фл.семафором корабль

исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.                
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания
  •  

     

     

    Пароходы активной обороны

    Черноморского флота

     

     

     

     

     

    Морское министерство за 20 лет, с 1857 по 1877 г., не удосужилось построить ни одного боевого корабля. Хваленый «железный канцлер» A.M. Горчаков с 1857 по 1870 г. упрашивал Францию отменить статьи Парижского мира 1856 г., запрещавшие России строительство военных судов на Черном море. В 1860-х гг. в Европе шли почти непрерывные войны, всем было не до России, и канцлер Бисмарк в приватной беседе посоветовал Горчакову строить потихоньку военные суда. Увы, упрямый старец ничего не хотел делать без разрешения Запада.

    За неимением лучшего была выдвинута идея использовать пароходы «активной обороны», то есть торговые суда, вооружаемые в военное время. В целом идея была здравой, но РОПиТ, несмотря на субсидии правительства, покупал разнотипные и мало подходившие на роль крейсеров пароходы. Морское ведомство не соизволило даже создать эффективные пушки для пароходов активной обороны. 9-фи и 4-фн пушки обр. 1867 г. были слишком слабы, а 6-дм крепостные мортиры были эффективны только при стрельбе по берегу или при длительной стрельбе с береговой установки по неподвижно стоявшим вражеским кораблям. Попасть же в движущийся корабль, стреляя с качающейся палубы, шансов практически не было.

    В 1877 г. у РОПиТа Морведом было взято 12 пароходов с арендной платой от 200 до 400 руб. в день за пароход. На случай гибели судна была положена компенсация. В результате этой сделки прибыль РОПиТа в 1878 г. превысила рекордную годовую прибыль мирного времени в 1,5 раза (Аренс Е. «Роль флота в войне 1877-1878 гг.». СПб., 1903).

     

     

    «Эриклик» (с 31 декабря 1922 г. «Красный Моряк»). Длина 66,1 м. Ширина 8,8 м. Осадка 3 м. Водоизмещение 1145 т. Корпус железный. Колесный. Машина мощностью 250/890 (номинальных/ индикаторных) л. с. Скорость 10,5 уз.

    Построен в Англии в 1866 г. (фирма «Митчел»). Куплен Морведом 11 ноября 1872   г. В 1891 г. прошел капитальный ремонт. 31 марта 1910 г. исключен из списков судов Черноморского флота и продан частному владельцу. 12 мая 1921 г. принят от Главода и в качестве посыльного судна включен в состав Морских Сил Черного Моря. С 8 августа 1921 г. по 25 декабря 1922 г. судно использовалось в качестве самоходной плавбазы дивизиона сторожевых катеров и истребителей. 9 октября 1926 г. сдано в порт на хранение, обращено в блокшив. 23 августа 1929 г. передано ЭПРОНу под базу водолазной школы. Впоследствии в качестве товаро-пассажирского парохода входил в состав Азовского пароходства Наркомата морского флота. 12 мая 1942 г. потоплен германской авиацией в Темрюке во время разгрузки раненых и эвакуированных из Керчи.

    Вооружение в 1877—1878 гг.: 2—9-фн пушки обр. 1867 г., 2—4-фн пушки обр. 1867 г., 2 пушки Гатлинга. На 1880 г.: 2— 4-фн пушки обр. 1867 г, 1 пушка Гатлинга.

     

    «Ливадия». Длина 81,2 м. Ширина 11 м. Осадка 4,5 м. Водоизмещение 1965 т. Корпус деревянный. Колесный. Машина мощностью 460/1600 (номинальных/индикаторных) л. с. Скорость 13 уз.

    Заложен 19 марта 1870 г., спущен в 1873   г., вступил в строй в 1875 г. Строился как императорская яхта, но в 1877 г. обращен в пароход активной обороны. Вооружен в мае 1877 г. В ночь с 21 на 22 октября 1878 г. на переходе из Севастополя в Одессу выскочил на камни у Тарханкутского маяка.До 7 декабря 1878 г. велись спасательные работы, а затем судно было брошено.

    Вооружение на 1877 г.: 2—6,3-дм пушки, 2—9-фн пушки, 2—4-фн пушки (все обр. 1867 г.), 1 скорострельная пушка Пальмкранца, 1 скорострельная пушка Гатлинга, 1—6-дм мортира обр. 1867 г.

     

    «Великий князь Константин». Длина 74,5 м. Ширина 9,14 м. Осадка 4,42 м. Водоизмещение 1480 т. Машина мощностью 350 номинальных л. с. 4 котла. 1 винт. Скорость 12,7 уз.

    Заложен 14 апреля 1857 г. во Франции на верфи Ла Сейн, спущен 29 сентября 1857 г. 18 июля 1879 г. продан РОПиТу. Был носителем минных катеров. С 1889 г. блокшив в Батуме.

    Вооружение в 1877—1878 гг.: 1-9-фн пушка обр. 1867 г., 2—4-фн пушки обр. 1867 г., 2—6-фн гладкие пушки, 1—6-дм мортира обр. 1867 г.

     

    «Веста». Водоизмещение 1800 т. Машина мощностью 144 номинальные л. с. Скорость 12 уз.

