§ 81. Определение места корабля по двум разновременно измеренным пеленгам (крюйс-пеленг)
Сущность способа.
Нередко бывает, что в видимости корабля находится лишь один ориентир, а измерить расстояние до него по каким-либо причинам не удается. В таких случаях приходится
определять место корабля по разновременно измеренным пеленгам на один и тот же ориентир способом крюйс-пеленга.
Сущность этого способа заключается в следующем. Пусть в момент
Т1 с корабля был измерен первый пеленг на ориентир
А. Это означает, что в этот момент корабль находился на линии положения (линии пеленга)
I, соответствующей измеренному значению пеленга. По истечении некоторого промежутка времени в момент
Т2 пеленг на ориентир измеряется вторично, что позволяет проложить на карте вторую линию положения —
II (рисунок слева).
Отвлекаясь
от ошибок измерений, можно сказать, что в момент второго измерения корабль находился где-то на этой линии.
Для определения места корабля на момент Т2 необходимо решить задачу по вмещению между линиями пеленгов вектора
S, равного плаванию
корабля за время ΔT = T2 - T1
. Если в течение промежутка времени между измерениями пеленгов корабль шел не меняя курса и скорости и если течением и дрейфом можно пренебречь, то модуль вектора
S рассчитывают по одной из формул:
S = (ол2—ол1) или
S = V *
ΔT .
Вмещение вектора достигается простым геометрическим построением: от произвольной точки
С на первой линии положения надо отложить вектор
S и из его конца (точки Е) провести прямую, параллельную первой линии положения, до пересечения со второй линией положения.
Найденная таким образом точка Мо и является искомым местом корабля в момент измерения второго пеленга. Его принято называть счислимо-обсервованным местом, поскольку для его отыскания используются не только результаты измерения навигационных параметров, но и данные счисления пути корабля за промежуток
ΔT времени между измерениями.
Определение места по крюйс-пеленгу не отличается высокой точностью: оно менее
точно, чем определение по пеленгам двух ориентиров (при тех же расстояниях и
угле пересечения линий положения), поскольку точность обсервации способом
крюйс-пеленга уменьшается не только ошибками измерения пеленгов, но и ошибками
счисления за время между измерениями. Кроме того,
определение места по крюйс-пеленгу, как и любое определение по двум линиям положения, не дает возможности контроля правильности опознания ориентиров, безошибочности измерений и прокладки. Поэтому к определению места по крюйс-пеленгу следует прибегать лишь тогда, когда не представляется возможным определить место другим, более точным способом. Получив место по крюйс-пеленгу, необходимо использовать все возможности для контроля его правильности.
Измерения при определении места корабля способом крюйс-пеленга выполняются в следующей последовательности.
Опознав ориентир и убедившись, что он опознан верно, измеряют и записывают первый пеленг;
сразу же замечают и записывают отсчет лага и момент по часам. Когда
пеленг изменится не менее чем на 30°, он измеряется вторично; опять замечаются отсчет лага и момент по часам. Измеренные значения пеленгов исправляются поправкой компаса и прокладываются на карте.
Чтобы получить счислимо-обсервованное место на карте, далее выполняются следующие построения (рисунок
вверху). От ориентира прокладываются линии пеленгов: первого (I) и второго (II). Между этими линиями надо вместить плавание, совершенное кораблем за промежуток времени между измерениями пеленгов. Для этого любая точка
С на первой линии пеленга может быть принята за исходную точку счисления; прокладка перемещения корабля осуществляется приемами, разобранными в
главе 9. Особое внимание должно обращаться на тщательный учет дрейфа и течения; если после измерения первого пеленга корабль менял курс— на правильность учета циркуляции и т. д. Проложив от точки
С перемещение корабля за время между измерениями пеленгов, из полученной таким образом точки
Е надо провести прямую, параллельную линии первого пеленга. Точка
Мо ее пересечения с линией второго пеленга и будет искомым счислимо-обсервованным местом корабля.
Счислимо-обсервованное место обозначается треугольником с точкой в центре. Возле него надписываются дробью время и отсчет лага, соответствующие моменту измерения второго пеленга.
Точка на первой линии положения, от которой прокладывается перемещение корабля за промежуток времени между измерениями пеленгов, может выбираться совершенно произвольно. В частности, за нее может быть принято место ориентира, как это изображено на рисунке
внизу (на этом рисунке показано определение места по крюйс-пеленгу при учете течения), или точка пересечения линий первого пеленга с проведенной ранее на карте линией пути корабля (точка
А').
Применяя второй прием прокладки, надо соблюдать особую внимательность и помнить, что перемещение корабля за время между измерениями пеленгов должно прокладываться от точки пересечения проложенной ранее линии пути с линией первого пеленга, но не от счислимой точки
корабля в момент измерений первого пеленга.
Частные случаи крюйс-пеленга
Способ траверзного расстояния
Курсовые углы корабля, на которых производятся первое и второе измерения пеленга, можно выбрать так, что нанесение места на карту значительно упростится. Действительно, как видно из рисунке
внизу, если первый пеленг был измерен в момент, когда курсовой угол на ориентир был
КУ1, а второй пеленг — в момент, когда ориентир находился на траверзе корабля
КУ2 = 90º, то расстояние до ориентира в момент траверза равно
D = S tg КУ1(262)
где S —расстояние, пройденное кораблем за промежуток времени между измерениями.
Удобнее всего первый пеленг брать при курсовом угле, равном 45°, тогда
tg КУ1
= 1 и расстояние до ориентира в момент траверза равно расстоянию, пройденному кораблем за промежуток времени между измерениями, т. е.
D┴ = кл (ол2
— ол1).
Получение места на карте при выполнении способа траверзного расстояния сводится к прокладке линии второго пеленга и отысканию на ней точки, удаленной от ориентира на расстояние
D┴
, рассчитанное по формуле (262).
Определение места корабля по разновременным пеленгам двух ориентиров
При плавании в малую видимость нередко возникают условия, при которых в видимости с корабля находится только один ориентир, но вскоре после того, как он скрывается, появляется другой. Это позволяет определить место корабля по разновременным пеленгам двух
ориентиров, измерив пеленг первого ориентира, надо заметить и записать отсчет лага и момент по часам. Когда в видимости появится другой ориентир, измерить его пеленг, заметить и записать новый отсчет лага и момент по часам.
Проложив линии пеленгов на карте (рисунок
слева), надо вместить между ними перемещение корабля за промежуток времени между измерениями. Делается это так же, как и при определении по крюйс-пеленгу: приняв произвольную точку
С на линии первого пеленга условно за исходную точку счисления, надо продожлить от нее расстояние, пройденное кораблем за промежуток времени между измерениями (конечно, с учетом дрейфа, течения и всех изменений курса и скорости корабля); из полученной точки
Е провести прямую
I', параллельную первой линии положения. Точка ее пересечения со второй линией положения представляет собой искомое счислимо-обсервованное место корабля, соответствующее моменту измерения второго пеленга. Прямую
I' часто называют
«перенесенной» линией положения, или линией положения, приведенной к месту вторых, наблюдений.
Определение места корабля по разновременным пеленгам нескольких ориентиров
Тот же прием приведения нескольких линий положения к одному месту может применяться и в тех
случаях, когда число ориентиров больше двух (рисунок слева). При этом все линии положения приводятся к месту последнего измерения. Следовательно, от произвольной точки
С1 на первой линии пеленга надо отложить расстояние
S1, пройденное кораблем за промежуток времени
ΔT = T3 - T1 между моментами измерения
Т1 первого и
T3 последнего пеленгов, и из полученной точки
E1 провести прямую, параллельную первой линии положения; от произвольной точки
С2 на линии второго пеленга отложить расстояние
S2 пройденное кораблем за промежуток времени
ΔT'' = T3 - T2 между моментами измерения
T2 второго и
T3 последнего пеленгов, и через полученную точку
Е2
провести прямую, параллельную второй линии положения, и т. д.
Обсервованное место корабля находится в точке пересечения приведенных линий положения
I', I'' и т. д. и последней линии положения, которая в приведении, естественно, не нуждается.