фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • новости флота
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Учебник по шлюпкам

    Устройство шестивесельного яла

     

     


    Устройство, вооружение и снабжение шлюпок

     


    Назначение шлюпок

     

         Шлюпками называются мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения повседневных нужд корабля. С их помощью решается широкий круг задач:
    — сообщение с берегом и другими кораблями;
    — помывка или покраска борта;
    — промерные, водолазные и другие работы на воде;
    — завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей;
    — транспортировка различных грузов;
    — оказание помощи терпящим бедствие судам;
    — подрыв плавающих мин;
    — своз десанта;
    — доставка разведывательных групп;
    — спасение личного состава в случае гибели корабля. Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку. Шлюпка — лучшее средство начального обучения курсантов управлению маневрами корабля. Поэтому она является необходимой принадлежностью не только кораблей и частей ВМФ, но также морских (мореходных) и военно-морских учебных заведений.

     

    Типы гребных шлюпок

     

         Морские корабельные шлюпки классифицируются по следующим основным признакам:
    по роду движения — на гребные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные;
    по материалу корпуса — на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и композитные (набор и обшивка из разных материалов);
    по кормовому образованию корпуса — на транцевые, имеющие тупую срезанную корму (транец), и вельботного типа с острым образованием кормы;
    по роду движителя — на весельные, парусные и винтовые.

         Одни движители можно использовать в качестве основных (например, весла или паруса на гребно-парусных шлюпках), А другие — в качестве вспомогательных или аварийных (например, весла на некоторых типах моторных спасательных шлюпок).

        

    В Военно-Морском Флоте используются следующие типы гребных и гребно-парусных шлюпок.

     
        
    Барказы двадцати- и шестнадцативесельные. Используются, как правило, для учебно-спортивных целей, реже — для завоза якорей и транспортировки грузов. Корпус деревянный с транцевой кормой. Имеют двухмачтовое рейковое парусное вооружение.
        
    Катера десятивесельные. Используются для учебно-спортивных целей. Корпус деревянный с транцевой кормой. Имеют двухмачтовое рейковое парусное вооружение.
        
    Ялы шести-, четырех- и двухвесельные. Имеют многоцелевое назначение. Корпус деревянный (или пластмассовый) с транцевой кормой. Шести- и четырехвесельные ялы имеют одномачтовое рейково-разрезное парусное вооружение, иногда подвесной мотор.
        
    Тузики — самые малые гребные шлюпки с транцевой кормой, весла парные. Имеются на малых кораблях, используются на закрытых рейдах.
        
    Транцевые шлюпки часто заливает попутная волна. Вельботы и спасательные шлюпки, имеющие острую корму, свободны от этого недостатка.
     

         Рисунок шестивесельного яла приведен на наших страницах здесь, по этой ссылке слева .

        
    Надувные шлюпки резинотканевые. Используются на подводных лодках и в морской авиации. Снабжаются веслами и иногда парусным вооружением.
    Пассажирские и транспортные суда, а также вспомогательные плавучие средства ВМФ снабжаются вельботами и спасательными шлюпками.
        
    Вельботы шестивесельные. Бывают разъездные и спасательные. Корпус деревянный с острым образо-ванием кормы. Имеют распашные весла и одномачтовое парусное вооружение. Могут быть также гребно-парусно-моторными.
        
    Спасательные шлюпки — бестранцевые, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса водонепроницаемые воздушные ящики обеспечивают шлюпке непотопляемость. Снаружи на скулах корпуса имеются киль-поручни, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Этой же цели служат расположенные по бортам спасательные леера с поплавками. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовое люгерное. Спасательные шлюпки вместимостью до 60 человек бывают гребными, от 60 до 100—моторными или оборудованными средствами механического движения (приводными), свыше 100 человек—только моторными.



    Нормы эксплуатации шлюпок



         Одно из главных условий безопасности плавания — строгое соблюдение норм эксплуатации — мореходности и пассажировместимости (грузоподъемности), определенных для каждого типа шлюпок. Знание этих норм для командиров и старшин шлюпок обязательно.
         На барказах и катерах, идущих на веслах или буксире в районах закрытых рейдов и гаваней при ветре до 5 баллов, допускается перевозить:
    — на барказах — не более 5 человек на одно весло; В отличие от вальковых распашные весла имеют больший внутренний рычаг и не имеют валька. Гребец сидит на банке один и гребет с противоположного от своего места борта.
    — на катерах — не более 5 человек на одну банку.
         В число перевозимых людей входят и гребцы шлюпки.
     

         При перевозках людей на барказах и катерах при той же обстановке под парусами указанные нормы уменьшаются вдвое.
         Для ялов и вельботов в районах закрытых рейдов и гаваней определены следующие нормы вместимости:
    — для шестивесельных ялов при ветре силой до 5 баллов и движении на веслах — 13 человек, при движении под парусами — 8 человек, при движении под мотором — 7 человек, при ветре силой до 3 баллов под мотором—не более 13 человек. Эксплуатация яла под мотором при ветре свыше 5 баллов запрещается;
    — для четырехвесельных ялов при ветре до 4 баллов и движении на веслах — 9 человек, при движении под парусами — 6 человек; при волнении моря не свыше 2 баллов и движении под мотором — 9 человек. При ветре силой более 4 баллов эти нормы снижаются сообразно обстановке; эксплуатация яла под мотором запрещается;
    — для спасательных вельботов при ветре силой до 2 баллов—3 человека. При волнении моря свыше 2 баллов эксплуатация яла запрещается;
    — для спасательных вельботов при ветре силой до 5 баллов и движении на веслах—13 человек, при движении под парусами — 8 человек.
         Для спасательных шлюпок мореходность не ограничена.
         Предельная нагрузка шлюпок при перевозках компактных и малоемких грузов определяется из расчета 80 кг груза вместо одного гребца (пассажира).
         При перевозках жидких и сыпучих грузов (вода, песок) в условиях благоприятной погоды приняты сле-дующие нормы вместимости:
    — на барказах — от 8 до 10 т;
    — на катерах — от 4 до 6 т:
    — на шестивесельных вельботах — З т;
    — на шестивесельных ялах — 2,5 т.
         При ветре более 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах и в море приводимые нормы снижаются сообразно обстановке.
         Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из присутствующих на шлюпке офицеров корабельного состава, а при отсутствии офицеров — старшина шлюпки. При отправлении шлюпки с корабля ответственность возлагается на вахтенного офицера.



    Устройство шлюпки - шестивесельного яла



         Самым распространенным типом гребно-парусной шлюпки является
    шестивесельный ял, корпус которого изготовлен из высококачественных пород дерева.
         Остовом корпуса служит набор, состоящий из продольных и поперечных дубовых или ясеневых брусьев. Набор придает корпусу яла необходимую форму и обеспечивает его прочность. Основная часть набора — киль.
         Киль — сплошной дубовый или клеенный из двух дубовых и трех сосновых досок прямолинейный брус, проходящий по всей длине шлюпки.
         В носовой части с помощью латунных болтов скреплен с килем форштевень — криволинейный брус, клеенный из нескольких дубовых досок. Он образует носовую оконечность шлюпки.
         Кормовую оконечность шлюпки образует врезанный в киль под углом около 100° прямоугольный клеенный из дубовых досок брус—ахтерштевень. Ахтерштевень надежно скреплен с килем стальной оцинкованной кницей на латунных болтах.
         В ахтерштевень заподлицо врезана транцевая доска (транец), изготовленная из двух-трех дубовых досок. С внутренней стороны по периметру к транцу крепится деревянный ободок — транцевый брус. К килю сверху оцинкованными гвоздями прикреплен резен-киль — дубовая доска, придающая килю дополнительную прочность.
         По всей длине киля с обеих части вырезаны пазы (шпунты) первого пояса обшивки. сторон его верхней для присоединения С наружной стороны шлюпки киль и форштевень защищены от повреждений металлической подкильной полосой.

    Киль и штевни
    На рисунке:
    киль и штевни, где:
    1 — гак для крепления кливер-галса (галсовый гак); 2 — форштевень; 3, 9, 10 — болты; 4 — подкладка; 5 — кница; 6 — кормовой рым; 7 — ахтерштевень; 8—транцевая доска; 11 —киль; 12 — подкильная полоса.

     

    А на следующем рисунке показана конструкция киля:
    1 — резен-киль; 2 — шпунт; 3 — киль; 4 — подкильная полоса.

     Конструкция киля
    К резен-килю стальными оцинкованными шурупами прикреплены шпангоуты — поперечные ребра из твердых пород дерева, предварительно выгнутые по форме обводов шлюпки. На шестивесельном яле 25 шпангоутов.

     

     

     

    Далее на рисунке - крепление шпангоутов:
    1 — кильсон; 2 — шпангоут; 3 — гвоздь с шайбой; 4 — обшивка; 5 — резен-киль; 6 — шуруп; 7 — киль.

     Крепление шпангоутов
         Поверх шпангоутов на резен-киле лежит кильсон — съемная доска, скрепленная с килем латунными болтами (смотрите рисунки здесь и далее).
         Верхние концы всех шпангоутов скреплены двумя дубовыми, изогнутыми по форме борта привальными брусьями. Носовые концы привальных брусьев врезаны в форштевень и прочно скреплены с ним и между собой брештуком — стальной горизонтальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены металлическими кницами с транцевым брусом.

         К набору яла оцинкованными или медными гвоздями прибита обшивка из сосновых и дубовых досок. Носовые концы обшивки утоплены в специально вырезанный шпунт на форштевне, кормовые концы скреплены с ахтерштевнем, ободком транца и транцевой доской. Обшивка состоит из 14 поясов. Первый пояс — шпунтовый, изготовлен из 16-мм дубовых досок (толщина остальных досок—12 мм). Верхний пояс обшивки — ширстрек тоже изготовлен из дубовых досок. Между ширстреком и привальными брусьями — деревянный заполнитель. Пояса обшивки яла уложены внакрой.

    Крепление привальных брусьев
    На рисунке -
    крепление привальных брусьев:
    1 — форштевень; 2 — гак для крепления кливер-галса; 3 — стальная кница; 4 — деревянная накладка (брештук); 5 — носовой рым; 6 — шпангоут; 7 — привальный брус; 8 — ширстрек

         Привальные брусья, оконечности шпангоутов и верхние кромки ширстрека закрыты сверху дубовой доской — планширем.
         Два буртика — полукруглые дубовые или ясеневые бруски — защищают борта шлюпки от ударов при швартовке. Верхний буртик прикрывает паз между планширем и ширстреком. Нижний буртик находится на поясе, который ниже ширстрека. Буртики крепятся к обшивке латунными шурупами, что дает возможность быстро заменить их. В планшире и деревянном заполнителе имеются отверстия для уключин (по три на каждом борту).

     Обшивка
    На рисунке -
    обшивка шлюпки:
    б — вгладь; а — внакрой; 1 — планширь; 2 — буртики; 3 — доски обшивки; 4 — гвозди с шайбами; 5 — шпангоут; 6 — подлегарс; 7 — банка; 8 - штапик; 9 — привальный брус.

         На продольные дубовые брусья — подлегарсы опираются банки, которые служат сиденьями для гребцов и элементами поперечного крепления шлюпки.
         В яле четыре банки: носовая, баковая (мачтовая), средняя и загребная (кормовая). Стальными оцинкованными кницами они скреплены с привальными брусьями. Чтобы банки не прогибались под тяжестью гребцов, их средние части укрепляют стойками — пиллерсами. Верхний конец стойки входит в гнездо на банке, нижний—в башмак на кильсоне. Между банками по бортам находятся распорки, называемые чаками.    Поверх банок и чак вплотную к шпангоутам уложена дубовая планка —
    штапик.
         В носовой части шлюпки на подлегарс опирается съемный носовой решетчатый люк с отверстием для фонарной стойки (или гоночного номера). Нижний конец стойки входит в гнездо башмака на форштевне.

     

     Крепление банки к привальному брусу

     

    На рисунке - крепление банки к привальному брусу:
    1 — металлическая кница: 2—планширь; 3 — привальный брус; 4 — шпангоут; 5 — деревянный заполнитель; 6 — штапик; 7 — фасонный обушок для заводки кливер-шкота; 8 — подлегарс; 9 — банка (средняя); 10 — чака
         В кормовой части шлюпки на подлегарс опирается сиденье, на котором при движении под парусом размещаются пассажиры, командир и старшина шлюпки. Параллельно транцевой доске в вертикально расположенные направляющие вставлена съемная заспинная доска. Между заспинной и транцевой досками у правого борта — место для старшины шлюпки при движении на веслах. Сиденьем ему служит деревянная накладка — кница, опирающаяся на привальный и транцевый брусья. Вторая кница находится у левого борта.

     

     

     Кормовая часть шестивесельного яла

    На рисунке -
    кормовая часть шестивесельного яла:
    1 — утка; 2 — направляющий башмак; 3 — разрезной фасонный обушок для заводки фока-шкота; 4 — де-ревянная кница (место старшины шлюпки при движении на веслах); 5 — транцевый брус; 6 —кормовой рым; 7 — отверстие для цепного подъемного рыма, 8 — кормовое сиденье; 9 — кормовой решетчатый люк; 10 — пробка.
         Для предохранения шпангоутов от повреждений, удобства передвижения по шлюпке и равномерного распределения нагрузки дно яла прикрыто съемными деревянными щитами — рыбинами, а на участке между загребной банкой и кормовым сиденьем — со-стоящим из двух частей кормовым решетчатым люком.
         На рыбинах и задней, узкой части люка имеются упорки для ног гребцов. Вода, попавшая на рыбины и люк, не задерживается на них, а стекает на дно шлюпки. Для слива скопившейся на дне воды под кормовым люком в обшивке имеется отверстие с вывинчивающейся пробкой.

     

     Рыбина

    На рисунке -
    рыбина:
    1 — рыбина; 2 — упорка; 3 — стропка.

     

         При спуске и подъеме шлюпки на борт корабля используются цепные подъемы (подъемные рымы). Цепной подъем состоит из обуха, наглухо прикрепленного к килю, такелажной скобы, отрезка цепи и рыма. За рымы закладываются гаки шлюпочных талей. Чтобы шлюпка при спуске (подъеме) не кренилась, носовой рым пропускают через стопорную планку на носовой банке, а кормовой — через специальное отверстие в кормовом сиденье.
         Для удержания шлюпки на заданном курсе или изменения направления ее движения служит рулевое устройство, состоящее из навесного руля, деталей для его навески и румпеля (при движении на веслах используется изогнутый румпель, при движении под парусом—прямой).
         Руль изготовлен из дуба и состоит из головки, пера и петель с оковками. Он навешен на стальной оцинкованный стержень, укрепленный на транцевой доске и ахтерштевне яла. В головке руля имеется квадратное отверстие для румпеля. Чтобы румпель не выпал, он крепится чекой, связанной цепочкой с головкой руля или румпелем. В пере руля имеется отверстие для сорлиня — небольшого отрезка линя окружностью 25 мм. Один конец сорлиня, пропущенный в отверстие на руле, заделан специальным узлом (кнопом), а второй привязан к рыму на ахтерштевне.

     Цепной подъемный рым

    На рисунке -
    цепной подъем (цепной подъемный рым):
    1 — рым; 2 — стопорная планка: 3 — цепь; 4 — такелажная скоба; 5 — гайки; 6 — кильсон; 7 — болт; 8 — киль; 9 — обух; 10 — штырь.

     

     









    Рейтинг@Mail.ru