    Построен в 1858 г. Вооружен в июне 1877 г 17 июля 1877 г., находясь в крейсерстве в 35 милях от Констанцы (турецкое побережье), «Веста» встретилась с корветом «Фехти Буленд». Завязался бой. Согласно докладу капитана «Весты» лейтенанта Н.М. Баранова, бой длился 5 часов. Средняя дистанция боя составляла около 2200 м, но временами корабли сближались до 700 м, и тогда турки вели даже винтовочный огонь, а русские отвечали из 44-мм (1,75-дюймовых) скорострельных орудий Энгстрема. Противнику удалось вывести из строя одну 6-дюймовую мортиру, но остальные мортиры действовали успешно. В частности, мичману Рожественскому удалось попасть из мортиры в башню корвета и вывести ее из строя. Затем на корвете возник сильный пожар. В конце концов поврежденный «Фехти Буленд» ретировался. «Веста» имела серьезные повреждения, было убито 3 офицера и 9 нижних чинов, ранено 4 офицера и 17 нижних чинов. За бой с корветом «Фехти Буленд» лейтенант Баранов был произведен в капитаны 2-го ранга и флигель-адъютанты, а

    также награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Российская печать подробно расписывала подвиги Баранова, обратившего в бегство турецкий броненосец. В ответ в лондонской газете «Тайме» от 3 сентября 1877 г. было напечатано письмо турецкого адмирала Монторп-бея. Там говорилось, что на «Фехти Буленд» не только башен, но и вообще орудий на палубе не было. Не было и ружейной пальбы, пожара на корвете и прочего, что «происходило только в воображении господина Баранова». На самом же деле «Веста», рискуя взорваться на собственных котлах, развила скорость 13 уз. (на пробе она дала 12 уз.) и в течение пяти часов удирала от «Фехти Буленда». Четыре 9-дюймовые пушки корвета расположены по углам каземата, и стрелять вперед фактически не могло ни одно орудие. Под небольшим углом к оси корвета по «Весте» могла стрелять лишь одна 9-дюймовая пушка Амстронга, имевшая существенные конструктивные недостатки. Это и спасло «Весту» от уничтожения. Потерь в людях на «Фехти Буленде» не было, хотя и имелись небольшие повреждения, в частности было попадание в трубу.

    Вооружение на 1877 г.: 2—9-фн и 1— 4-фн пушка обр. 1867 г., 2 пушки Энгстрема, 2 пушки Гатлинга, 5—6-дм мортир обр. 1867 г.

     

    «Владимир». Водоизмещение 1600 т. Машина мощностью 2500 индикаторных л. с. Скорость 13 уз. Построен в 1858 г. в Англии. Вооружен в 1877 г. Исключен из списков судов флота в 1894 г.

    Вооружение на 1877 г.: 1— 6,3-дм пушка обр. 1867 г., 2—4-фн пушки обр. 1867 г., 1 —6-дм мортира обр. 1867 г. и одна скорострельная пушка.

     

     

    Пароход активной обороны «Великий князь Константин»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    «Россия». Длина 90 м. Ширина 11,6 м. Водоизмещение 2600 т. Машина мощностью 1500 индикаторных л. с.

    Построен в 1872 г. в Ньюкастле. Принят Морведом от РОПиТа 14сентября 1877 г. Вооружен в октябре — ноябре 1877 г. 20 ноября 1877 г. перешел из Севастополя в Одессу и приступил к крейсерским операциям. В 1911 п обращен в блокшив.

    Вооружение на 1877 г. — пушки обр. 1867 г.: 6—8-дм, 3—6,3-дм, 2—9-фн. Скорострельные пушки: три Энгстрема, две Пальмкранца. Первоначально было две 6-дм мортиры обр. 1867 г., а позже поставили одну 9-дм мортиру на станке Военного ведомства.

     

    «Аргонавт». Водоизмещение 430 брт. Машина мощностью 160 номинальных л. с. Скорость 13 уз.

    Построен в 1859 г. в Лондоне. С 1893 г. обращен в баржу. В 1903 г. продан.

    Вооружение в 1877—1878 гг.: две 4-фн пушки обр. 1867 г., одна пушка Гатлинга, одна 6-дм мортира обр. 1867 г.

     

    «Пендераклия». Длина 58,1 м. Ширина 9,3 м. Осадка 3,9 м. Водоизмещение 1005 т. Машина мощностью 591 индикаторная л. с. 1 винт. Скорость 9,5 уз.

    Бывший турецкий пароход «Мерсина», захваченный 13 декабря 1877 г. пароходом «Россия». Построен в Англии. При захвате имел две мелкокалиберные пушки. 24 декабря 1877 г. включен в состав Черноморского флота. В январе 1878 г. приказано вооружить «Пендераклию» 2— 6-дм пушками обр. 1867 г., 3—9-фн пушками обр. 1867 г. и 2—6-дм мортирами обр. 1867 г. На 1902 г. числился транспортом и был вооружен 2—47/5-мм и 2—37/1-мм пушками Гочкиса. 15 июля 1911 г. исключен из списков судов флота и обращен в блокшив. В 1914—1918 гг. использовался как плавбаза подводных лодок, а позже — тральщиков. В ноябре 1920 г. оставлен белыми в Севастополе. Затем передан торговому флоту.

     











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru