фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • новости флота
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Учебник по шлюпкам

     

    Управление шлюпкой на веслах

     




         «Весла на валек». Команда подается после прохода линии финиша на гребных гонках и для отдания чести начальникам в торжественных случаях. По этой команде гребцы, не вставая, описанным выше способом вынимают весла из уключин, ставят их вертикально рукоятями на рыбины (валек между ног) и разворачивают лопасти вдоль шлюпки. Рукой, которая ближе к борту, обхватывают веретено так, чтобы кисть и локоть были на уровне плеча. Другой рукой берут в обхват валек на уровне пояса (смотрите рисунок). Гребцы равняются сами и выравнивают весла по загребным.

     Положение по команде Весла на валек

     
         На шлюпках с распашными веслами вместо команды «Весла на валек» подается команда «Суши весла».
         По команде «Весла» снова принимается исходное положение для гребли.
        
    «Весла за борт». Команда подается при высадке десанта вместо команды «Шабаш» для уменьшения шума и облегчения шлюпки при подходе к берегу. Гребцы сначала проводят лопасти к борту (так же, как по команде «Весла по борту»), а затем вынимают весла из уключин и сбрасывают их за борт. Весла предварительно должны быть прихвачены штертами к уключинам.
        
    «Шабаш». Команда подается для уборки весел. Гребцы, закончив гребок, ставят весла по траверзу шлюпки. Затем, подложив одну согнутую в локте руку под валек и нажимая другой на рукоять, вынимают весла из уключин, заносят их лопастями к носу и, стараясь не шуметь, укладывают на банки к борту, начиная с баковых. Загребные кладут свои весла последними (сверху). Затем гребцы бесшумно вынимают уключины и штертами уключин прихватывают весла к борту. Гребцы должны следить за правильной укладкой весел, обращая особое внимание на то, чтобы лопасти не оставались на планшире. Если шлюпка ошвартовалась у корабля (берега) и подлежит подъему, старшина убирает румпель и кормовой флаг, надевает на флаг чехол и кладет флаг на весла у правого борта. Загребные становятся коленями на кормовое сиденье, снимают руль и кладут его между транцевой и заспинной досками пером вниз и головкой на правый борт.
     

         На больших шлюпках рекомендуется после заноса лопастей к носу положить их на планширь, после чего укладывать, начиная с баковых. Гребцы помогают друг другу продвигать весла в корму и укладывать их на банки.
         На шлюпках с распашными веслами гребцы, закончив гребок, откидываются назад, проводят над собой рукояти весел, передают их сидящим сзади гребцам (те быстро продергивают их внутри уключин рукоятями на нос), вынимают уключины и кладут их на весла.
         На двойках и тузиках весла укладываются лопастями на корму.
         Для разворота шлюпки вправо применяются команды
    «Левая на воду — правая табань», «Левая на воду — правая в воду», «Левая навались — правая легче гресть».
         Для разворота шлюпки влево применяются команды
    «Правая на воду — левая табань», «Правая на воду — левая в воду», «Правая навались — левая легче гресть».
         Первая из этих команд —
    «...табань» — применяется, когда шлюпка находится без движения. На ходу применяются команды «...в воду», «...навались» и «...легче гресть». Для ускорения поворота используется также руль.
        
    При управлении рулем необходимо помнить, что команда «Право (лево) руля» относится к положению пера руля, а не румпеля. Например, для поворота вправо на переднем ходу руль кладется вправо, а румпель влево; для поворота влево — наоборот.

     

    Подход к трапу (пирсу) в тихую погоду

     

         Подходить к трапу корабля следует с кормы под углом 30—35° к диаметральной плоскости корабля. За 15—20 м от трапа (в зависимости от скорости шлюпки и ветра) старшина подает команду «Шабаш». Гребцы быстро убирают весла, следя за тем, чтобы лопасти не оставались на планшире: если весло зацепится за трап, оно может сломаться или нанести травму гребцам. Баковый и загребной швартуемого борта готовят отпорные крюки (держат их крюками вверх с наклоном к корме шлюпки), средний гребец готовит кранец.

    На рисунке показан подход к трапу корабля в тихую погоду.

     Подход к трапу корабля в тихую погоду
         Если с корабля подается конец, баковый внешнего борта принимает его и крепит шлюпочным узлом за баковую банку (при подходе к пирсу баковый и загребной внешнего борта готовят и подают фалини на пирс).
         Старшина шлюпки при подходе к трапу постепенно рулем отводит нос шлюпки от трапа, а у самого трапа резкой перекладкой руля подводит корму к трапу.
         По команде «Задержаться» баковый и загребной задерживают шлюпку с помощью крюков с таким расчетом, чтобы кормовое сиденье шлюпки было у нижней площадки трапа.
         При задерживании шлюпки крюки должны быть обращены к корме. Нельзя разворачивать их к носу и упираться в борт корабля, так как в этом случае клот может поранить гребца.
         При погашении инерции шлюпки крюк может вырваться из рук гребца. Чтобы этого не случилось, нужно держать шток ближе к середине и, передвигая руки к клоту, постепенно гасить инерцию.
     

         На больших шлюпках перед командой «Шабаш» подается команда «Крюк», по которой баковые гребцы берут весла на валек и, слегка стукнув лопастями друг о друга, кладут на рангоут лопастями в корму. После этого баковый швартуемого борта берет отпорный крюк.
         Задерживать шлюпку у трапа корабля без необходимости запрещается.

     

    Отход от трапа (пирса) в тихую погоду



         Для отхода от трапа корабля или пирса последовательно подаются четыре команды «Протянуться», «Оттолкнуть нос», «Уключины вставить», «Весла разобрать» или одна команда «Отваливай».
         Если с корабля на шлюпку был заведен конец, то он отдается по команде «Отдать конец». Если при стоянке у пирса на него были поданы фалини, то предварительно подается команда «Отдать фалини».
         После отваливания шлюпки от борта корабля подается команда «Весла» и затем — «На воду».

     

    Подход к трапу корабля в свежую погоду

     

         Подход шлюпки к трапу корабля в свежую погоду становится значительно сложнее; он требует четкости и быстроты действий всей команды.
         Подходить к кораблю нужно с подветренной стороны параллельно борту корабля на расстоянии 1,5— 2 длины весла, чтобы иметь возможность грести до момента принятия с корабля конца (в свежую погоду с корабля на шлюпку обязательно подается конец). Когда шлюпка пройдет трап, старшина командует «Баковые шабаш». Баковые убирают весла, принимают с корабля конец и крепят его шлюпочным узлом к баковой банке.
    Затем подается команда «Шабаш» для остальных гребцов, и шлюпка с помощью конца и крюков подводится к трапу. Старшина должен следить за тем, чтобы шлюпка не попала под трап и гребцы не получили травмы.

     

    Отход от трапа в свежую погоду

     

         После выполнения задания шлюпка должна немедленно отойти от трапа. С этой целью конец, поданный с корабля, по команде «Перенести конец на загребную банку» переносится гребцами внешнего борта с баковой на загребную банку и крепится шлюпочным узлом. Во время переноса конца шлюпка удерживается у трапа с помощью отпорных крюков гребцами внутреннего борта. После переноса конца нос шлюпки удерживается у борта корабля руками или серьгой из носового фалиня, заведенной за этот конец.
         Для отхода шлюпки от трапа корабля подается команда «Уключины вставить», а затем — «Протянуться». Выполнив первую команду, гребцы внутреннего борта берут конец и с силой протягивают шлюпку вперед. Когда корма шлюпки пройдет трап, старшина командует «Оттолкнуть нос, отдать конец» и кладет руль в сторону от борта корабля. Баковые отдают серьгу и крюком сильно отталкивают нос. Средний гребец убирает кранец. Загребные отдают конец, бросают его в воду и отпорным крюком отталкивают шлюпку от борта корабля. Далее подаются команды «Весла разобрать», «Весла» и т. д.
         Если гребцам трудно или невозможно протянуться самим, то по приказанию вахтенного офицера шлюпку протягивают с помощью конца матросы с корабля.
         При очень свежей погоде рекомендуется подходить не к трапу, а к корме корабля (на бакштов), где всегда значительно тише, чем у бортов.

     

    Постановка шлюпки на бакштов и под выстрел

     

         При стоянке корабля на якоре или бочке шлюпки, спущенные на воду, ставятся на бакштов или под выстрел. Для постановки на бакштов шлюпка подходит к корме корабля. С корабля на нее подается бросательный конец, с помощью которого на шлюпку выбирается бакштов. На большой волне, когда шлюпке трудно подойти к корме, бакштов подается с помощью какого-либо плавучего предмета - спасательного круга, анкерка и т. п. Привязанный к плавучему премету конец ветром сносится в сторону шлюпки.
         Если на бакштов становится одна шлюпка, бакштов крепится за носовой подъемный рым шлюпки рыбацким штыком или за баковую банку выбленочным узлом Если на бакштов становятся несколько шлюпок, носовые фалини крепятся к нему стопорным узлом. Для выхода гребцов из шлюпки после постановки на бакштов используется шторм-трап. При большой волне выходить по шторм-трапу рекомендуется в тот момент когда корабль встанет точно против волны. При необходимости с помощью бакштова шлюпка протягивается вперед. При отходе от бакштова подаются команды «Отдать бакштов (фалинь)», затем «Уключины вставить» и т. д.
         Постановка под выстрел производится с учетом обстановки (ветра, волны, наличия других шлюпок). Подходить следует со стороны кормы. Старшина направляет шлюпку на свободный шторм-трап или шкентель и исходя из обстановки подает команды «Легче гресть», «Весла в воду», «Суши весла», «Весла по борту», «Баковые шабаш», «Шабаш». Последняя .команда подается с таким расчетом, чтобы шлюпка по инерции подошла носом к шторм-трапу (шкентелю). Баковые, ухватившись за шторм-трап, задерживают шлюпку.
    (Бакштов — растительный трос, один конец которого крепится на корме корабля, а другой подается на шлюпку. Выстрел - балка, перпендикулярная к борту корабля, служит для крепления шлюпок и посадки в них личного состава).
    Принятый с корабля конец они пропускают через коуш шторм-трапа и рым носового фалиня, а затем крепят его рыбацким штыком за носовой подъемный рым или выбленочным узлом за баковую банку.

     Постановка шлюпки под выстрел
     

         На рисунке – постановка шлюпки под выстрел.

     

     


         Для уменьшения рыскливости шлюпки за бурундук выстрела серьгой заводится кормовой фалинь.
         Ставить шлюпки под выстрел на своих фалинях не рекомендуется, так как в случае ветра и волны резкие толчки шлюпок будут передаваться через фалини на шторм-трап и выстрел, что затруднит посадку гребцов в шлюпку.
         В случае, если постановке шлюпки под выстрел мешают другие стоящие под ним шлюпки, необходимо подойти к ним с кормы вплотную, убрать весла, опустить кранцы и вручную или с помощью отпорных крюков протянуться к свободному шторм-трапу, после чего принять с корабля конец и закрепить его, как указано выше.
         Разрешается ставить шлюпку в кильватер впереди стоящей шлюпки. В этом случае на шлюпку, стоящую впереди, высаживается гребец, который крепит носовой фалинь за кормовой подъемный рым или загребную банку соответствующим узлом.
         При постановке под выстрел нескольких шлюпок различных классов большие шлюпки ставятся ближе к борту и выстрелу корабля.

         Одновременно с креплением конца на шлюпке убирается кормовой флаг и руль. После приведения шлюпки в порядок гребцы по шторм-трапу или шкентелю поднимаются на корабль.
         Для отхода шлюпки от выстрела подаются команды «Отдать конец», «Уключины вставить» и т. д. Если под выстрелом стоит несколько шлюпок, то шлюпку протягивают вперед или назад с помощью крюков, конца или шторм-трапа, а затем отходят.
         Перевод шлюпки от выстрела к трапу производится на веслах или по специально основанному лееру.

     

    Подход шлюпки к идущему кораблю



         В практике бывают случаи, когда шлюпке необходимо подойти к кораблю, имеющему ход. Для этого шлюпка выходит на острый курсовой угол корабля с подветренной стороны и ложится на параллельный курс.
         Для выхода с наветренной стороны на подветренную шлюпке разрешается пересекать курс корабля не ближе 10 каб от корабля. Маневрировать и пересекать курс под носом корабля категорически запрещается.
         С подходом корабля шлюпка приближается к нему на расстояние, позволяющее принять с него конец, и движется параллельно до принятия конца. Для приемки конца баковые по приказанию шабашат или ставят весла по борту. Приняв конец, они крепят его за баковую банку шлюпочным узлом. После крепления конца старшина командует «Шабаш» и, управляя рулем, подводит шлюпку к борту корабля.
         При отходе шлюпку, если необходимо, протягивают с помощью конца.

     

    Снятие шлюпки с мели



         Чтобы снять шлюпку с мели, берут весла на укол и, упираясь рукоятями в грунт, сталкивают ее. Если шлюпка не сходит с мели, создают дифферент на корму и применяют раскачивание, создавая крен попеременно на правый и левый борт. Если и это не помогает, высаживают часть гребцов в воду и сталкивают шлюпку.
         Если шлюпка села на мель под парусами, необходимо спустить паруса, срубить рангоут и в дальнейшем действовать, как указано выше.

     

    Постановка шлюпки на якорь

     

         Постановка шлюпки на якорь производится с учетом глубины. Глубина определяется по карте или с помощью лота, а при отсутствии того и другого — по длине вытравленного якорного каната в момент постановки шлюпки на якорь.
         При подходе к месту якорной стоянки заблаговременно подаются команды «Баковые шабаш» и «Якорь к отдаче изготовить». Выполняя вторую команду, правый баковый готовит якорный канат — кладет его на носовой решетчатый люк, отдает штерты, передает ходовой конец каната левому баковому, а коренной крепит рыбацким штыком за носовой подъемный рым. Левый баковый готовит якорь — вставляет шток в веретено, крепит его чекой, берет ходовой конец якорного каната, крепит его рыбацким штыком за скобу якоря и докладывает «Якорь к отдаче изготовлен».
         После доклада бакового старшина разворачивает шлюпку против ветра и волны и командует «Якорь товсь». Баковые становятся коленями на носовой решетчатый люк. Левый баковый кладет якорь на планширь, правый — готовит якорный канат к стравливанию за борт.
         Когда шлюпка развернется против ветра и волны, старшина командует «Табань», а когда начнет двигаться назад — «Отдать якорь». Левый баковый сбрасывает якорь в воду, правый — травит якорный канат до нужных пределов (по указанию старшины шлюпки). Остальные гребцы по команде «Шабаш» убирают весла.
         В зависимости от глубины, ветра и волны якорный канат вытравливается от 1,5 до 3 глубин. Оставшаяся часть крепится восьмеркой за нагель на баковой банке или простым штыком к рыму носового фалиня.
         Короткой серьгой из носового фалиня якорный канат прихватывается к форштевню. Чтобы канат не перетирался, под него на планширь кладут мат. Мат кладется лицевой стороной вниз и прихватывается штертом к рыму носового фалиня.
         На больших шлюпках, имеющих тяжелые якоря, по команде «Отдать якорь» сначала выбрасывается за борт бухта якорного каната длиной 1,5 глубины места отдачи якоря, а затем отдается якорь так, чтобы он не попал на канат и не запутался в нем.
         Отдача якоря на шлюпке, идущей под парусами, производится после спуска парусов. Якорь готовится к отдаче заблаговременно. С приходом к месту отдачи якоря шлюпка приводится против ветра, спускаются паруса и затем отдается якорь.



    Съемка шлюпки с якоря



         Для съемки с якоря подается предварительная команда «Приготовиться сняться с якоря». По этой команде все гребцы занимают свои места. Баковые отдают коренной конец якорного каната и передают его средним гребцам, затем отдают серьгу и берут канат. Средние гребцы готовятся свертывать канат в бухту.
         По команде «Поднять якорь» баковые, стоя коленями на носовом решетчатом люке. выбирают якорь, а средние быстро свертывают канат в бухту. При выборке якоря баковые должны следить за тем, чтобы канат находился как можно ближе к форштевню.
         Когда якорь оторвется от грунта, левый баковый докладывает «Встал якорь», а когда он покажется из воды, «Чист якорь» или «Якорь не чист». Баковые очищают якорь от водорослей и грунта и кладут его на носовой люк.
         После выборки якоря подаются команды «Уключины вставить», «Весла разобрать» и т. д. Гребцы (кроме баковых) вставляют уключины и начинают грести.
         Для баковых подается команда «Якорь уложить, канат скружить». Левый баковый отдает ходовой конец каната, укладывет шток и принайтовывает его к веретену. Правый баковый заканчивает свертывание каната в бухту и связывает его в четырех местах штертами. Якорь укладывается под носовой решетчатый люк, канат — между носовой и баковой банками.
         При съемке с якоря в стесненных условиях и сильном дрейфе рекомендуется одновременно с выборкой якоря подать команду для средних и загребных гребцов «Уключины вставить», «Весла разобрать» и после выборки якоря — «Весла», «На воду». В этом случае средние гребцы в уборке якорного каната участия не принимают.
         Если шлюпка должна идти под парусами, рекомендуется рангоут ставить до съемки с якоря.

    Плавучий якорь

         В дальнем шлюпочном походе из-за внезапного усиления ветра и отсутствия места для укрытия (при больших глубинах) может возникнуть необходимость использовать плавучий якорь для удержания шлюпки вразрез волны и уменьшения дрейфа.
         Плавучий якорь изготовляется из парусины в виде конуса, в основание которого вшивается металлический обруч или растительный трос (во втором случае в основание вставляются распорки). Для прочности по образующим конуса пришивают концы, соединяющиеся со стороны основания в общий огон, служащий для ввязывания якорного каната. Опущенный в воду конус занимает горизонтальное положение и удерживает шлюпку против ветра и волны (на рисунке - а). Плавучий якорь


         Для уборки плавучего якоря используется оттяжка из линя, ввязываемая в огон, заделанный в вершину конуса.
         Плавучий якорь можно изготовить из кливера. К рейку или веслу крепят кливер задней шкаториной. К галсовому и переднему нок-бензельн6му углу крепят балластины (якорь, румпель) и во все углы ввязывают снасти, распределяющие тягу на четыре точки — шпрюиты, к которым крепится якорный канат (на рисунке - б).
         В качестве плавучего якоря можно использовать также парусиновое ведро.

           

               Подход шлюпки к берегу во время прибоя

         Подход к берегу во время прибоя — один из самых трудных маневров при управлении шлюпкой и должен производиться хорошо обученными гребцами под командованием офицера.
         Прибой, как правило, бывает при ветре с моря, но может возникнуть и при штилевой погоде от зыби, появившейся в результате отдаленного шторма. Волны прибоя выше и круче волн открытого моря и представляют большую опасность. Они приподнимают корму и опускают нос шлюпки, и наоборот, в результате чего шлюпка зарывается, резко теряет ход, плохо слушается руля. Ее может залить с кормы водой или, что самое опасное, развернуть лагом (бортом) к волне и опрокинуть.
         Ширина зоны прибоя от береговой черты зависит от рельефа дна. При пологом рельефе зона прибоя может распространиться на значительное расстояние. при крутом и глубоком бывает только у самой береговой черты. Особенно опасен прибой у крутого каменистого берега.
         В случае крайней необходимости подходить к берегу во время прибоя следует только в светлое время суток, выбирая для высадки пологий песчаный берег.
         Если шлюпка шла под парусами, то до входа в зону прибоя необходимо убрать паруса, срубить рангоут и перейти на весла.
         Командир шлюпки должен до входа в зону прибоя принять решение, как подходить к берегу, определить и разъяснить действия каждого гребца и старшины при высадке, приказать команде надеть спасательные жилеты и приготовить якорь к отдаче.
         Подходить к берегу следует носом или кормой и, как правило, с отдачей якоря.

         Подход носом выполняется следующим образом. До входа в зону прибоя подаются команды «Весла по борту», «Надеть спасательные пояса (жилеты)», «Якорь и якорный канат перенести в корму». Загребные укладывают якорь и канат на кормовой решетчатый люк.
         Затем подается команда «Якорь к отдаче изготовить». Загребные готовят якорь к отдаче, а старшина в это время переходит на кормовое сиденье, готовит из кормового фалиня петлю, вставляет в нее запасное весло и убирает руль.
         На больших шлюпках в гнезда погона вставляются две уключины — одна для весла, другая для якорного каната.
         Получив доклад о готовности якоря к отдаче, командир шлюпки приказывает старшине принять от загребных якорь и быть готовым к его отдаче, входит в зону прибоя и, управляя веслом, удерживает шлюпку вразрез линии прибоя.
         Ход шлюпки регулируется так, чтобы при подходе очередной волны он уменьшался (для чего сушат весла и даже табанят), а после прохода волны увеличивался.
         При подходе к берегу на расстояние 3/4 длины якорного каната (около 40 м) подается команда «Отдать якорь». Старшина отдает якорь и, потравливая или задерживая якорный канат, удерживает шлюпку вразрез прибоя. Гребцы продолжают грести до момента, когда нос шлюпки коснется грунта. Как только это произойдет, командир командует «Шабаш, гребцы в воду». Гребцы быстро убирают весла (уключины не вынимают) и, держась за планширь, прыгают в воду у своих бортов. Командир и старшина, оставаясь в шлюпке, с помощью якорного каната удерживают шлюпку вразрез волны. Гребцы, держась одной рукой за планширь, а другой за уключину, как можно быстрее вытаскивают шлюпку на берег, используя силу наката. Командир и старшина прыгают в воду, когда шлюпка твердо встанет на грунт, и принимают участие в подъеме шлюпки на берег. Рулевое весло убирается после подъема шлюпки на берег.
         Момент высадки из шлюпки очень опасен: очередной вал прибоя может подхватить гребцов и ударить о камни, а шлюпку развернуть лагом, перевернуть или захлестнуть волной. Вот почему от всей команды в этот момент требуется особая внимательность и быстрота действий. Если на шлюпке находятся пассажиры, они должны выполнять все указания командира и не мешать гребцам. Пассажиры прыгают в воду после гребцов.

         Подход кормой с отдачей якоря с носа выполняется при сильном прибое, когда шлюпку может захлестнуть волной через транцевую доску. В этом случае шлюпка до входа в зону прибоя разворачивается носом против волны и, табаня, подходит к берегу. До отдачи якоря шлюпка удерживается против волны веслами и рулем. После отдачи якоря руль убирается и шлюпка удерживается против волны с помощью якорного каната баковыми гребцами.
         Чтобы пропустить очередную волну, при необходимости берут весла «на воду», а затем снова табанят.
         Когда шлюпка коснется грунта, командир и старшина прыгают в воду вместе с гребцами, а баковые с помощью якорного каната удерживают шлюпку вразрез волны.
         Если высадка производится командой, не имеющей достаточного опыта и в незнакомой местности, рекомендуется вплотную к берегу не подходить, а спуститься на якорном канате на возможно близкое расстояние. Пассажиры и гребцы вплавь добираются до берега, а на шлюпке остается один гребец, который подбирает слабину якорного каната и отводит шлюпку на безопасную глубину. Он же с помощью бросательного конца или фалиня помогает гребцам возвратиться на шлюпку.
         При подходе к берегу нескольких шлюпок рекомендуется одной из них встать на якорь мористее прибоя и подать остальным шлюпкам заранее приготовленный конец (можно связать якорные канаты), по которому они поодиночке спускаются к берегу, соблюдая описанные выше правила.



    Отход шлюпки от берега на прибое



         При отходе от берега на прибое необходимо развернуть шлюпку носом к воде, вставить уключины, приготовить петлю из кормового фалиня и вставить в нее весло, всем надеть спасательные жилеты, а затем, используя кругляки, спустить шлюпку на воду.
         При спуске шлюпки гребцы входят в воду, находясь около своих банок; нос шлюпки удерживается вразрез волны.
         Как только форштевень оторвется от грунта, баковые быстро садятся в шлюпку и, выбирая канат якоря, отданного при подходе к берегу, удерживают шлюпку против волны. Остальные гребцы, командир и старшина быстро продвигают шлюпку вперед. Когда шлюпка оторвется от грунта, гребцы по команде командира садятся в шлюпку, быстро разбирают весла и начинают грести. Баковые выбирают якорный канат, а затем и якорь. Старшина с помощью весла удерживает шлюпку вразрез волны.
         После подъема якоря баковые, не разоружая его, садятся на свои места, разбирают весла и включаются в общий темп гребли. Гребцы наваливаются на весла, чтобы быстрее выйти из зоны прибоя. После выхода из зоны прибоя ставится руль, убирается рулевое весло и разоружается якорь.
         Подход к берегу и отход от него без отдачи якоря еще более сложны, опасность постановки шлюпки лагом к волне и опрокидывания ее в этом случае увеличивается. В связи с этим рекомендуется при проходе зоны прибоя использовать плавучий якорь или конец с балластиной. При подходе к берегу подаются команды «Баковые шабаш» и «Измерять глубину». Левый баковый длинным отпорным крюком измеряет глубину.
         Когда глубина уменьшится до 1 м, командир, пропустив очередной вал прибоя, командует «Шабаш, гребцам в воду». Гребцы действуют, как указано выше. Командир и старшина с помощью весла и плавучего якоря удерживают шлюпку вразрез волны, а как только киль коснется грунта, прыгают в воду и помогают гребцам вытащить шлюпку.
         Отход от берега рекомендуется выполнять следующим образом. Загребные заранее укладывают свои весла на рангоут. При спуске шлюпки баковые и средние гребцы садятся в шлюпку по команде командира, когда форштевень оторвется от грунта, разбирают весла и начинают грести, удерживая шлюпку против волны. Командир, старшина и загребные во время посадки баковых И средних гребцов удерживают шлюпку против волны, а в момент, когда они начинают грести, дают шлюпке возможно больший ход и быстро садятся в шлюпку; загребные разбирают весла и включаются в общий темп гребли. Старшина с помощью весла управляет шлюпкой. Командир следит за тем, чтобы шлюпка удерживалась вразрез волны и не теряла ход. Гребцы усиливают проводку весел при подходе очередной волны и ослабляют ее при спуске шлюпки с волны.

     

    Буксировка шлюпок



         Шлюпки могут буксироваться с полным составом гребцов или с командой из трех человек (не менее) — старшины и двух гребцов. Если нужно буксировать несколько шлюпок, впереди ставят более тяжелые. При большом количестве шлюпок их буксируют в двухкильватерной колонне. В этом случае с внутренних бортов шлюпок выставляются кранцы.
         Шлюпки можно буксировать на фалинях или на специальном буксирном тросе. При буксировке на фалинях носовой фалинь первой шлюпки подается на буксирующий катер и крепится за кнехт. Носовые фалини последующих шлюпок подаются на впереди идущую шлюпку и крепятся одним из трех способов: за кормовой подъемный рым рыбацким штыком, за загребную банку шлюпочным узлом, за носовой фалинь рыма простым или рыбацким штыком. В последнем случае рывки при буксировке воспринимаются не банками и корпусом шлюпки, а фалинями, и шлюпки лучше сохраняют строй кильватера.
         Крепить фалинь за кормовой рым при буксировке не рекомендуется, так как на волне рывком может вырвать транцевую доску.
         При свежей погоде и зыби рекомендуется буксировать шлюпки на длинном буксирном тросе. Для буксировки можно использовать сизальский, пеньковый или капроновый трос окружностью 100—120 мм. Длину троса выбирают в зависимости от количества буксируемых шлюпок и состояния моря. На всех шлюпках (за исключением концевых) носовые фалини крепятся за буксирный трос стопорным узлом. Расстояние между шлюпками и катером устанавливается так, чтобы буксирующий катер и шлюпки одновременно входили на гребень волны. Места крепления фалиней на буксирном тросе рекомендуется обозначать специальными марками.
         Чтобы буксирный трос и фалини не перетерлись, под них кладут маты лицевой стороной вниз и прихватывают серьгой около транцевой доски и у форштевня. Если буксирный трос и фалини не прихватить серьгой, то они, изменяя положение при повороте, могут задеть и ранить гребцов.
         Порядок буксировки шлюпок определяет командир похода и своевременно объявляет его старшинам шлюпок и старшине буксирующего катера.

         Для постановки шлюпок на буксир подается команда «Шлюпкам встать на буксир в однокильватерную (двухкильватерную) колонну».
         При постановке на фалини первой к катеру подходит головная шлюпка. В кильватер ей последовательно подходят остальные шлюпки.
         При постановке на буксирный трос первой к катеру подходит концевая шлюпка. Трос, поданный с катера, крепится за носовой подъемный рым рыбацким штыком или за баковую банку шлюпочным узлом. После этого катер дает самый малый ход вперед и травит буксирный трос. Гребцы, табаня, удерживают шлюпку на месте и обтягивают провисающий буксирный трос. Когда конец будет стравлен и обтянут, остальные шлюпки подходят к нему одновременно. Трос поднимают из воды с помощью отпорных крюков и крепят к нему носовые фалини.
         При подходе к катеру (шлюпке, буксирному тросу) подаются команды «Весла по борту» и «Подать (закрепить) фалинь». После закрепления фалиней подается команда «Шабаш», а за ней—«Гребцам сесть на рыбины».
         Гребцы при буксировке находятся на рыбинах и кормовом решетчатом люке, создавая небольшой дифферент на корму, чтобы шлюпка лучше входила на волну. Старшина находится справа на кормовом сиденье и управляет рулем. При наличии груза он размещается возможно ниже и ближе к корме.
         После постановки на буксир на всех шлюпках, кроме концевых, спускается кормовой флаг.
         О готовности к буксировке старшины шлюпок докладывают на катер, поднимая ответный вымпел.
     

         Чтобы избежать наматывания на винт катера буксирного троса и обрыва фалиней от рывка в начале движения, баковые после крепления фалиней выбирают слабину и с началом движения постепенно травят, не допуская рывков.
         Старшина катера, убедившись в готовности шлюпок к буксировке, дает самый малый ход и, когда буксирный трос начнет натягиваться, стопорит ход на некоторое время. Когда трос будет натянут втугую и шлюпки выровнятся, старшина снова дает самый малый ход и постепенно увеличивает его до необходимой величины. Скорость буксировки зависит от состояния моря, количества шлюпок, прочности буксирного троса и мощности двигателя катера. Обычно она не превышает 6—8 уз.
         Для наблюдения с катера за шлюпками назначается специальная вахта.
         Старшины во время буксировки должны сдерживать рыскание шлюпок, обеспечивая движение их в кильватер катеру. Важно непрерывно следить за курсом катера, который при неожиданном повороте может поставить шлюпку лагом и перевернуть ее.
         О предстоящем повороте старшина катера оповещает шлюпки. Для этого он использует электромегафон и сирену: один короткий сигнал сирены — «поворачиваю вправо», два коротких — «поворачиваю влево». Перед поворотом он уменьшает ход катера до малого и, положив руль на 8—10°, делает плавный поворот.
         При прохождении встречных судов во избежание резких рывков и обрыва фалиней от образовавшихся волн старшина катера уменьшает или стопорит ход.
         В случае обрыва фалиня или падения человека за борт немедленно оповещаются катер и идущие сзади шлюпки. Катер стопорит ход, а шлюпки управляются так, чтобы не ударить форштевнем человека или вышедшую из строя шлюпку. Человеку бросают спасательный пояс. Старшина концевой шлюпки самостоятельно отдает буксирный конец и принимает меры для спасения человека.
         Во время буксировки для защиты от брызг гребцы используют комплекты дождевого платья или спасательные жилеты. Накрывать гребцов шлюпочным чехлом запрещается.
         При передаче с катера сигналов и приказаний шлюпки подтверждают их прием подъемом ответного вымпела. На те шлюпки, которые не поднимают ответного вымпела, сигналы репетуются голосом.
         При подходе к месту назначения катер стопорит ход, и с него подается команда «Отдать фалини» или «Отдать буксир». Шлюпки отдают фалини и далее действуют по указанию командира похода.







    Рейтинг@Mail.ru