§ 82. Определение места корабля по разновременно измеренным расстояниям
Сущность способа.
Если с корабля виден только один ориентир, обозначенный на карте, то, измерив до него в момент
T1 расстояние
D1, а в момент
T2 — расстояние
D2 получим на карте две изолинии
I—I и II—II в виде дуг окружностей, центром которых является место ориентира, а радиусами — измеренные расстояния (рисунок
внизу слева). Зная плавание S, совершенное кораблем по линии пути за время
ΔТ = T2 — Т1 и вместив его между изолиниями, найдем место корабля на момент вторых измерений.
Применение рассматриваемого способа целесообразно, когда имеется возможность измерения расстояний до ориентира, а пеленги по каким-либо причинам измерять нельзя. Чаще всего это бывает при применении гидроакустических и радиогидроакустических средств измерения расстояний. При определении места по видимым ориентирам или с помощью радиолокационной станции этот способ никаких преимуществ не дает. Если есть возможность измерить расстояние до ориентира, то, как правило, можно измерить и пеленг на него, т. е. определить место гораздо быстрее, проще и с большей точностью.
Измерения расстояний и их прокладка на карте осуществляются в следующей последовательности.
Измерив первое расстояние, надо сразу же заметить и записать отсчет лага и момент по часам. Выждав, когда пеленг на ориентир изменится не менее чем на 30° (наивыгоднейшее изменение пеленга в зависимости от курсового угла на ориентир и точности счисления лежит в пределах от 40—45 до 70—80°), измерить расстояние
вторично, заметить и записать отсчет лага и момент по часам. Исправить измеренные расстояния их поправками.
На карте (рисунок слева) от места ориентира А проложить (конечно, с учетом всех факторов, влияющих на точность счисления: дрейфа, течения, изменений курса и скорости) плавание корабля за промежуток времени между измерениями первого и второго расстояний. Из
полученной точки A' провести окружность
I — I раствором циркуля, равным в масштабе карты первому расстоянию
D1 — это будет изолиния, соответствующая первому измеренному расстоянию, приведенная к месту второго измерения. Затем из места ориентира (точки
А) провести окружность II—II раствором циркуля, равным в масштабе картывторому расстоянию D2. Искомое счислимо-обсервованное место корабля
Мо будет находиться в точке пересечения этих окружностей. Во избежание ошибок нужно помнить, что приводится к моменту второго измерения всегда первая изолиния; следовательно, из точки
А' надо проводить окружность радиусом, соответствующим первому измеренному расстоянию, а из точки
A — радиусом, равным второму измеренному расстоянию.
Выполнив описанное построение, следует нанести на карту счислимое место корабля, соответствующее моменту второго измерения, показать невязкуи произвести запись в навигационном журнале.
Ничем существенно не отличается и определение места корабля по разновременно измеренным расстояниям до двух различных ориентиров (рисунок
слева). И в этом случае к моменту второго измерения надо привести первую изолинию: на карте от места ориентира
A, до которого измерялось первое расстояние, проложить плавание корабля за промежуток времени между измерениями расстояний, и из полученной точки
А' как из центра провести окружность радиусом, равным в масштабе карты
первому расстоянию D1. Счислимо-обсервованное место корабля
Мo находится в точке пересечения этой приведенной изолинии с окружностью, описанной вокруг места второго ориентира
В радиусом, равным в масштабе карты второму измеренному
расстоянию D2.