фл.семафором корабль

исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.                
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания
  •  

     

    Днепровская (Брянская) флотилия

     

     

     

     

    Корабли, построенные на Дону, начиная с 1780 г., и на Днепре, автор (А.Б.Широкорад. - "Кубрик") не выделил в отдельные флотилии, поскольку большая часть их вошла в состав Азовского и Черноморского флотов. Днепровская флотилия до 1740 г. вынуждена была действовать изолированно и выделена в отдельный раздел. К сожалению, данных по этой флотилии сохранилось крайне мало. Так как историкам неизвестны даже названия судов, то перечень судов пришлось заменить небольшой статьей.

    Уже в начале XVI в. морские суда запорожцев («чайки» и др.) свободно ходили по всему Черному морю. Так, в 1575 г. казаки с моря захватили города Гезлев (современная Евпатория), Трапезунд и Синоп. В 1606 г. казаки с моря взяли Варну.

    В 1615 г. запорожцы разорили окрестности Стамбула. Близ устья Дуная казаков нагнала турецкая эскадра. Однако нападение турок было отбито, причем казаки захватили несколько галер. На трофейных галерах казаки дошли до устья Днепра, где их и сожгли.

    В 1616 г. в сражении в Днепро-Бугском лимане казаки захватили 15 турецких галер, а затем на «чайках» и галерах отправились к Анатолийскому побережью, где разрушили Трапезунд и Синоп.

    В 1620 г. запорожцы на 150 «чайках» погуляли у берегов Болгарии, в очередной раз была взята и сожжена Варна.

    В 1621 г. 1300 донских казаков и 400 запорожцев вышли ранней весной в Азовское море. Атаманы Суляно, Шило и Яцек избрали целью похода город Ризе на юго-западном берегу Черного моря. Казаки взяли штурмом дворец паши, понеся большие потери.

    В июне 1621 г. 16 «чаек» появились у Стамбула, в городе началась паника. Казаки прошли вдоль берега Босфора, разоряя и сжигая все села на своем пути.

    В том же году произошел и «дебют» молодого атамана Богдана Хмельницкого, который вывел в Черное море флотилию «чаек». В августе 1621 г. в морском бою запорожцы утопили 12 турецких галер, а остальные преследовали до Босфора.

    Весной 1622 г. на Дон прибыл отряд запорожцев с атаманом Шило. Вместе с донцами они двинулись на стругах вниз по Дону. В устье реки казаки атаковали турецкий караван и захватили три судна. Затем казаки пограбили татар в районе Балыклеи (Балаклавы), погуляли у Трапезунда и, не дойдя 40 км до Стамбула, повернули назад.

    В 1631 г. 1500 донцов и запорожцев высадились в Крыму, в Ахтиарской бухте, то есть будущем Севастополе, и двинулись в глубь полуострова. 8 августа казаки взяли «большой город» в Козлове, а татары отсиделись в «малом городе». Затем казаки ушли в море и высадились в Сары-Кермене, то есть в давно заброшенном и разрушенном Херсонесе. Здесь они устроили свою базу, из которой опустошали окрестности.

    16 августа у Мангупа казаки встретились с войском Джанибек Гирея. Татары были разбиты, казаки захватили две пушки. Хан бежал из Бахчисарая. Но казаки по неясным причинам ушли назад, разграбив на прощание Инкерман.

     

    Начало казенному судостроению положил указ Петра I в 1696 г., то есть во время второго Азовского похода. Согласно ему, гетману Мазепе приказано строить морские суда в Брянске под началом московского

    дворянина Неплюева.

    По наряду воеводе Брянска велено было сделать 42 струга больших (по 21,34 м), 50 стругов малых (13,87 — 10,67 м) и 50 лодок однодеревых. К весне 1696 г. было изготовлено 42 струга больших, 46 стругов малых и 45 лодок, а позднее — еще 9 судов. Кроме того, в Киеве были сделаны 3 судна, и запорожские казаки приготовили около 30 лодок.

    Однако в боевых действиях пришлось участвовать только 30 казацким лодкам. Неплюев же с остальными судами ушел к крепости Таванску лишь 1 августа 1696 г. К этому времени кошевой атаман Яков Мороз атаковал в море 5 больших турецких галер, но был отбит.

    Мороз решил вернуться в Лиман, но, встретив у Очакова весь турецкий флот, кошевой уничтожил свои суда и пробрался к Таванску сушей. Оставшиеся казаки напали на караван турецких судов с провиантом и отбили 17 судов. Неплюев предлагал Морозу идти к Очакову, но последний не мог сделать этого за неимением судов.

     

    В 1697—1698 гг. в Брянске было построено свыше 200 судов, но в боевых действиях они не участвовали. С заключением Константинопольского договора 1700 г. Днепровская (Брянская) флотилия фактически прекратила свое существование.

    В 1724 г. по указу Петра I «велено во Брянску изготовить лесов на 2 больших и на 3 меньших прамов, також де на 3 остродонных и на 4 плоскодонных галер и для того из Адмиралтейской коллегии посланы мастеровые люди, а в 726-м году указом подтверджено, чтоб те суды конечно были зделаны, кои и стоятцца». Однако доделаны эти суда так и не были. И лишь в 1736 г. в связи с началом очередной войны строительство морских судов в Брянске было возобновлено. Осенью 1736 г. в Брянске было заложено несколько десятков дубель-шлюпок длиной 18,3 м, вооруженных шестью 2-фн фальконетами каждая. Всего должны были построить 500 дубель-шлюпок.

    По указу Сената от 4 января 1737 г., кроме 500 дубель-шлюпок следовало построить 70 плашкоутов для переправ, 3 малых прама и 4 плоскодонные галеры, «взяв железные припасы из Тульских заводов». К строительству этих судов и их сплаву прикомандировали от генерала-фельдмаршала графа Б.К. Миниха из полков 2200 солдат, 1222 человека из адмиралтейских служащих, а также 1232 мастеровых. Но уже 21 января число дубель-шлюпок было сокращено до 400. В то же время решили дополнительно сделать 40 лодок и 60 барок. Сами же дубель-шлюпки планировали строить в четыре этапа по 100 единиц.

    Общее руководство строительством возложили на контр-адмирала В. А. Дмитриева-Мамонова, а А. Кашкину поручили перегонять построенные суда в действующую Днепровскую флотилию. К началу июля 1737 г. встрой вошлитри малых прама и четыре плоскодонные галеры, 200 дубель-шлюпок, 20 плашкоутов, 18 больших и 40 малых барок, а также 20 конных кончебасов (тип гребного судна).

     

    Первый эшелон был отправлен в апреле, последний выступил 1 июня, но на пути судам приходилось преодолевать невероятные трудности. Спущенные в Брянске суда вооружались на Десне, переходили в Днепр и следовали безостановочно до Кайдакского порога. Здесь их значительное расстояние волокли по берегу и только после третьего порога спускали на воду. У Неясытинского порога все суда приходилось вновь разгружать и по особому помосту волочить 65 м, после чего их уже окончатсльно спускали на воду, нагружали и вели до устья. От такого плавания подводные части судов приходили в полную негодность. Личный состав был очень мал: на всю флотилию 6 морских офицеров и 60 матросов. Остальной состав был добавлен из инвалидов и гарнизонных полков. До Очакова добралось 76 судов, остальные были брошены за

    негодностью или пошли на переделку более сохранившихся. Однако флотилия помогла гарнизону Очакова при отражении нападений турок в сентябре и октябре 1737 г. не дать порвать связь осажденных с армией. Для морской же службы брянские дубель-шлюпки оказались негодными.

     

    К кампании 1738 г. решено было усилить Брянскую флотилию. Граф Б.К. Миних высказал совершенно правильный взгляд на стратегическое положение дел: «И понеже по моему рассуждению благополучное произведение будущей кампании и все авантажи зависят от того, кто на море сильнее быть может, того ради всеподданнейше прошу указать о строении довольного числа годного флота».

    Однако зимой северные ветры и сильные штормы истребили почти все дубель-шлюпки в Лимане. Вместо них решено было построить в Брянске небольшие четырехпушечные бригантины. Весной по высокой воде их провели через пороги пустыми, а все снасти везли сухим путем до Лимана. Здесь бригантины вооружили и вывели в море. Но оказалось, что мореходные качества этих судов не лучше прежних.

    Одновременно с бригантинами из реки Самары до Неясыти отправили на барках в разобранном виде прамы.

    5 прамов без названия. Длина 18,3 м. Ширина 6,1 м. Заложены в 1726 г. на верфи в Брянске, спущены в 1737 г. В июне 1737 г отправлены вниз по Десне и Днепру, но из-за мелководья и порогов к зиме 1737/38 г. дошли только до р. Самары. Разобраны после упразднения Днепровской флотилии 15 октября 1739 г.

    Вооружение: восемь 8-фн пушек.

    2 прама без названия. 44 пушки. Заложены в 1737 г. на верфи в Брянске, спущены в 1738 г. В 1738 г. пришли по Днепру в Киев, где использовались как плавбатареи. Разобраны после упразднения Днепровской флотилии 15 октября 1739 г.

    Вторичная неудача доказала необходимость строить суда ниже порогов. Для этой цели Д.Н. Сенявин, назначенный начальником Брянской флотилии, выбрал в 64 км ниже порогов остров Верхний Хортицкий, где Б.К. Минихом была заложена Ново-Запорожская верфь. На Ново-Запорожской верфи решено было построить пятьсот 24-весельных казачьих лодок по чертежу, доставленному Б.К. Минихом. Кроме постройки казачьих лодок на Ново-Запорожскую верфь возлагалась достройка судов, доставляемых с Брянской верфи «разборными членами». Так, в 1738 г. для достройки было доставлено два прама, двадцать 16-баночных и десять 20-баночных галер и 107 разных шлюпок.


    Весной 1739 г. при вскрытии Днепра затонуло несколько десятков малых судов «за худобой». Тем не менее на 14 апреля 1739 г. возле о. Хортица находилось три галеры, три прама, 12 бригантин, 17 ластовых судов, 134 дубель-шлюпки, 16 плашкоутов, 13 венецианских ботов, 21 кончебас, 92 малых гребных судна — различных шлюпок, казачьих лодок и др.

     

    В связи с заключением между Турцией и Австрией (союзницей России) сепаратного мира, а также эпидемией чумы, русская армия была вынуждена покинуть низовье Днепра осенью 1739 г. Из-за недостатка транспорта и невозможности пройти вверх по реке через пороги пришлось оставить суда, пушки, ядра и другие грузы, а у восточного берега Хортицы затопить один из самых больших кораблей, прибывший с ядрами и бомбами.

    С 1845 г. любителями и археологами со дна реки у Хортицы поднято несколько чугунных пушек и фальконетов, принадлежавших Брянской флотилии. Часть из них помещена внутри и рядом с музеем на о. Хортица. И сейчас экскурсоводы рассказывают, что это вооружение запорожских казаков XVI —XVII вв.


     











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru