фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • новости флота
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

     

    Учебник по шлюпкам

     

    Предметы снабжения шестивесельного яла

     

     


    Устройство, вооружение и снабжение шлюпок

    (окончание)



    Рулевое устройствоА на следующем рисунке - рулевое устройство:
    1 - головка руля; 2 - чека с цепочкой; 3, 5-петли с оковками; 4 - отверстие для сор-линя; 6 - перо руля; 7- ахтерштевень; 8 – стержень; 9 — рым кормового фалиня, 10 —сорлинь; 11 – румпель. 

     

    Для крепления весел, мачты и снастей при управлении парусами, а также для других надобностей на корпусе шлюпки имеются следующие детали.

    Подуключины — врезанные заподлицо в планширь угловые металлические оцинкованные планки с отверстиями для уключин (на рисунке). Подуключина

    На рисунке справа -
    подуключина:
    1 — планширь; 2 —подуключина; 3— отверстие для уключины; 4 — заполнитель из дерева; 5—привальный брус

    Наметка — откидная металлическая скоба на шарнире, служащая для удержания мачты в вертикальном положении. Один конец наметки закреплен на мачтовой банке, другой свободен или крепится к банке с помощью нагеля.

    Степс — наглухо прикрепленная к кильсону металлическая наделка, служащая для крепления нижнего конца (шпора) мачты. В углублении степса находится горизонтальный штырь, на который садится мачта желобом шпора.
    Степсами называются также металлические наделки с отверстиями для уключин, которые иногда устанавливаются ниже привального бруса.
    Вантпутенсы — металлические планки с проушинами, служащие для крепления вант. Расположены с внутренней стороны привальных брусьев по два с каждого борта.
    Разрезные фасонные обушки служат для закладки фока-шкотов. Расположены на планшире между заспинной и транцевой досками. На кницах средней банки имеются фасонные обушки, служащие для заводки кливер-шкотов.
    Гак на форштевне (галсовый гак) — служит для осаживания и крепления кливер-галса. Наметка

    На рисунке слева -
    наметка:
    1 — отверстие для нагеля; 2 — наметка; 3 — нагель

    Утки — металлические двурогие планки для крепления кранцев. Кильсон со степсом и башмаками для стоек

    На рисунке справа - кильсон со степсом и башмаками для стоек:
    1 — башмак для стойки (пиллерса); 2 — штырь; 3 — степс; 4 — кильсон.

    Швартовное устройство состоит из носового (на форштевне) и кормового (на ахтерштевне) рымов, к которым крепятся огоном фалини — тросы из растительных или синтетических волокон. Предназначено для швартовки и буксировки шлюпок.
    На внутренней стороне транцевой доски находится обойма, а на кормовом сиденье — гнездо (или башмак) для крепления флагштока.

     Детали на транцевой доске

    На рисунке -
    детали на транцевой доске:
    1 — флагшток; 2 — утка на флагштоке для крепления фала флага; 3 — металлические планки для крепления подвесного мотора; 4 — фасонный обушок для крепления леера; 5 — транцевый брус; 6 — металлическая пластинка с данными о мореходности шлюпки; 7 - кормовой фалинь; 8 — фасонная доска 9 — гнездо для флагштока; 10 — флажный позывной; 11 — обойма для флагштока.

         Для подвески мотора на транцевой доске установлены две металлические планки. Для крепления леера при зачехлении шлюпки имеется фасонный обушок.
         Слева от ахтерштевня на транцевой доске прибита металлическая пластинка с данными о мореходности и пассажировместимости шлюпки, а справа накрашивается флажный позывной данной шлюпки.
        
    Флажный позывной присваивается шлюпке приказом командира корабля (части) и состоит из сочетания двух флагов Шлюпочной сигнальной книги: верхний флаг обозначает букву, нижний — «Шлюпочный». Таким образом, флажные позывные имеют вид: А. Шл, Б. Шл, В. Шл и т. д.
         Кроме флажного позывного циркуляром начальника штаба флота шлюпке присваивается
    цифровой позывной, который накрашивается на гоночном номере и пришивается к парусу. Порядок пользования позывными изложен в Шлюпочной сигнальной книге (ШСК).

     

    Расположение флюгарки на транце

     



    На рисунке слева -
    расположение флюгарки на транце.

     

         В носовой части на привальном брусе правого борта прикреплена металлическая табличка с указанием типа шлюпки, завода-изготовителя, заводского номера и года постройки.
    Снаружи обшивки в носовой части и на транце с обоих бортов расположены круглые с деревянной окантовкой флюгарки — знаки особой расцветки, указывающие, какому кораблю (части) принадлежит шлюпка. Флюгарки тоже присваиваются циркуляром начальника штаба флота.


     

    Особенности устройства шлюпок
    из шпона, пластмассы или легкого сплава

     


         Корпус яла может быть изготовлен из шпона, пластмассы или легкого сплава.
        
    Березовый шпон изготовляется в виде тонких листов, получаемых лущением на специальных станках сырых отрезков дерева, нагретых до 60—90° С. Листы укладываются диагональными перекрещивающимися слоями, густо смазанными водостойким клеем, на приспособление, представляющее собой модель корпуса шлюпки в натуральную величину. Предварительно в пазы модели устанавливается набор будущего корпуса (киль, шпангоуты и т. д.). Затем модель с уложенным шпоном помещается в цистерну-автоклав, где в течение определенного времени прессуется под давлением. Корпус из шпона настолько прочен, что для двух- и четырехвесельных ялов нет необходимости устанавливать шпангоуты, а для шестивесельного количество шпангоутов сокращается с 25 до 12.
         Для изготовления пластмассового корпуса применяется жгутовая стеклоткань в сочетании с полиэфирными смолами. Шестивесельный ял шпангоутов не имеет, толщина его наружных стенок 6 мм.
         Прочность корпуса усиливается за счет флор, которые находятся под бортовыми сиденьями, расположенными по всей длине шлюпки. Флоры образуют также внутренние объемы — плавучести, заполненные пластиком ТПК-Н.
         Ял из алюминиево-марганцевого сплава АМГ-5В конструктивно аналогичен пластмассовому. Весла, мачта, реек, румпели тоже изготовлены из легкого сплава.
         Весла и парусное вооружение на шпоновом и пластмассовом ялах такие же, как на яле с корпусом из дерева.
    Основные технические данные шлюпок приведены в приложении и на других страницах нашего сайта.

     

    Предметы снабжения шлюпки

     


         Кроме корпуса в комплект шлюпки входят предметы, необходимые для ее нормальной эксплуатации. Перечень всех предметов приведен в приложении. Он имеется также в Шлюпочной сигнальной книге и формуляре шлюпки. Ниже приводится описание предметов шлюпочного снабжения. Предметы снабжения шестивесельного яла
    Весло — вальковое. Изготовляется из ясеня, бука или сосны (последнее клееное). Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть. Для защиты от намокания и растрескивания весло покрыто олифой. Место упора весла в уключине обшито кожей. Конец лопасти имеет латунную оковку. Длина весла — 3,9 м. Шесть основных и два запасных весла укладываются на банки по бортам лопастями на нос.
    Уключина — металлическая развилка для упора весел при гребле. Шесть уключин вставляются в отверстия на подуключинах и крепятся штертами к подлегарсам или шпангоутам. Одна уключина хранится как запасная. Штерты к уключинам и другим предметам снабжения изготовляются из бельного троса окружностью 18 мм.
    Отпорный крюк служит для задержки шлюпки при швартовке и отталкивания при отходе. Части отпорного крюка: металлический крюк, деревянный шток и его утолщение — клот. Шток изготовляется из дубового дерева. Размеры его таковы, что при падении в воду крюк не тонет. На шлюпке два крюка: один длиной 2,5 м, другой 1,5 м. Длинный крюк через каждые 25 см окрашен в черный и белый цвет и может использоваться для измерения глубины. Короткий не окрашивается. Хранятся крюки у бортов на веслах (длинный — слева, короткий — справа), а после отхода шлюпки от борта корабля кладутся на рангоут (короткий — крюком в нос, длинный — крюком в корму).
    Нагель — металлический стержень с рукояткой. На шестивесельном яле два нагеля: один служит для крепления наметки, другой — фала. Вставляются в отверстия мачтовой банки. Штерты нагелей прихватываются к пиллерсу банки.
    Якорь служит для удерживания шлюпки на месте. Имеет две лапы, веретено, укладывающийся шток и скобу. Хранится в сложенном виде (шток прикладывается к веретену и прихватывается двумя штертами) между мачтовой и носовой банками и прихватывается двумя штертами к кильсону. Вес якоря 20 кг.
    Распашными веслами снабжаются вельботы и спасательные шлюпки.

    Якорный канат изготовляется из пенькового смоленого троса окружностью 50 мм. Хранится свернутым в бухту под носовым решетчатым люком. Чтобы бухта не распускалась, ее в четырех местах связывают штертами. Длина якорного каната 60 м.
    Анкерок — дубовый бочонок емкостью 25 л, предназначенный для хранения пресной воды. К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. Два анкерка (каждый на четыре человека) устанавливаются в диаметральной плоскости шлюпки на специальных подставках — анкер-блоках и крепятся к рыбинам штертами.
    При авариях анкерки могут использоваться как спасательные средства. На этот случай их нужно остропить — взять два линя и втугую обтянуть по окружности, срастить концы каждого, а затем оба линя скрепить между собой двумя поперечными стропками, за которые можно держаться, находясь в воде.
    Воронка используется для наполнения анкерков водой.
    Парусиновое ведро и деревянная лейка служат для удаления воды из шлюпки. Ведро хранится под носовым решетчатым люком, две лейки — под кормовым сиденьем.
    Мат шпигованый размером 300х500 мм изготовляется из пеньки и манильского троса. Служит для вытирания ног. Два мата укладываются в шлюпке: один — в носу на рыбине, другой — в корме на люке.
    Топор предназначен для ремонта корпуса и предметов снабжения шлюпки. Хранится под носовым решетчатым люком и прихватывается штертом к подлегарсу.
    Кранец мягкий. Служит для предохранения борта от повреждения при швартовке. Диаметр кранца-— 125 мм. Четыре кранца (по два на борт) хранятся на рыбинах в районе уток.
    Фалинь — конец бельного растительного троса окружностью 50 мм. Носовой фалинь, ввязываемый в рым форштевня (12 м), хранится на носовом решетчатом люке; кормовой фалинь, ввязываемый в рым ахтерштевня (8 м),—на кормовом сиденье (в свернутом виде).
    Фонарь трехцветный имеет в середине корпуса белое стекло, слева — красное, справа — зеленое. Источником света служит керосиновая или масляная лампа. Фонарь белый— аккумуляторный. Оба фонаря служат для обеспечения безопасности плавания шлюпки в темное время суток. Трехцветный фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специальной фонарной стойки, устанавливаемой в носу шлюпки. Хранятся фонари в специальном ящике под загребной банкой. Фонарная стойка хранится на банках с левого борта.
     

    Военно-морской флаг изготовляется из специальной шерстяной ткани (флагтуха), флагшток— из дерева. При движении под парусом флаг, свернутый вокруг флагштока, помещается в парусиновый чехол и укладывается на весла с правого борта. При движении на веслах флагшток с укрепленным на нем флагом вставляется в обойму на транце и в гнездо на кормовом сиденье шлюпки.
    Гоночный номер фанерная доска размером 40Х40 см на деревянном штоке длиной 130 см. На черном фоне доски с обеих сторон накрашен белой краской номер шлюпки. Этот номер соответствует номеру на парусе. При движении шлюпки на веслах гоночный номер вставляется в отверстие для фонарной стойки.
    Румпель — рычаг для перекладки руля. При управлении шлюпкой на веслах используется изогнутый румпель, при управлении под парусами — прямой. Оба румпеля хранятся между заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к пиллерсу деревянной кницы.
    Пробка (ввертывающаяся) закрывает отверстие в днище шлюпки. Цепочкой пробка крепится к кильсону.
    Киса — парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя, игла, куски парусины, такелажный нож и свайка, необходимые для работы с тросами. В кисе хранятся также запасная уключина, воронка, ответный вымпел и семафорные флажки. Киса крепится к рыму кормового цепного подъема.
     

    Шлюпочный чехол изготовлен из специальной парусины, скроен по обводам шлюпки и имеет в носовой и кормовой части разрезы, а по бортам — пришитые куски парусины (ушки). Вдоль кромок разрезов и на ушках пробиты отверстия —люверсы, в которые с одного борта заделываются штерты. Чтобы чехол не провисал и в нем не скапливалась вода, между форштевнем и ахтерштевнем натягивают леер с талрепом, который крепится в носу за галсовый гак, а в корме — за фасонный обушок. Чехол кладется на леер и с помощью штертов обтягивается и крепится к шлюпке.
    При спуске шлюпки на воду шлюпочный чехол аккуратно свертывается и оставляется на корабле (берегу).
    Рангоутный чехол сшит из той же парусины. Хранится он вместе с парусом на банках в диаметральной плоскости шлюпки, а при постановке парусов — на кормовом решетчатом люке.
     

    Парусное вооружение. Описание парусного вооружения дано в соответствующем разделе.
    Компас шлюпочный необходим для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане, ночью или вне видимости берегов. Хранится под загребной банкой в специальном ящике.
    Ответный вымпел представляет собой усеченный красный флаг с белым кружком посредине. Ткань — флагтух, шток — деревянный. Вместе с двумя красными семафорными флажками служит для сигналопроизводства. Порядок пользования изложен в Шлюпочной сигнальной книге.
    Шлюпочная сигнальная книга используется при переговорах шлюпки с кораблями, постами наблюдения и связи и другими шлюпками, а также является пособием по управлению шлюпкой в различных условиях. Хранится в парусиновом чехле с лямкой.
    Комплект дождевого платья состоит из куртки, брюк и головного убора. Дождевое платье аккуратно свертывается и подвешивается на штертах под банками в тех местах, где сидят гребцы (по комплекту на каждого). Для этого снизу в банки ввернуты специальные обушки.
    Спасательный пояс изготовлен из двух слоев парусины и пенопласта (или крошеной пробки). Может быть заменен спасательным жилетом. Количество соответствует численности команды. Хранится по бортам шлюпки под банками.
    Морские карты (в пеналах), прокладочный инструмент, средства радиосвязи, продовольствие и другие необходимые предметы берутся на шлюпку в случае необходимости.
     

    Типовое расположение предметов шлюпочного снабжения показано на рисунке.







    Рейтинг@Mail.ru