фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

    Геометрия корабля

     

     


         Каждый моряк должен знать, чем и как обеспечивается безопасность корабля при различных условиях его службы, какие меры необходимо принимать, чтобы предотвратить его гибель при аварийных и боевых повреждениях.
         Из истории мореплавания известно о большом количестве аварий и катастроф, которые, обычно приписывались «неизбежным» случайностям на море.

         Несмотря на большой прогресс в области кораблестроения, случаи аварий и гибели кораблей и судов бывают и в наше время.
         Основоположник современной теории корабля, т. е. науки о его мореходных качествах, Алексей Николаевич Крылов в свое время писал: «Часто истинная причина аварии и гибели судов лежала не в действии «неотвратимых» и «непреодолимых» сил природы, в неизбежных случайностях на море, а в непонимании основных свойств и качеств корабля, несоблюдении правил службы и самых простых мер предосторожности, отсутствии предусмотрительности и тому подобных отрицательных качествах личного состава корабля». Эти слова замечательного русского ученого-кораблестроителя справедливы и в настоящее время. Основными качествами, обеспечивающими непотопляемость корабля, являются так называемые его плавучесть и остойчивость. Из-за потери главным образом этих качеств происходит гибель корабля. Прежде чем рассматривать плавучесть и остойчивость, необходимо получить представление о форме обводов корпуса корабля и его основных геометрических характеристиках.
     

         Представление о форме обводов корпуса корабля можно получить при рассмотрении сечений корпуса по трем основным плоскостям. За основные плоскости в теории корабля принимаются следующие три взаимно-перпендикулярные плоскости:
    1.
    Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная плоскость, проходящая по середине ширины корабля вдоль всей его длины.
    2.
    Плоскость конструктивной ватерлинии (КВЛ) — горизонтальная плоскость, совпадающая с поверхностью спокойной воды при нормальном водоизмещении корабля. Она делит корпус корабля на надводную и подводную части.
    3.
    Плоскость мидель-шпангоута — поперечная вертикальная плоскость, проходящая по середине длины корабля. Она делит корпус корабля на носовую и кормовую части и обозначается специальным знаком.

     основные плоскости проекции корабля
    Форма сечения корпуса корабля диаметральной плоскостью показывает: обводы носовой оконечности — форштевня, обводы кормовой оконечности — ахтерштевня, килевую и палубную линии.
    Форма сечения корпуса корабля плоскостью конструктивной ватерлинии показывает обводы конструктивной ватерлинии. Форма сечения корпуса корабля плоскостью мидель-шпангоута показывает обводы бортов, палубы и днища.

     
        
    Горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю кромку горизонтального киля, называется основной плоскостью (ОП). От основной плоскости отмеряют по вертикали вверх все характерные размеры и точки корабля.
        
    Линия пересечения основной плоскости с диаметральной плоскостью называется основной линией (ОЛ).

    сечения корабля по основным плоскостям
        
    Перпендикуляр, опущенный через точку пересечения форштевня с конструктивной ватерлинией на основную плоскость, называется носовым перпендикуляром (НП). Перпендикуляр, опущенный через точку пересечения ахтерштевня с конструктивной ватерлинией на основную плоскость, называется кормовым перпендикуляром (КП).
    Наиболее точное представление об обводах корпуса корабля дает
    теоретический чертеж корабля, который представляет собой проекции сечений корпуса корабля на рассмотренные нами выше три взаимно-перпендикулярные плоскости.
         По этому чертежу изготовляются шаблоны деталей корпуса корабля.
     

         Простейшими геометрическими характеристиками, отличающими один корабль от другого, являются основные линейные размерения, а именно: длина, ширина, осадка и высота борта, измеряемые в метрах.
         Различают
    наибольшую длину корабля Lнаиб и длину по конструктивной ватерлинии Lквл. Наибольшая длина—это длина, замеренная по диаметральной плоскости между выступающими наружными обводами носа и кормы. Длина по конструктивной ватерлинии—это длина, замеренная в диаметральной плоскости, в точках пересечения КВЛ с линиями форштевня и ахтерштевня.

     ширина корабля
         Различают
    ширину наибольшую Bнаиб и ширину по конструктивной ватерлинии Bквл. Наибольшая ширина—это ширина, замеренная между плоскостями, параллельными диаметральной плоскости и касающимися наружной поверхности корабля. Ширина по конструктивной ватерлинии есть ширина, замеренная между плоскостями, касательными КВЛ и параллельными диаметральной плоскости. На рисунке показана также ширина по верхней палубе — Вп. длина корабля

     
        
    Осадка или углубление Т есть расстояние по вертикали между основной плоскостью и плоскостью КВЛ. На корабле осадка определяется по маркам углубления или с помощью приборов — осадкомеров.

       Различают среднюю осадку Т, замеренную на миделе, осадку носом Тн, замеренную на носовом перпендикуляре или по носовым маркам углубления, и осадку кормой Тк, замеренную на кормовом перпендикуляре или по кормовым маркам углубления. Если осадки носом и кормой различны, то определяют среднюю осадку

    Т = (Тн + Тк) / 2

        
    Разность между осадками носом и кормой называется дифферентом, т. е.

    дельта = Тн — Тк

         Если корабль имеет осадку носом большую, чем осадка кормой (дельта имеет положительное значение), то корабль плавает с дифферентом на нос, если осадка кормой больше осадки носом (дельта имеет отрицательное значение), корабль имеет дифферент на корму. Если осадка правого борта больше осадки левого борта, то корабль сидит с креном на правый борт, если наоборот, то с креном на левый борт. Если корабль имеет крен и дифферент, то осадку можно определить по следующим формулам:

    Тн = (Тнп + Тнл) / 2;

    Тк = (Ткп + Ткл) / 2;

    Т = (Тк + Тн) / 2,

    где Тнп, Т'кп — осадки носом и кормой, замеренные по маркам правого борта;
    Тнл, Ткл —осадки носом и кормой, замеренные по маркам левого борта.
    С изменением веса корабля его осадка изменяется и будет равна расстоянию, замеренному по вертикали между плоскостью действующей ватерлинии и основной плоскостью.

        
    Крен и дифферент измеряются кренометрами и дифферентометрами.
         Высота борта при миделе Нб есть расстояние от линии пересечения верхней палубы и борта корабля до основной плоскости, измеренное на миделе. Высота надводного борта Ннб есть разность между высотой борта при миделе и осадкой, замеренной у миделя, т. е. Ннб = Нб - Т.

    осадка и высота борта корабля
         Наибольшая длина, наибольшая ширина и осадка являются габаритными размерами корабля и имеют большое практическое значение для определения возможности проводки корабля в узкостях, в шлюзах, на мелководье, постановки в док, при швартовках и т. п. В ряде случаев, например для определения возможности прохода под мостами, представляет интерес высота от действующей ватерлинии до топа самой высокой мачты корабля.
         На корпусе корабля краской наносится конструктивная ватерлиния. Ватерлиния, по которую в рассматриваемый момент плавает корабль, называется действующей ватерлинией.
         Положение корабля по отношению к поверхности спокойной воды называется посадкой корабля.

    Различают следующие виды посадки корабля:

    — корабль сидит прямо или на ровный киль, т. е. без крена и дифферента;
    — корабль сидит прямо, но с дифферентом на нос или на корму;
    — корабль сидит на ровный киль, но с креном на правый или левый борт;
    — корабль сидит с креном и дифферентом.

         Наиболее распространенной является посадка, когда корабль, не имеющий хода, сидит прямо с незначительным дифферентом на нос, а на ходу—с дифферентом на корму. Все остальные виды посадки свидетельствуют о ненормальном положении корабля, и личный состав должен принимать необходимые меры для приведения посадки корабля к нормальной. В процессе эксплуатации посадка корабля изменяется в зависимости от расхода или приема грузов, особенно топлива и воды.







    Рейтинг@Mail.ru