фл.семафором корабль

исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.                
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания
  •  

     

     

    Канонерские лодки типа «Ёрш»

     

     

     

     

     

    Оригинальный проект малых канонерских лодок водоизмещением 350—400 т с мощной 11-дм пушкой, весившей вместе со станком 40 т. Корпус смешанной системы (дерево и железо), 1 винт, запас топлива 49 т.

    Для улучшения остойчивости лодки 11 -дм пушка со станком на «Ерше» была расположена на особом подъемном столе, который опускался в колодезь (трюм).

    Стол перемещался поступательно вверх и вниз по направляющим, закрепленным на боковых стенках колодца, за счет вращения четырех вертикальных подъемных винтов с червячными колесами. Вращение подъемным винтом передавалось от вспомогательной паровой машины через два вала с бесконечными винтами.

    Головная лодка «Ёрш» была вооружена первой отечественной 11-дм пушкой обр. 1867 г., изготовленной на Обуховском сталелитейном заводе. Такие же пушки получили канонерки «Бурун», «Туча», «Вихрь» и «Дождь», а лодки «Град», «Снег», «Гроза» и «Буря» были вооружены 11-дм пушками обр. 1877 г.

    Канонерские лодки типа «Ёрш» не имели брони, но по уязвимости они вполне могли поспорить с теми же «Ураганами», броня которых к 1880 г. легко пробивалась орудиями калибра 203—305 мм. Деревянные канонерки имели небольшие габариты, а для поражения их требовалось прямое попадание, причем бронебойные снаряды того времени попросту прошили бы лодку, не разорвавшись. Близкий же разрыв «фугасного» снаряда с разрывным зарядом весом 6—8 кг черного пороха мог нанести лодке лишь небольшие повреждения.

    Кроме того, канонерки могли вести огонь, маскируясь в шхерах Свеаборга или у фортов Кронштадта.

    Таким образом, малые канонерские лодки с 11-дм пушками оказались достаточно эффективными кораблями для ведения боя на мелководной артиллерийской позиции.


    В 1880—1885 гг. канлодки типа «Ёрш» полностью соответствовали своему назначению. В 1886—1892 гг. их значение стало падать и с 1893—1895 гг. стало нулевым. 11-дм (280/22-мм) пушки даже обр. 1877 г. уже не могли идти в сравнение с 343/30-мм, 413/30-мм, 305/35-мм и 305/40-мм орудиями английских броненосцев. А главное, во второй половине 1890-х гг. механические компрессоры 11 -дм пушек окончательно пришли в негодность и не выдерживали стрельбы боевыми зарядами.

    Таким образом, пребывание канонерских лодок типа «Ёрш» в составе флота после 1890 г. объясняется лишь личными интересами русских адмиралов.

     

     

     

     

    «Ёрш». Длина 30,1 м. Ширина 8,7 м. Осадка 2 м. Водоизмещение 305/358 т. Заложена 3 декабря 1873 г. в Новом адмиралтействе в Петербурге, спущена 5 августа 1874 г., введена в строй в 1875 г. Строитель В.Ф. Пушкарев. Машина мощностью 240 индикаторных л. с. (по проекту) изготовлена на заводе Пенна в Англии. Скорость на испытаниях 8 уз. 1 февраля 1892 г. «Ёрш» переклассифицировали в канонерскую лодку береговой обороны, 5 января 1906 г. вывели из боевого состава, разоружили и сдали к порту на хранение. 1 августа 1907 г. канонерская лодка «Ёрш» исключена из списков судов флота и вскоре продана на слом.

    С 1900 г. она имела на вооружении четыре 4-фн пушки обр. 1867 г.

    «Бурун». Длина 36,8 м. Ширина 8,9 м. Осадка 2,1 м. Водоизмещение 383/424 т. Заложена в мае 1878 г. в Новом адмиралтействе в Петербурге, спущена 12 сентября 1879 г., введена встрой в 1880 г. Строитель Ф.Т. Епифанов. Машина мощностью 240/261 индикаторных л. с." изготовлена на заводе Берда. Скорость на испытаниях 7,5 уз. 1 февраля 1892 г. «Бурун» переклассифицировали в канонерскую лодку береговой обороны, 1 августа 1907 г. вывели из боевого состава, разоружили и сдали к Кронштадтскому военному порту на хранение. 24 апреля 1904 г. «Бурун» расконсервировали и обратили в портовое судно для использования в качестве ГИСУ. 1 мая 1914 г. канлодка вторично сдана порту и 8 мая 1914 г. исключена из списков судов флота.

    С середины 1890-х гг. канлодка была вооружена: 4—4-фн пушками обр. 1867 г. и 3—47/5-мм пушками.

    «Туча» (с 1913 г. «Красноводский»).

    Длина 36,8 м. Ширина 8,9 м. Осадка 2,1 м. Водоизмещение 383/391 т. Заложена в мае 1878 г. в Новом адмиралтействе в Петербурге, спущена 12 сентября 1879 г., введена в строй в 1880 г. Строитель Ф.Т Епифанов. Машина мощностью 240/ 259 индикаторных л. с. изготовлена на заводе Берда. Скорость на испытаниях 8 уз. 1 февраля 1892 г. «Тучу» пере классифицировали в канонерскую лодку береговой обороны. Летом 1899 г. «Туча» перешла по внутренним водным системам в Баку и 9 сентября 1889 г. причислена к Каспийской военной флотилии. 22 апреля 1906 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана Бакинскому порту на хранение. 26 апреля 1906 г. исключена из списков судов Каспийской флотилии. После 1913 г. снята с прикола и после демонтажа машины переоборудована в плавучий маяк. С 5 июля 1920 г. входила в состав Морских сил Каспийского моря. В годы Великой Отечественной войны обеспечивала навигационную безопасность воинских, народно-хозяйственных и экспортно-импортных перевозок на Каспии. 7 июля 1956 г. исключена из списков судов ВМФ и 17 августа 1956 г. расформирована после сдачи в ОФИ для демонтажа и реализации.

    С середины 1890-х гг. вооружена 3— 9-фн и 5—4-фн пушками.

    «Вихрь». Длина 33,1 м. Ширина 11,6 м. Осадка 2,1 м. Водоизмещение 389/ 390 т. Заложена в сентябре 1879 г. в Новом адмиралтействе в Петербурге, спущена 25 октября 1879 г., введена в строй в 1880 г. Строитель В. В. Максимов. Машина мощностью 300/434 индикаторных л. с. изготовлена на заводе Эгельса в Берлине. Скорость на испытаниях 9,5 уз. 1 февраля 1892 г. «Вихрь» переклассифицировали в канонерскую лодку береговой обороны.

    1 августа 1907 г. канонерка выведена из боевого состава и сдана порту на хранение,

    11 мая 1908 г. расконсервирована и переформирована сначала в портовое судно « Трал», а 16 июля 1915 г. — в ГИСУ, и передана комиссии по обзору финских шхер. 21 апреля 1921 г. вошла в состав Морских сил Балтийского моря. 29 апреля 1927 г. исключена из списков судов флота и передана Комиссии государственных фондов для реализации.

    К 1902 г. имела на вооружении 1 — 11-дм пушку обр. 1867 г. и 3—47/5-мм пушки.

     

     

    «Дождь» (с 1908 г. «Некмангрунд»).

    Длина 33,1 м. Ширина 10,5 м. Осадка 2,1 м. Водоизмещение 402/443 т. Заложена 18 сентября 1878 г. на Галерном Островке, спущена 9 октября 1879 г., введена в строй в 1880 г. Строитель П.П. Петров. Машина мощностью 300/446 индикаторных л.с. изготовлена на заводе Эгельса в Берлине. Скорость на испытаниях 9,2 уз. 11 июня 1884 г. на переходе из Выборга в Гельсингфорс на Транзундском рейде канлодка села на камни, пробила днище и затонула, но 13 июня была поднята, отбуксирована в Кронштадт и после ремонта вновь введена в строй. 1 февраля 1892 г. «Дождь» переклассифицировали в канонерскую лодку береговой обороны. 5 января 1906 г лодка выведена из боевого состава, разоружена и сдана порту на хранение, 1 августа 1907 г. исключена из списков судов флота и вскоре перестроена в плавучий маяк. 13 апреля 1918 г. была захвачена германскими войсками, переименована в «Некмангрунд» и включена в состав ВМС Германии. С лета 1918 г. находилась в водах Латвии, в 1920 г. передана Эстонии и до 1931 г. в качестве запасного плавучего маяка эксплуатировалась в составе ее флота, а затем была продана на слом.

    К 1902 г. была вооружена: 2—47/ 5-мм, 2—37/1-мм, 1—37/5-мм и 1—2,5-дм пушкой Барановского.

    «Град». Длина 33,1 м. Ширина 10,5 м. Осадка 2,1 м. Водоизмещение 402/383 т. Заложена в мае 1879 г. на верфи Крейтона в Або, спущена 30 августа 1880 г., вошла в строй летом 1881 г. Строитель (наблюдающий) Н.Е. Титов. Машина мощностью 300/472 индикаторных л. с. изготовлена на заводе Крейтона в Або. Скоростьна испытаниях 8,9 уз. 1 февраля 1892 г. «Град» переклассифицировали в канонерскую лодку береговой обороны. 1 октября 1904 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана Кронштадтскому военному порту для использования в качестве плавпричала. 23 октября 1904 г. исключена из списков судов Балтийского флота. 18 августа 1926 г. передана Комиссии государственных фондов для демонтажа и разделки на металл.

    К 1902 г. имела на вооружении: 1 — 11 -дм пушку обр. 1877 г. и 2 — Энгстрема.

    «Снег». Длина 33,1 м. Ширина 10,5 м. Осадка 2,1 м. Водоизмещение 402/430 т. Заложена в мае 1879 г. на верфи Крейтона в Або, спущена 30 августа 1880 г., вошла в строй летом 1881 г. Строитель (наблюдающий) Н.Е. Титов. Машина мощностью 300/479 индикаторных л. с. изготовлена на заводе Крейтона в Або. Скорость на испытаниях 8,5 уз. 1 февраля 1892 г «Снег» переклассифицировали в канонерскую лодку береговой обороны. 19 марта 1902 г. канонерка выведена из боевого состава, разоружена и сдана Кронштадтскому военному порту на хранение. 30 марта 1902 г. исключена из списков судов Балтийского флота.

    «Гроза». Длина 36,8 м. Ширина 8,9 м. Осадка 2,1 м. Водоизмещение 383/424 т. Заложена 22 августа 1879 г. в Новом адмиралтействе в Петербурге, спущена 5 июля 1880 г., вошла в строй в 1881 г. Строитель И.Г. Леонтьев. Машина мощностью 240 индикаторных л. с. (по проекпу) изготовлена на Ижорском заводе. Скорость на испытаниях 7 уз. 1 февраля 1892 г. «Гроза» была переклассифицирована в канонерскую лодку береговой обороны. 5 января 1906  г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана порту на хранение. 1 августа 1907  г. исключена из списков судов Балтийского флота в связи с продажей на слом.

     

    Вооружение с середины 1890-х гг.: 2— 75/50-мм, 6—9-фн обр. 1877 г., 2-37/1 пушки (11-дм пушки обр. 1867 г. сняты и хранились в арсенале).

     

     

    «Буря». Длина 36,8 т. Ширина 8,9 т. Осадка 2,1 т. Водоизмещение 383/424 т. Заложена 22 августа 1879 г. в Новом адмиралтействе в Петербурге, спущена 5 июля 1880 г., вошла встрой в 1881 г. Строитель И.Е. Леонтьев. Машина мощностью 240 индикаторных л. с. (по проекту) изготовлена на Ижорском заводе. Скорость на испытаниях 7 уз. 1 февраля 1892 г.«Буря» была переклассифицирована в канонерскую лодку береговой обороны. 5 января 1906 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана порту на хранение. 9 августа 1907 г. расконсервирована и переформирована сначала в портовое судно, а 16 июля 1915 г: — в ГИСУ, и передана в распоряжение комиссии по обзору финских шхер. В годы Первой мировой войны обеспечивала навигационную безопасность плавания кораблей и судов в Финском заливе. 11 марта 1918 г. передана в распоряжение Финляндской Советской Рабочей Республики. 13—21 апреля 1918 г. захвачена в Гельсингфорсе белофиннами. В 1922 г. по условиям Юрьевского мирного договора подлежала возврату РСФСР, но как окончательно устаревшая была продана в Финляндии на металлолом. 22 ноября 1925 г. исключена из списков судов РККФ.

       

    Вооружение на 1902 г.: одна 11-дм пуш­ка обр. 1877 г., две пушки Энгстрема.











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru