой должны быть исправлены поправкой компаса и с помощью транспортира и параллельной линейки проложены на карте от соответствующих ориентиров. В точке их пересечения, найдем
обсервованное место корабля.
Нанеся и обозначив обсервованную точку кружком, следует нанести на карту счислимое место, соответствующее моменту обсервации, и показать невязку; возле обсервованной точки надписать дробью момент по часам и отсчет лага.
Запись в навигационном журнале делается по установленному
образцу.